Традиционная терминология каратэ
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет физической культуры»
СОГЛАСОВАНО ОО «Белорусская федерация каратэ» «01» декабря 2007 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от «__» _______2008 г. № _____________ |
КАРАТЭ
Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений
МИНСК
УДК 796.853.26 (073)
ББК 75.715
К 21
А в т о р ы-с о с т а в и т е л и:
Барташ В.А.,зав. кафедрой спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;
Богданов А.И., преподаватель кафедры спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;
Краевич А.С., преподаватель кафедры спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;
Счеснюк В.М., преподаватель кафедры спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;
Курьянович А.А., тренер-преподаватель Республиканского центра Олимпийской подготовки единоборств; заместитель председателя ОО «Белорусская федерация каратэ»;
Новик А.Г., государственный тренер национальных команд Республики Беларусь по восточным видам единоборств.
Р е ц е н з е н т ы:
Сергеев С.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой фехтования, бокса и тяжелой атлетики БГУФК;
Михеев А.А., доктор педагогических наук, доцент, первый заместитель директора НИИФКиС
Каратэ: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений / авт.-сост.: Барташ В.А. [и др.]. ‑ Минск, 2008. – 170 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В КАРАТЭ……………………………… | |
1.1. Организационные основы, цели и задачи деятельности……………… | |
1.2. Этапы многолетней подготовки и их задачи.............................................. | |
1.3. Режим, структура и комплектование групп | |
1.4. Организация и режим работы……………………………………………. | |
1.5. Характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков…………………………………………………. | |
1.6. Возрастные особенности развития двигательных способностей………. | |
1.7. Классификация каратэ……………………………………………………. | |
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ................................................................ | |
3. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ……………………………………………………….. | |
3.1. Учебный план……………………………………………………………… | |
3.2. Программный материал............................................................................... | |
3.2.1. Теоретическая подготовка........................................................................ | |
3.2.2. Практическая подготовка.......................................................................... | |
3.2.2.1. Общая и специальная физическая подготовка..................................... | |
3.2.2.2. Технико-тактическая подготовка.......................................................... | |
3.2.2.3 Контрольно-переводные нормативы...................................................... | |
4. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ....................................................... | |
4.1. Учебный план……………………………………………………………… | |
4.2. Программный материал............................................................................... | |
4.2.1. Теоретическая подготовка........................................................................ | |
4.2.2. Практическая подготовка……………………………………………… | |
4.2.2.1. Общая и специальная физическая подготовка................................... | |
4.2.2.2. Технико-тактическая подготовка......................................................... | |
4.2.2.3. Контрольно-переводные нормативы.................................................... | |
5. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА...................................................................... | |
5.1. Учебный план…………………………………………………………….. | |
5.2. Программный материал............................................................................... | |
5.2.1. Теоретическая подготовка........................................................................ | |
5.2.2. Практическая подготовка……………………………………………… | |
5.2.2.1. Общая и специальная физическая подготовка................................... | |
5.2.2.2. Технико-тактическая подготовка......................................................... | |
5.2.2.3. Контрольно-переводные нормативы.................................................... | |
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...................................................... | |
7. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ............................................................................ | |
8. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ…..……… | |
9. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.................................. | |
10. ПЕРЧЕНЬ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ………………………… | |
11. ДОКУМЕНТАЦИЯ........................................................................................ | |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………... |
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
СПУ – специально-подготовительные упражнения;
ОУЗП ‑ обусловленные учебные задания с партнером;
НУЗП ‑ необусловленные учебные задания с партнером;
УС ‑ упражнения на снарядах;
ОРУ ‑ общеразвивающие упражнения;
ОФП ‑ общая физическая подготовка;
СФП ‑ специальная физическая подготовка;
ТТП ‑ технико-тактическая подготовка;
НП ‑ группа начальной подготовки;
УТГ ‑ учебно-тренировочная группа;
СПС ‑ группа спортивного совершенствования;
ВСМ ‑ группа высшего спортивного мастерства;
ВСМ (НК) ‑ группа высшего спортивного мастерства, имеющая в своем составе члена штатной национальной команды;
ГУД ‑ главные управляющие движения;
КУД ‑ корректирующие управляющие движения.
ТРАДИЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ КАРАТЭ
Ката ‑ спортивно-технический комплекс.
Кумитэ ‑ соревновательный поединок.
Бункай ‑ расшифровка ката.
Ситэй ката ‑ обязательные ката.
Токуй ката ‑ свободные ката.
Стойки
Дзэнкуцу-дати ‑ длинная передняя стойка, 70 % веса на передней ноге.
