Тема: Методы социального воспитания
1. Понятие о методах социального воспитания.
2. Информационные методы социального воспитания.
3. Инструментально-оперативные методы социального воспитания.
4. Коммуникативно-интерактивные методы социального воспитания.
Перечень тем контрольных работ (4 семестр)
1. Влияние педагогической науки на развитие общества.
2. Возникновение социально-педагогической теории и практики: начальный этап до 17 века.
3. Становление социально-педагогической теории и практики: наука 18-19 века.
4. Становление социально-педагогической теории и практики: 20 век.
5. Социально-историческая обусловленность социальной педагогики в России.
6. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.
7. Основные задачи и функции социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики.
8. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования.
9. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.
10. Этапы социально-педагогического процесса.
11. Характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса (внешний и внутренний социально-педагогический процесс).
12. Условия эффективности социально-педагогического процесса.
13. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы социализации. Средства социализации. Механизмы и составляющие процесса социализации.
14. Факторы социализации. Мегафакторы социализации.
15. Факторы социализации. Макрофакторы социализации.
16. Факторы социализации. Мезофакторы социализации.
17. Факторы социализации. Микрофакторы социализации.
18. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект и субъект социализации. Человек как жертва процесса социализации, жертва его неблагоприятных условий.
19. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Сущность понятий «семья», «брак», «семейное воспитание», «семейные отношения».
20. Семейный социум как приоритетная сфера социально-педагогической работы. Основные направления деятельности социального педагога в работе с семьей.
21. Диагностика семьи, семейных отношений, семейного воспитания. Изучение воспитательных возможностей семьи.
22. Методика (формы и методы) социально-педагогической деятельности с семьей.
23. Воспитание детей в разных типах семей. Типология семей.
24. Социально-педагогическая деятельность с различными типами семей.
25. Социально-педагогическая деятельность с малообеспеченными семьями.
26. Социально-педагогическая деятельность с семьями безработных граждан.
27. Социально-педагогическая деятельность с многодетными семьями.
28. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями.
29. Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии).
30. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления. Норма и патология в социальном развитии человека.
31. Дети с девиантным поведением: сущность, причины, формы проявления. Профилактика различных форм проявления девиантного поведения.
32. Дети с девиантным поведением: сущность, причины, формы проявления. Коррекция и реабилитация различных форм проявления девиантного поведения.
33. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы, формы проявления, типичные группы трудновоспитуемых детей и особенности воспитательной работы.
34. Социально-педагогическая деятельность с «детьми улицы» (беспризорные и безнадзорные дети и подростки). Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.
35. Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами, проблемы детей-инвалидов.
36. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
37. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: сущность, причины, проблемы. Социально-педагогическая деятельностьс детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
38. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
39. Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.
40. Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних.
41. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.
42. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья.
43. Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей.
44. Социально-педагогическая защита несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
45. Социально-педагогическая деятельность по разрешению споров о воспитании детей.
46. Инфраструктура социально-педагогической деятельности.
47. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования. Социальный педагог в детских дошкольных и внешкольных учреждениях.
48. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.
49. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы здравоохранения.
50. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры.
51. Социально-педагогическая деятельностьв учреждениях пенитенциарной системы.
52. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление.
53. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника.
54. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника.
55. Педагогическая культура социального работника. Понятие «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника.
56. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов.
57. Педагогическая культура социального работника. Понятие «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Пути повышения педагогической культуры социального работника.
Перечень вопросов к экзамену (4 семестр)
1. Социальная педагогика как наука и профессиональная деятельность. Основные категории социальной педагогики.
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики.
3. Основные направления социально-педагогических исследований.
4. Общая характеристика принципов социальной педагогики.
5. Принцип природосообразности: сущность, характеристика.
6. Принцип культуросообразности: сущность, характеристика.
7. Принцип гуманизации: сущность, характеристика.
8. Социализация личности как социально-педагогическая проблема.
9. Мегафакторы социализации, их характеристика.
10. Макрофакторы социализации, их характеристика.
11. Мезофакторы социализации, их характеристика.
12. Микрофакторы социализации, их характеристика.
13. Семья как фактор социализации.
14. Школа как фактор социализации.
15. Этнос как фактор социализации.
16. Средства массовой информации как фактор социализации.
17. Ребенок как объем изучения социальной педагогики.
18. Социум как объект изучения социальной педагогики.
19. Целеполагание в социальном воспитании.
20. Объект и субъект социального воспитания.
21. Личность как субъект социального воспитания.
22. Взаимодействие субъектов социального воспитания.
23. Социальное воспитание: сущность, характеристика.
24. Принцип социального воспитания.
25. Методы социального воспитания.
26. Условия эффективности социально-педагогических взаимодействий
27. Социальная педагогика как наука и профессиональная деятельность. Основные категории социальной педагогики.
28. Предмет, объект и функции социальной педагогики.
29. Основные направления социально-педагогических исследований.
30. Общая характеристика принципов социальной педагогики.
31. Принцип природосообразности: сущность, характеристика.
32. Принцип культуросообразности: сущность, характеристика.
33. Принцип гуманизации: сущность, характеристика.
34. Социализация личности как социально-педагогическая проблема.
35. Мегафакторы социализации, их характеристика.
36. Макрофакторы социализации, их характеристика.
37. Мезофакторы социализации, их характеристика.
38. Микрофакторы социализации, их характеристика.
39. Семья как фактор социализации.
40. Школа как фактор социализации.
41. Этнос как фактор социализации.
42. Средства массовой информации как фактор социализации.
43. Ребенок как объем изучения социальной педагогики.
44. Социум как объект изучения социальной педагогики.
45. Целеполагание в социальном воспитании.
46. Объект и субъект социального воспитания.
47. Личность как субъект социального воспитания.
48. Взаимодействие субъектов социального воспитания.
49. Социальное воспитание: сущность, характеристика.
50. Принцип социального воспитания.
51. Методы социального воспитания.
52. Условия эффективности социально-педагогических взаимодействий.
Кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры педагогики и
педагогического и социального образования НВГУ А.М. Салаватова