Коллективная организаторская деятельность
А. С. Макаренко
Союз энтузиастов
В один из сентябрьских дней нового учебного года в Ленинградском НИИ педагогики АПН СССР собрались семь человек - старших пионервожатых и сотрудников института для серьезного разговора на тему "Каким быть пионерскому сбору". Почему на сборах так быстро падает интерес большинства пионеров к происходящему? Почему вообще, чем старше класс, тем больше равнодушия к пионерской работе? Почему многих мальчишек чуть ли не силой приходится затягивать на мероприятия, на репетиции? Почему в совет отряда, совет дружины выбирают гораздо больше девчат, а если парней, то тихонь? Почему вообще мало хороших организаторов и приходится быть для ребят нянькой, придумывать за них всё - от плана и поручений до монтажа и рапорта?
К чести собравшихся надо сказать, что при всех неповторимых чертах своих индивидуальностей они обладали одним общим качеством - стремлением, не растравляя себя горькими мыслями о недостатках пионерской работы и не ожидая указаний сверху, самим пытаться искать решения возникающих в жизни проблем. И насколько, оказывается, интереснее и успешнее можно делать это не в одиночку, а вместе с единомышленниками, с людьми, охваченными тем же стремлением!
Именно с той первой встречи начался общий поиск ответа на основной вопрос: как сделать так, чтобы всемерно развивать инициативу и самодеятельность каждого пионера? Это, в свою очередь, требовало решения целого ряда, казалось, мелких, но, без сомнения, очень важных вопросов пионерской работы. Что вообще определяет эффективность пионерской работы? Количество мероприятий? Но разве там, где выполняется всё, что предписывается и рекомендуется, нет тех явлений, которые волнуют всех нас? Разве даже самый гладко проведенный отчетно-перевыборный сбор с рапортами-монтажами не является результатом привычной опеки над пионерами - осуществлением сценария, составленного взрослыми и подготовленного активом? Остальные пионеры на таком сборе присутствуют в качестве зрителей. Но ведь нужно, чтобы каждый оценил работу своего отряда и дружины в целом, определил свой вклад в общее дело. Подумал о том, как дальше жить родному коллективу, ему самому как юному ленинцу. Нужна коллективная организаторская деятельность. Только тогда изменится отношение многих пионеров, в особенности старших, к пионерской работе, только тогда каждый почувствует себя ответственным за эту работу и захочет в ней участвовать...
Мы по-новому осмыслили завет Н. К. Крупской: быть пионером - значит улучшать окружающую жизнь в школе и вне школы и самому думать о том, как это сделать.
Но как этого добиться? Будем учиться коллективно планировать! Как увлечь составлением плана каждого пионера? Может быть, конкурс? Конкурс на лучший проект плана? На лучшие предложения к плану? А итоги - на специальном сборе отряда? И на общедружинном слете делегатов? Или на открытом сборе совета дружины? А с будущего года - на отчетно-перевыборных сборах? Попробуем прикинуть варианты... Нужен, очевидно, своеобразный центр творческой разработки методики коллективной организации пионерской работы. Этот центр мы назвали союзом энтузиастов, сокращенно СЭН.
Постепенно мы приобретали все больше единомышленников, росло и крепло ядро союза. Встречи по средам происходили не только в институте, но и в школах, где работали сэновцы. "Среды" стали традицией. Мы размышляли над книгами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, обсуждали новинки педагогической литературы, статьи, которые готовились нами для журнала "Вожатый" и комсомольских газет, материалы докладов для учителей и вожатых: шел совместный поиск эффективной современной методики воспитания в пионерском коллективе, разрабатывались конкретные варианты организации жизни пионерской дружины. Эти варианты осуществлялись в школах, причем сэновцы постоянно помогали друг другу в работе, обменивались опытом, анализировали сделанное, определяли дальнейшие перспективы.