Советское кино
Особое значение среди всех видов искусств советская власть придавала кино, считая его вслед за Лениным «важнейшим из всех искусств». Советская кинематография сделала свои первые шаги на фронтах Гражданской войны в виде документалистики и агитфильмов. В 1919 г. в Москве была создана 1-я Государственная киношкола (позже – Всесоюзный государственный институт кинематографии). Традиции дореволюционного кино транслировали в новые сюжеты Иван Перестиани («Красные дьяволята», 1923) и Яков Протазанов («Аэлита» по роману Алексея Толстого, 1925). Интересными исканиями были отмечены постановки молодых кинемотографистов-новаторов Льва Кулешова («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924; «По закону», по рассказу Джека Лондона «Неожиданное», 1926), Сергея Эйзенштейна («Стачка», 1924; «Броненосец Потемкин», 1925) и Всеволода Пудовкина («Мать», по одноименному роману Горького, 1926), прославившими советское кино и соцреализм как жанр киноискусства на весь мир.
На 20-е годы, после возвращения из эмиграции, пришелся расцвет творчества разнопланового талантливого режиссера Я.А. Протазанова (1881-1945). Его комедии «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Процесс о трех миллионах»(1926) и «Праздник святого Иоргена» (1930) являлись примером очень тонкой сатиры, разоблачали капиталистов и церковников. Его драматические ленты «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) также вошли в сокровищницу советского кинематографа. Украшением фильмов Протазанова были тогда начинающие звёзды советского кино И. Ильинский, А. Кров, О. Жизнева, В. Марецкая, А. Войцик.
В 20-е годы появилась плеяда талантливейших режиссёров: Михаил Ромм, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Фридрих Эрмлер, а также Григорий Козинцев и Леонид Трауберг – учителя таких легендарных киноактеров, как С. Герасимов, Е. Кузьмина, П. Соболевский, Я. Жеймо. Всемирную славу завоевали фильмы украинского режиссера Александра Довженко.
Каждая из советских республик создавала свою национальную кинематографию.
С 1931 г. советское кино стало звуковым. Киноискусство 30-х гг. ставило перед собой новые задачи: отразить процессы формирования нового социалистического сознания в ходе советской модернизации, найти правдивые типические образы-характеры героев из народа, передовиков производства. Эти установки были отражены в ряде культовых фильмов, среди которых особо стоит выделить работу режиссера Николая Экка «Путёвка в жизнь», где показывалась забота советских людей о детях-беспризорниках. Картина с триумфом обошла экраны всего мира. Фильм «Встречный» (реж. Эрмлер и Юткевич) повествовал о трудовом подвиге ленинградских рабочих.
Главной темой советского кино стали трудовые подвиги советских людей и быстро меняющаяся в индустриальном ключе современность. Документальные фильмы режиссеров Романа Кармена, Ильи Копалина, Михаила Слуцкого рассказывали о строительстве новых заводов, успехах колхозной деревни, завоевании Арктики, героизме советских лётчиков, трудовых подвигах шахтёров и метростроевцев. Это нашло отражение и в художественных фильмах «Крестьяне», «Великий гражданин» (реж. Эрмлер) «Большая жизнь» (реж. Леонид Луков), «Член правительства» (реж. Иосиф Хейфиц и Александр Зархи), «Летчики» (реж. Райзман) «Валерий Чкалов» (реж. Михаил Калатозов).
Подвигам советской молодежи были посвящены фильмы «Семеро смелых», «Комсомольск» (реж. Сергей А. Герасимов). В этих картинах очень тонко отражался сложный процесс формирования нового человека социалистического общества.
Появляется цикл замечательных фильмов, исследующих характеры героев революции и социалистического строительства: «Трилогия о Максиме» (реж. Козинцев и Трауберг), «Депутат Балтики» (реж. Зархи и Хейфиц), ««Большая жизнь» (1-я серия, 1940, реж. Луков) и др.
Продолжал развиваться жанр революционной эпопеи в таких фильмах, как «Мы из Кронштадта» (реж. Ефим Дзиган), «Щорс» (реж. Довженко), «Последний маскарад» (реж. Михаил Чиаурели). Апофеозом советского историко-революционного фильма стало создание живого и глубоко человечного образа Ленина, что нашло отражение в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Ромма, «Человек с ружьём» Юткевича.
Глубокое творческое прочтение классических произведений русской литературы нашло отражение в экранизации пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» (реж. Протазанов).
