Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский)

Стать собою самим Хоть на миг попытайся.

Омар Хайям

Тубельский Александр Наумович — директор средней школы Mb 734 г. Мос­квы, кандидат педагогических наук.

'Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в кото­ром обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая + свободное воспитание. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: саморазвитие. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобра­зовательная, гуманистическая, политехнология.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: классно-урочная + альтернативная, академичес­кая + клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная + сотрудничество. По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По направлению модернизации: целостные технологии авторской школы. По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации

- Обретение ребенком своего «Я», самоопределение.

- Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, тру­довой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности,

- Освоение круга обязательных в данной школе предметов.

- Умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности.

- Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (обществоведение).

- Умение владеть своим телом (физическая культура).

- Трудовая подготовка.

Концептуальные положения

Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предпо­ложении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, эконо­мике, производстве и т. п. ). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».

Эти процессы опираются на следующие принципы.

1. Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование). Каж­дый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного пред­мета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление,формируются некоторые универсальные способы мыследеятелъности (понимание, нахождение детьми личнос­тных смыслов, рефлексия и т. п. ), а не просто усваиваются некото­рые понятия и алгоритмы.

2. Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в тече­ние нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными уме­ниями.

3. Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмыслен­но проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

4. Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самооп­ределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представле­ний с представлениями других людей.

5. Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.

6. Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людь­ми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование: подобно ре­бенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой пред­мет, свой профессиональный опыт.

Особенности содержания

В дошкольном периоде главное внимание уделяетсяразвитию органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отли­чие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признаетсядеятель­ность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновоз­растных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные празд­ники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей сре­ды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкуль­турой.

В Школе самоопределения принципиальноотказываются от программиро­вания деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потреб­ность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдель­ного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодея­тельности.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идетосвоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов по­нимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.

Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов пони­мания, анализа, выстраивания различных деятельностей, апобуждение к выра­щиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержа­ние уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться люби­мым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств:

самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового, игрового и т. п.

Один день в неделю посвящаетсятрудовой подготовке - учащиеся сами оп­ределяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, ме­талла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п. ). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

В старшей школе (10-е и 11-е классы) за исключением нескольких обязатель­ных предметов обучение ведется поиндивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик.

Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены так назы­ваемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный ми­нимум. Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем и учениками. Не требуется обязательно прийти к единственно правиль­ному ответу или решению.

Особенности методики

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде«погружений", когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды ра­бот, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вмес­те с учителем.

Другой формой учебного процесса являетсямастерская илистудия, кото­рой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику (см. п. 9. 6. ).

Балльной системы оцениванияне существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются реко­мендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравне­нии с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершаетсятворческими экзаменами, на которых проводит­ся защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвиже­ния.

Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организацииуклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического обще­ства. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Литература

1. Имею право (сборник школьных законов, придуманных и написанных учениками и учителями Школы самоопределения). - М. , 1993.

2. Сидоркин A. M. Пособие для начинающих Робеспьеров. - М. , 1990.

3. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I, II / Под ред. А. Н. Тубельского. - М. : Новая школа, 1991.

4. Школа самоопределения: шаг второй / Под ред. А. Н. Тубельского. - М. : Политекст, 1994.

Наши рекомендации