Общение как фактор развития личности.
Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Динамика и уровень развития школьников и студентов как субъектов жизнедеятельности в значительной мере определяется тем, как организовано их взаимодействие между собой, как обеспечивается взаимодействие с педагогами.
Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности. Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат. Например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.
Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о Другом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) создавались условия для удовлетворения потребности в общении этого типа.
Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящим его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.
В правилах каждого из этих видов общения личность может актуализировать себя на двух уровнях: творческом и репродуктивном. Общение творческого уровня возникает в ситуациях неопределенности, когда проблема общения не может быть решена стереотипным образом и требует порождения новых операций, их соотношения.
В процессе взаимодействия люди своим внешним обликом, жестами, мимикой, поведением оказывают определенное влияние на намерения, чувства, состояния друг друга. Те характеристики поведения человека, которые воспринимаются зрением, слухом, иногда осязанием – называют внешним поведением человека. Под внутренним поведением понимают позицию человека по отношению к самому себе, систему его взглядов и ценностей, представлений о должном и красивом, непозволительном и безобразном.
В реальной жизнедеятельности, в характере общения с окружающими внешнее поведение отражает внутренние установки человека.
В теории поведения человека, разработанной П.М. Ершовым, показано, что во внешнем поведении, т.е. в позе, жестах, мимике, все люди в основном ведут себя одинаково. Если усвоить сущность этих поведенческих позиций, можно научиться получать информацию о Другом, что поможет устанавливать нормальные межличностные отношения.
В бессловесных действиях (именно так называет П.М. Ершов жестикуляцию, позы, мимику человека) он выделяет «мобилизацию» и «вес».
Под «мобилизацией» понимается психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. С физиологической точки зрения состояние мобилизации проявляется в «приятной напряженности» спины, во взгляде, обращенном на собеседника. П.М.Ершов выделяет 11 степеней мобилизации: от 0 до 10. Если нулевая мобилизация свидетельствует о максимальной психической расслабленности, которая бывает у человека во время сна, то мобилизация в 10 степени «говорит» о максимальном физическом и психическом напряжении человека. В этой степени мобилизации люди бывают лишь тогда, когда их жизни что-то угрожает или когда решаются жизненно важные для них вопросы.
В сфере делового общения наиболее приемлема окружающими «мобилизация 5», когда человек собран, подтянут и весь его облик «говорит» о готовности выслушать Другого или приступить к предстоящей деятельности.
Степень мобилизации «заразительна»: человек, по отношению к которому избрана расслабляющая мобилизация, тут же «старается ответить такой же мобилизацией». Зная свои «телесные ощущения», регулируя степени напряжения и отдыха психики, человек может регулировать характер взаимодействия с другими и на его основе устанавливать оптимальные отношения с окружающими.
Столь же значимым «бессловесным действием», по П.М.Ершову, является «вес» как индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.
Выделены три вида эмоциональных состояний и поведения людей:
«Тяжелый вес», который «вопиет» о невидимой тяжести, лежащей на плечах у человека. Такая позиция посылает окружающим поток отрицательных эмоций, вызывает у них тяжелые предчувствия, желание избежать взаимодействия с его «носителем». Разумеется, если на человека свалилось горе, его поза не может не отражать этой тяжести. Мы ведем речь о том, что «тяжелый вес» не показан как постоянная линия поведения.
«Легкий вес» – это состояние – антипод « тяжелому весу». Оно «оповещает» окружающих, что у человека все хорошо. Как правило, человек в таком состоянии идет легкой походкой, его движения естественны, грациозны. Он располагает к себе окружающих.
«Вес» как состояние человека проявляется в определенных соотношениях со степенью мобилизации: «легкий вес» с повышенной мобилизацией «дает» в результате линию поведения, которую определяют как «буйную радость»; в сочетании же с пониженной мобилизацией – малопродуктивную для взаимодействия линию поведения.
Третье эмоциональное состояние человека – «вес с достоинством» вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек, эмоциональное состояние которого можно определить как «вес с достоинством», «посылает» бессловесную информацию окружающим о том, что он осознает свою значимость для Другого, что общение с ним будет плодотворным. В сочетании с пятой мобилизацией «вес с достоинством» адекватно отражает образ доброжелательного, энергичного человека, вызывающего к себе доверие и готового к взаимодействию.
Бессловесные действия человека воздействуют на подсознание Другого, «информируя» его о том, что сейчас будет сказано: доброжелательное приветствие, деликатный вопрос или резкое замечание и т.д.
Воспитанию у себя ансамбля «бессловесных действий», обеспечивающих установление оптимального общения с окружающими, помогают тренинги, широко представленные в книгах И.Козлова «Как относится к себе и людям», В.Каппони, Т.Новак из серии «Искусство быть»: «Сам себе психолог», «Сам себе взрослый, ребенок и родитель» и др.