В 1934 г. на экраны страны вышел легендарный фильм «Чапаев» (по роману Фурманова; реж. Сергей и Георгий Васильевы), чья популярность далеко перешагнула эпоху, в которую он был создан. Исполнитель главной роли Борис Бабочкин создал яркий образ истинно народного героя, легендарного революционного полководца. Зрители ходили на его просмотры как на демонстрацию: с флагами и лозунгами «Мы идем смотреть “Чапаева”». «Это, несомненно, лучший исторический фильм, отображающий героику и пафос гражданской войны. Фильм смотрится легко, с захватывающим интересом», — писал о «Чапаеве» маршал Буденный.
Фильм «Чапаев» стал одним из культурных символов советской цивилизации. Его смотрели бойцы интернациональных бригад в Испании во время бушевавшей там гражданской войны 1936-1939 гг. В июле 1941 года был снят агитационный фильм «Чапаев с нами» снова с Бабочкиным в главной роли. Согласно сюжету фильма, Чапаев успешно переплывает Урал и призывает красноармейцев бить фашистов. В годы Великой Отечественной войны солдаты смотрели «Чапаева» прямо перед боем. В осажденном Севастополе военные моряки сразу же после сеанса отбивали атаки фашистов, потому что поклялись именем Чапаева не сдавать врагам город. Фильм «Чапаев» обрел всемирную славу.
Большое значение уделялось детскому и юношескому кино, которое должно было привнести в воспитание подрастающего поколения такие социальные ориентиры, как коллективизм и высокую моральную требовательность к себе и другим. В конце 30-х годов появляются первые киноработы талантливого режиссера Александра Роу «По щучьему веленью», «Василиса Прекрасная» и «Конёк горбунок», снятые на студии «Союздетфильм». Эти добрые детские сказки не только знакомили юного зрителя с русской народной традицией, но и воспитывали в нём гуманистические идеалы.
Модернизация страны и начинающаяся подготовка к войне требовали колоссального напряжения сил, каждодневного трудового подвига от советских граждан. В этой связи важной задачей, поставленной перед кинематографом, являлось создание комедий, которые могли бы развлечь на досуге простых тружеников, поднять их настроение, зарядить оптимизмом.
В эти годы на экраны вышло много прекрасных кинокомедий, насыщенных музыкой, в которых сочеталась острая сатира с радостным утверждением всего нового и доброго, что формировалось в социалистическом обществе: «Гармонь» Игоря Савченко, «Три товарища» Семена Тимошенко, «Горячие денечки» Хейфица и Зархи, «Искатели счастья» Владимира Корш-Саблина, «Музыкальная история» Александра Ивановского, «Подкидыш» Татьяны Лукашевич, «Девушка с характером» Константина Юдина и другие. Особое признание заслужило комедийное творчество двух легендарных советских режиссеров Григория Александрова («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») и Ивана Пырьева («Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»)
В 30-е годы советское руководство уделяло особое внимание развитию патриотических чувств у советских граждан, что было чрезвычайно важно накануне вступления в войну. В этой связи приоритетным направлением для кинематографа являлись картины на исторические темы, в которых показывалась несгибаемая воля русского народа. Так, в предвоенные годы создаются легендарные фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: «Александр Невский» Эйзенштейна (1938), «Пётр Первый» Владимира Петрова (1937-1938), «Минин и Пожарский» Пудовкина и Михаила Доллера (1939), «Суворов» Пудовкина (1941) и многие другие.
Надвигающаяся угроза нападения гитлеровской Германии не могла не привлечь внимания советских кинематографистов. Появились фильмы «Семья Оппенгейм» по роману Леона Фейхтвангера (реж. Григорий Рошаль), «Профессор Мамлок» (реж. Герберт Раппопорт и Адольф Минкин) и «Болотные солдаты» (реж. Александр Мачерет) по произведениям немецкого писателя-антифашиста Фридриха Вольфа.
30-е годы были отмечены появлением первых в СССР настоящих кинозвёзд, великих актёров, чей талант был признан во всём мире: уже упомянутых Ильинского, Баталова, Жарова, Макаровой, а также Любови Орловой, Марины Ладыниной, Валентины Серовой, Николая Черкасова, Николая Крючкова, Евгения Самойлова, Петра Алейникова, Бориса Чиркова, Бориса Андреева, Фаины Раневской, Ростислава Плятта, Рины Зелёной, Ольги Жизневой и многих других. Они заложили основу великой советской реалистической актёрской школы.