Рекомендуемые диагностические методики обследования ребенка
Психологический анамнез
I. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Возраст ребенка ______________________________________________________
Число, месяц, год заполнения __________________________________________
Тип семьи (полная, неполная, «материнская», маргинальная, многодетная) __________________________________________________________________
Полный состав семьи (с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка)_____________________________________________________________
Происходившие изменения состава семьи и реакция ребенка на них ____________________________________________________________________
Национально-этнические особенности семьи (русская, смешанная, другие национальности)_________________________________________________
____________________________________________________________________
Уклад семейной жизни (благоприятный, неблагоприятный, противоречивый) влияние семейного уклада на развитие ребенка (социальное, и психофизическое) ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Характеристика отношений между членами семьи (организационное, эмоциональное, волевое, конвенциальное, коммуникативное, интеллектуальное единство) ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ценностные ориентации семьи _________________________________________
____________________________________________________________________
Увлечения родителей _________________________________________________
____________________________________________________________________
Бытовые условия жизни_____________________________________________________
II. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения
Где и кем воспитывался ___________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок больше привязан (чем выражена привязанность)_____________________________________________________
Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.п.), реакция ребенка на них________________________________________________________
Организуются ли и как часто развивающие занятия дома, какие, отношение ребенка к ним _______________________________________________________________
Насколько часто члены семьи (кто именно и куда) посещают с ребенком общественные организации, учреждения (музей, театр, библиотека, кино и пр.), реакция ребенка на посещение _____________________________________________________
В каком возрасте был отдан в дошкольное учреждение (в какое?)____________________
Как привыкал к нему, как складывались отношения с детьми, педагогами _________________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ ____________________
III. Данные о здоровье ребенка
Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка ________________________________________________
Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях ______________
Случаи госпитализации, реакция ребенка на них __________________________________
Частота и тяжесть заболеваемости __________________________________________
Реакция ребенка на сон в дневное время _____________________________________
Сведения о блюдах, которые ребенок не может есть по состоянию здоровья _______
Физиологические особенности ребенка, которые следует учитывать педагогам (недержание мочи, излишняя подвижность, замедленны темп деятельности и др.)_________________________________________________________________________
Учет у психоневролога или других специалистов, _____________________________
Поставленный диагноз ____________________________________________________
Наличие вредных привычек ________________________________________________
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА________________________________________________________________________________________
IV. Характеристика развития, начиная с рождения
Когда начал сидеть________________________________________________________
стоять ________________________________________________________
ходить________________________________________________________
Как шло развитие речи ________________________________________________________
Общий эмоциональный фон _______________________________________________
Трудности в поведении _______________________________________________________
Любимые занятия и игры в разных возрастах _________________________________________
Домашние обязанности, требования со стороны взрослых __________________________
Уровень самостоятельности ___________________________________________________
Степень активности, проявления инициативы ___________________________________
Организованность ____________________________________________________________
Отношения с членами семьи и со сверстниками ___________________________________
Типичные конфликты, их частота _______________________________________________
Наказания со стороны взрослых, реакция на них ребенка ___________________________
Поощрения со стороны взрослых, реакция на них ребенка __________________________
Эмоциональное реагирование на замечания и требования __________________________
Реагирование на трудности и неуспех в деятельности ____________________________________________________________________
Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия, какие, отношение к ним ребенка___________________________________________________________
V. Особенности ребенка
Особенности, радующие родителей ____________________________________________________________________
Особенности, тревожащие родителей ____________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ИСХОДЯ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА____________________
Результаты обследование ребенка
Здоровье ________________________________________________________________
Восприятие (формы, цвета, пространственные отношения, возможность зрительного синтеза объектов)______________________________________________
Наглядно-схематическое мышление _________________________________________
Наглядно-образное мышление ______________________________________________
Образное мышление ______________________________________________________
Воображение ____________________________________________________________
Логическое мышление (элементы)
- способность последовательно рассуждать___________________________________
- устанавливать причинно-следственные связи ________________________________
- устанавливать простейшие логические отношения)___________________________
Активность речи _________________________________________________________
Механическая память _____________________________________________________