Результаты самонаблюдений и наблюдений могут стать основой для овладения ассертивной техникой общения. Ее суть состоит в том, что человек учится открыто заявлять о своих желаниях, требованиях; умеет сказать «нет», когда это нужно; владеет техниками правильного реагирования на определенную и неопределенную критику.
Владение лексическими стратегиями, позволяющими достичь ассертивности, развивается в практике повседневного общения. Например, технология «свободная информация» учит находить в словах собеседника ту информацию, что его интересует или кажется важной. Достигаемый эффект проявляется в способности преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом. Технология «самораскрытия» учит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни, помогает поддерживать разговор и ослаблять манипуляции. Достигаемый эффект проявляется в умении раскрывать самого себя, избегать свойственного ранее ощущения непонимания, вины, беспокойства.
Я.Л. Коломинский подчеркивает: «Реальный мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм языка… Мы видим, слышим, воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения».
К нормам русского, белорусского языков относится уважение к имени человека. Имя собственное – это не просто условный знак, к которому привык его носитель и окружающие его. Имя человека – это атрибут его человеческого достоинства. Процедура имянаречения у многих народов сопровождается сложными обрядами, процедурами. Поэтому первым правилом, которым следует руководствоваться в общении, может быть такое: «Бережно и внимательно относись к имени человека, с которым вступаешь в общение».
Речевая культура демонстрирует истинное лицо человека. Вы помните сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? Молодую царевну сживает со свету злая мачеха-царица. Она велит Чернавке завести царевну в лесную глушь и погубить там. Но царевна чудом спаслась. Усталая, оборванная, она добралась до избы в лесу, в которой жило семь братьев-богатырей.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
А когда братья пришли с работы, царевна
Честь хозяям отдала
В пояс низко поклонилась:
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
К речевому поведению предъявляются особые требования потому, что слова, которые мы произносим, часто приводят к конфликтам, неправильной интерпретации другим человеком словесного содержания.
П.М. Ершов утверждает, что наша речь состоит из 11 основных словесных воздействий. Для каждого заинтересованного в продуктивном общении важно знать составные элементы речи и учитывать их значимость и воздействия на личность в повседневной жизнедеятельности. П.М. Ершов подчеркивает, что все основные способы словесных воздействий, кроме одного, объединяются в пары: приказывать – просить; объяснять – отделываться; узнавать – утверждать; удивлять – предупреждать; упрекать – хвалить; звать.
Рассмотрим их подробнее. Пара «приказывать – просить» адресуется воле нашего собеседника с целью добиться сиюминутного удовлетворения потребностей просящего или приказывающего. Но если мы апеллируем к воле другого человека, важно знать и понимать, что просьба и приказ по-разному воспринимаются собеседником. Приказ – это требование подчиниться воле приказывающего, что у многих может вызвать отрицательные эмоции. Выражение же просьбы вызывает меньшую негативную реакцию другой стороны. Следовательно, там, где это возможно, приказ лучше заменить просьбой. Приказ же уместен лишь там и тогда, где и когда он является единственно возможным условием совместной деятельности.
Словесные воздействие «объяснять – отделываться» адресуются к интеллекту собеседника. Если мы хотим быть понятыми другой стороной, необходимо «вглядываться» в глаза собеседника, следить, как он воспринимает наше объяснение, не потерял ли к нему интерес. Объяснение – это своеобразная «вербовка единомышленников на свою сторону». В житейских ситуациях объяснение осуществляется в повышенном эмоциональном состоянии, что может восприниматься как упреки, обиды на слушающего, агрессия против него. Содержание объясняемого уходит на второстепенный план или вообще не воспринимается партнером по общению. Общение в этом случае цели не достигает и является непродуктивным.
Такая же картина складывается и в тех ситуациях, когда вместо объяснения собеседник «отделывается» от него. В данном случае отрицательные эмоции возникают у спрашивающего: он чувствует себя мешающим, тем, кого не хотят слушать, видеть. Поэтому важно помнить, что «объяснение – отделыванье», адресованное интеллекту человека, должно осуществляться спокойно и аргументировано, тогда у нас больше шансов быть адекватно воспринятыми и понятыми нашим собеседником.
Деструктивным или продуктивным общение может быть и в зависимости от речевого поведения при пользовании глаголами «узнавать – утверждать». Словесные действия, выражаемые этими глаголами, адресуются памяти собеседника. Но если в основе узнавания лежит стремление что-то извлечь из памяти собеседника, то в основе утверждения – что-то в ней утвердить. В основе узнавания, которое не может обидеть собеседника, лежит точно сформулированный вопрос, отражающий подлинный интерес к собеседнику. Например: «Мне интересно знать, почему…», «Я хочу подробнее узнать…», «Мне очень надо знать…» Эти вопросы воспринимаются другой стороной адекватно и стимулируют работу памяти.
