Структурная схема технологии саморазвития личности школьника
На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: I — «Теория», II - «Практика», III - «Методика».
Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы:
- «Самосовершенствование личности»;
- «История науки и культуры в личностях»;
- «Организация учебного труда»;
- «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисциплинах);
- «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе экономики);
- «Основы художественного творчества»;
- «Развитие творческих способностей»;
- «Теория решения изобретательских задач»;
- «Логика»;
- «Физиология высшей нервной деятельности»;
- «Выбор профессии»;
- «Этика и психологи семейной жизни»;
- «Основы безопасности жизнедеятельности».
Системообразующим и интегрирующим компонентов теоретической подготовки является курс «Самосовершенствование личности». Данный курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическою основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему осознать необходимость деятельности по само познанию и самостроительству, усвоить практические триеры и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Его программа составлена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка. В нее включены такие циклы учебных занятий:
I—IV классы — «Начала этики»;
V класс — «Познай себя»;
VI класс — «Сделай себя сам»;
VII класс — «Научи себя учиться»;
VIII класс — «Утверждай себя»;
IX класс — «Найди себя»;
X класс — «Управляй собой»;
XI класс — «Реализуй себя».
Процесс поэтапного изучения теории самосовершенствования личности, а также позитивные изменения и возможные отклонения в развитии ребенка профессор Г. К. Селевко представил в виде схемы.
Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности, как полагает Г.К. Селевко, имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших организационно-методических задач в технологии саморазвития личности — предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает:
а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся;
б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П. Иванову) с акцентом на самовоспитание;
в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт;
г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных замятиях любых других предметов.
Третья подсистема «Методика» — это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организация учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты:
— педагогическое руководство самовоспитание самообразованием личности становится приоритетным в организации учебно-воспитательного процесса;
— акцепт переносится с преподавания на учение;
— используется не только познавательная, но и нравственно—волевая мотивация деятельности учащихся;
— ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся;
— активизируется и стимулируется процесс осмысливанию учения, субъект занимает рефлексивную позицию;
— центр тяжести педагогического процесса переносится в сторону формирования способов умственных действий;
— систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.
Профессор Г.К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и навыков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности.
Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала обратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г.К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями и показателями.
Критерий факта (поступка)
Негативные поступки Нет отклонений от нормы
Безответственный Ответственный
0 50 100
Критерий отношений (социометрический)
Изгой (отверженный) Лидер
0 50 100
Критерий содержания
Примитивные интересы Общечеловеческие ценности
Космополитизм, национализм Гражданственность, патриотизм
0 50 100
Критерий метода
Подчиняющийся, конформист Самостоятельный
Зомби Самовоспитывающийся
0 50 100
Критерий факта (поступка)
Инфантильный Самоопределившийся
Тревожный Уверенный
0 50 100
Критерий факта (поступка)
Безвольный, не заботящийся о здоровье Волевой, ведущий здоровый образ жизни
Пассивный Активный творческий
Ситуативный Целеустремленный, доминантный
0 50 100
Получение количественных параметров возможно при использовании 100-балльной шкалы измерения и применении методов педагогического наблюдения и самооценки.