Кокуцу-дати ‑ длинная задняя стойка, 70‑80 % веса на дальней ноге.
Киба-дати ‑ широкая стойка ноги врозь, колени согнуты, стопы параллельно.
Сико-дати ‑ широкая стойка ноги врозь, колени согнуты, стопы под углом 45° наружу.
Мото-дати ‑ короткая передняя стойка, 70 % веса на передней ноге.
Коса-дати ‑ стойка со скрещенными ногами.
Нэкоаси-дати ‑ короткая задняя стойка, 80‑90 % веса на дальней ноге.
Найфанти-датин ‑ широкая стойка ноги врозь, колени немного согнуты, стопы внутрь.
Сантин-дати ‑ пятка передней ноги и носок дальней на одной линии, колени немного согнуты, стопы внутрь.
Защитные действия руками (блоки)
Гэдан-барай ‑ нижний блок.
Агэ-укэ (дзёдан-укэ) ‑ верхний блок.
Сото-укэ (сото-у дэ-укэ) ‑ блок снаружи внутрь.
Ути-укэ (йоко-укэ) ‑ блок изнутри наружу.
Моротэ-укэ (хидзи-сасаэ-укэ) ‑ блок изнутри наружу, усиленный второй рукой. Сюто-укэ ‑ блок внешним ребром кисти.
Тэцуи-укэ (кэнцуи-укэ) ‑ блок основанием кулака со стороны мизинца.
Какэтэ-укэ ‑ блок-захват.
Маваси-укэ ‑ блок, движение совершается по кругу, кисть наружу.
Фури-укэ ‑ блок, захват ноги предплечьем и плечом с последующим отталкиванием.
Удары руками
Ой-цуки (дзюн-цуки) ‑ удар одноименной рукой с шагом вперед.
Гяку-цуки ‑ удар дальней рукой.
Авасэ-цуки (рётэ-цуки) ‑ сдвоенный удар руками одновременно.
Тёку-цуки ‑ сдвоенный удар руками по очереди.
Уракэн-ути (рикен-ути) ‑ удар тыльной стороной сжатого кулака.
Тэцуи-ути (кэнцуи-ути) ‑ удар основанием сжатого кулака.
Сюто-ути ‑ удар внешним ребром ладони со стороны мизинца.
Эмпи-ути (хидзи-атэ) ‑ удар локтем.
Удары ногами
Кидзами – передняя нога (рука)
Маэ-гэри ‑ прямой удар ногой вперед.
Йоко-гэри ‑ прямой удар ногой в сторону.
Усиро-гэри ‑ прямой удар ногой назад (с разворота).
Маваси-гэри ‑ круговой удар ногой внутрь.
Уро-маваси-гэри ‑ круговой удар ногой наружу.
Усиро-маваси-гэри (усиро-уро-маваси) ‑ круговой удар ногой наружу с разворота.
Хиза-гэри (хицуи-гэри) ‑ удар коленом.
ВВЕДЕНИЕ
Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений Республики Беларусь (ДЮСШ) составлена на основе директивных и нормативных документов Министерств образования, труда и социальной защиты, финансов, а также Министерства спорта и туризма с учетом передового опыта работы с юными спортсменами, результатов научных исследований и основных тенденций развития каратэ как вида спорта.
Предлагаемую программу можно рассматривать как нормативную основу для подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. Программа охватывает всю систему подготовки спортсменов-каратистов на весь многолетний период обучения и тренировки ‑ от начального обучения до спортивного совершенствования. При ее реализации предусматривается соблюдение основных общепедагогических принципов и методических положений:
‑ непрерывность многолетнего процесса становления спортивного мастерства;
‑ комплексность учебно-тренировочного процесса (взаимосвязь физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки);
‑ последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства;
‑ преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей физической и технико-тактической подготовленности;
‑ вариативность программного материала для практических занятий, с учетом этапа многолетней подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена, характеризующаяся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение конкретных задач подготовки.
В настоящем издании программный материал изложен в соответствии с общепринятым в спортивной педагогике делением процесса многолетней подготовки на этапы, что предусматривает определенную организационную структуру учебно-тренировочного процесса.
Учебная программа по каратэ для занимающихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях является основным документом, определяющим цель и содержание учебно-тренировочного процесса. В отдельных случаях, в соответствии с конкретными условиями работы (наличие материальной базы и др.), дирекция и педагогический совет ДЮСШ могут вносить частные изменения в содержание программы, сохраняя при этом ее основную направленность.