В повседневном общении мы часто слышим вопросы, которые по сути своей не являются действиями, направленными на узнавание. Вот пример: «Почему Вы постоянно опаздываете?» Цель такого вопроса – не узнать что-либо, а сделать замечание, продемонстрировать свое негативное отношение к человеку. Если в своем взаимодействии с другим человеком мы хотим вложить в его память определенную информацию, т.е. «утверждать» что-либо, важно позаботиться, чтобы объем информации не был слишком большим: иначе запоминание не состоится.
Продуктивным общение людей при осуществлении словесных воздействий «узнавать» – «утверждать» может быть при условии, что каждый из них знает, чего он хочет и как ему сейчас надо поступить.
Адресатом воздействия «удивлять» – «предупреждать» является воображение человека. Продуктивное общение в такой ситуации разворачивается на эмоциональном фоне. При этом важно желание одного человека обогатить личность другого приятными и полезными приемами и средствами. Исключаются ложь, запугивание.
Словесные действия «упрекать» – «хвалить» адресуются эмоционально-нравственной сфере личности. Поэтому продуктивность общения зависит от общего тонуса и настроения участников общения. Слова похвалы, сказанные искренне и с желанием порадовать человека, способны изменить его настроение и поведение. Это же относится и к упрекам. Непродуктивным общение становится в тех случаях, когда человек не умеет искренне и по существу повысить настроение другому. Таким же непродуктивным оно становится и в тех случаях, когда другой не умеет правильно воспринять и оценить действия человека, стремящегося изменить в лучшую сторону самочувствие других.
Особняком стоит словесное воздействие «звать». Оно призвано привлечь и активизировать внимание другого (других) к зовущему. В обращении к другому содержится большое количество информации, задающей тон всему последующему общению. Обратившись к человеку, можно выразить недовольство или восхищение, настроить на предстоящее общение или охладить желание общаться.
Причины деструктивного, (лат. destructivus – разрушительный, неплодотворный) неплодотворного общения можно классифицировать по источнику его побуждения. Им может быть низкий уровень нравственной культуры личности, которая проявляется в грубости, дерзости, оскорбительных выражениях, незаинтересованном отношении к собеседнику, провокационных замечаниях в его адрес, в попрании достоинства, демонстрации превосходства и др.
Неплодотворным может оказаться общение и в том случае, когда человек, положительно относящийся к окружающим, не владеет техниками продуктивного общения. Это невладение обнаруживается в ограниченном речевом коде человека.
Существуют лингвистические технологии, которые позволяют людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести самоконтроль в процессе общения с другими людьми. Освоив особый язык, человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них. В основе таких продуктивных технологий лежит прием использования образов Волка и Жирафа, олицетворяющих противоположные жизненные стратегии.
Язык «Волка» – это язык агрессии, насилия, принуждения, требования. Он доминирует в среде, перенасыщенной стрессами, конфликтами, неуважением к собеседнику. Язык «Волка» используется теми, кто не осознает, что ему вообще надо. Поэтому он не может выразить свои пожелания, просьбы к окружающим. Как правило, эти просьбы не встречают отклика у людей. Поэтому «Волк» считает, что более результативна стратегия насилия, агрессии, приказа, команды типа: «ты должен», «ты обязан». «Волк» понимает, что в силу его агрессии, сосредоточенности на своих интересах и желаниях, он никому неинтересен. Его внутренний мир обеднен им же самим. Собственное творчество у него не развито, поэтому он заставляет выполнять требования, разработанные другими. Ограничив средства своего общения угрозами и приказами, «Волк» живет просто.
«Жираф» же, напротив, всегда имеет свою точку зрения. Он отвергает насилие над другими. Его способ самоутверждения – ненасильственное убеждение, предполагающее глубокое понимание собеседника. «Жираф» уверен, что «Волков» среди людей нет. Он стремится со всеми жить в мире, уверен, что есть слова, которые надо говорить, и слова, которых говорить не надо. Он взвешивает каждое слово, размышляет над своими словами и анализирует реакцию на каждое из них своего собеседника.
Различны не только язык «Волка» и «Жирафа». Различны их жизненные стратегии. Цель «Волка» – достижение цели кратчайшим путем, любыми средствами. Для «Жирафа» цель не может быть оправданием средство ее достижения. Овладеть языком «Жирафа» можно каждому. Для этого важно научиться находить новые стороны и качества в отношениях с близкими и друзьями, коллегами и одноклассниками, однокурсниками, видеть новые системы ценностей в повседневной жизни и отражать их в своей речи.