Логическая память ________________________________________________________
Особенности игровой деятельности _____________________________________________
Уровень организации ребенком собственной деятельности ______________________________
Крупная моторика _______________________________________________________
Мелкая моторика ________________________________________________________
Работоспособность и саморегуляция ________________________________________
Эмоционально-личностная сфера _______________________________________________
Тревожность ____________________________________________________________
Агрессивность ___________________________________________________________
Общение и способность выходить из конфликтных ситуаций ______________________________________________________________________
Притязания ребенка ______________________________________________________
Самооценка _____________________________________________________________
Тип темперамента, особенности его проявления_______________________________________
Рекомендуемые диагностические методики обследования ребенка
№ п/п | Цель | Диагностические методики | Возрастное применение |
Оценка восприятия формы и пространственных отношений | «Коробка форм» (2) | 3-4 года | |
Оценка восприятия отношений предметов по величине и особенностей организации деятельности ребенка. Оценка восприятия цвета на основе выбора по образцу, знания названий цветов. | «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия) (2) | 3-4 года | |
Оценка овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ) | «Разрезные картинки» (2) | 3-4 года | |
Оценка овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам | Методика 1б (3) | 3-4 года | |
Методика 1а (3) | 4-5 лет | ||
Оценка овладения моделирующим перцептивным действием | Методика 2б (3) | 3-4 года | |
Методика 2а (3) | 5-6 лет | ||
Оценка развития действий идентификации | Методика 3б (3) | 3-4 года | |
Методика 3а (3) | 5-6 лет | ||
Оценка пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве | «Конструирование по образцу» (2) | 3-4 года | |
Оценка образного мышления. Оценка особенностей эмоционально-личностной сферы и общения ребенка с окружающими. | «Рисунок человека» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка наглядно-образной формы мышления | Методика 4б (3) | 3-4 года | |
Методика 4а (3) | 4-5 лет | ||
Оценка сформированности действий логического мышления | Методика 5а (3) | 5-6 лет | |
Оценка игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли). Оценка мышления и воображения. | «Свободная игра» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка воображения, способности создавать оригинальные образы | «Дорисовывание фигур» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка памяти | «Повторение слов и предложений» (2, 4) | 3-4 года 4-5 лет | |
«Нарисуй фигуры» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | ||
Оценка устойчивости внимания | «Сравни картинки» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка активной речи | «Вопросы по картинкам» (2) | 3-4 года 4-5 лет | |
Оценка речевого развития, способности последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи | «Дополнение фраз» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление особенностей эмоционально-личностной сферы (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении) | «КАТ» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка крупной моторики | «Повторяй за мной» и «Игра в мяч» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка скорости движений, координации кисти рук | «Нарисуй змейку» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка двигательных навыков | «Нарисуй узор» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | |
«Вырежи круг» (4) | |||
Оценка двигательных навыков. Оценка внимания и контроля за собственными действиями. | «Дорожки» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка мелкой моторики | «Свободный рисунок» (2) | 3-4 года 4-5 лет | |
«Бирюльки» (2) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | ||
Оценка работоспособности и саморегуляции | «Рисуем палочки» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка наглядно-схематического мышления | «Четвертый лишний» (4) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка наглядно-образного мышления | «Домики на полянке» (3, 4) | 4-5 лет 5-6 лет | |
Оценка образного мышления и организации деятельности | «Рыбка» (2) | 4-5 лет 5-6 лет | |
Оценка способности устанавливать простейшие логические отношения | «Мисочки» (включение в ряд) (2) | 4-5 лет | |
Выявление элементов логического мышления | «Классификация по заданному принципу» (2) | 4-5 лет 5-6 лет | |
«Свободная классификация» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | ||
Оценка логического мышления | «Самое непохожее» (2) | ||
Оценка взаимоотношения с членами семьи. Выявление эмоционально-личностных трудностей ребенка. | «Рисунок семьи» (2) | 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка характера отношений в семье | «Два дома» (2) | 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме | «Рассказ по картинкам» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление особенностей мышления и опосредованного запоминания. Выявление особенностей личностной сферы, оценка организации деятельности. | «Пиктограмма» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка механического запоминания | «Десять слов» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление личностных качеств и особенностей воображения | «Несуществующее животное» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Оценка воображения, ценностных ориентаций, потребностной сферы, взаимоотношений с детьми и взрослыми | «Три желания» и «шапка-невидимка» (2) | 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление ценностных ориентаций. Оценка общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций | «Игровая комната» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление уровня самооценки | «Лестница» (2) | 5-6 лет 6-7 лет | |
Выявление притязаний | «Выбор карточки» (2) | 5-6 лет 6-7 лет |
Литература
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г. и др. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003. – 288 с.
2. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. и др. Психолог в детском саду. – М.: ИНТОР, 1995. – 64 с.
3. Венгер Л.А., Холмовская В.В. и др. Диагностика умственного развития дошкольников _ М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
4. Матвеева Л.Г. и др. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336 с.