Т Е М А 6. УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Примерный план
1. Урок как целостная система.
2. Дидактические функции организации урока.
3. Типология и структура уроков.
4. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
5. Типы руководства учебной деятельностью учащихся на уроке.
6. Дидактические вопросы подготовки учителя и учащихся к уроку.
Характерные черты классно-урочной системы обучения. Ее положительные стороны и недостатки.
Урок как ведущая форма обучения, его функции. Классификация уроков по дидактическим целям и видам познавательной деятельности учащихся. Характеристика традиционных типов уроков: приобретения учащимися новых знаний; формирования практических умений и навыков; закрепления и применения знаний; повторения материала; проверки результатов учебной деятельности; комбинированные уроки. Их структура.
Нетрадиционные типы уроков.
Организация учебной работы на уроке; виды организации работы на уроке; роль ученического коллектива на уроке. Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации учебной деятельности.
Модель обучения на уроке.
Определение учебных ситуаций. Типы учебных ситуаций и дидактические функции организации урока.
Проблемы познавательного аспекта взаимодействия учителя и учащихся. Проблемы социально-эмоционального аспекта взаимодействия учителя и учащихся.
Педагогические требования к подготовке и проведению урока с точки зрения его целей, содержания, методов, форм организации познавательной деятельности учащихся. Реализация принципов обучения на каждом этапе урока.
Определение и организация содержания урока.
Выбор методов обучения и способов их реализации.
Определение структуры урока. Согласование и объем учебных ситуаций. Подход к планированию учебных ситуаций. Требования к учебным ситуациям.
Особенности проведения урока на разных ступенях обучения и в школах различного типа.
Задания для самостоятельного усвоения темы
1. Прочитайте внимательно определения урока в старых и новых учебниках педагогики, РПЭ, пособиях по дидактике, выделите в них характеристики, отличающие урок от других организационных форм. Какие характеристики особенно важны в этом отношении? Какую специфику они вносят в работу учителя?
2. Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе?
3. Учитель дал задание и ушел из класса. Можно ли сказать, что в классе идет урок?
4. Определите, что лежит в основании типологии современных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?
5. Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.
6. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.
7. На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока (См. приложение 4)?
8. От чего зависит структура урока? Почему она не может быть единой для всех типов урока?
9. Как сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся на уроке? В чем сущность дифференцированного обучения?
10. Что Вы знаете о передовом педагогическом опыте, связанном с совершенствованием урока?
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1998. – С. 82 – 99.
2. Векслер, С. И. Современные требования к уроку / С. И. Векслер. – М. : Просвещение, 1985. – 127 с.
3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1975. – С. 185 – 250.
4. Ильин, Е. Н. Рождение урока / Е. Н. Ильин. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
5. Лернер, И. Я. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. – М. : Знание, 1988. – 80 с.
6. Мешков, Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов : Учеб. пособие / Н. И. Мешков. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. – 184 с.
7. Онищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
8. Педагогика. Учебное пособие для ст-в пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское пед. агентство, 1995. – С. 256 – 313.
9. Сластенин, В. А. Педагогика. Учебное пособие для ст-в пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 274 – 295.
10. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.
11. Сорокин, Н. А. Дидактика. Учеб. пособие для ст-в пед. ин-тов / Н. А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1974. – С. 174 – 204.
12. Сорокин Н.А., Шайденко Н.А. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы: Учеб. пособие для студентов. –Тула: Изд-во Тульского пединститута, 1993. – С. 83 – 96.
13. Урок // РПЭ: В 2 тт. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. – Т. 2. – С. 472 – 474.
14. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.