Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физичес­кого развития, формируются тип телосложения, осанка, разно­образные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья де­тей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-соци­альными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружаю­щей среды на организм ребенка.

На основании научных исследований было выявлено, что дли­на тела, значительно превышающая средневозрастные показате­ли, может служить своебразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном медицинском наблюдении и контро­ле за переносимостью нагрузки. У детей, имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному) массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увели­ченных физических нагрузках.

Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравне­нию со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них бо­лее длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулату­ры, для увеличения спирометрии.

Основываясь на данных Ю.П.Лисицина (1996) и Н.Н.Алфи­мова (1981, 1985), Ю.В.Высочинин и В.И.Шапошникова (1999) составили сводную таблицу, по которой можно определить ан­тропометрический статус ребенка (табл.9, 10).

Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической под­готовленности. В таблицах 11, 12, 13 приведены показатели, ха­рактеризующие низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности учащихся 7—17 лет [6].

Специалистами в области физической культуры и спорта (Л.Б.Кофман, В.А. Кабачков, А.Н.Тяпин, Л.А.Захаров, Ю. П. Пу­зырь) разработана тест-программа, которая предусматривает пе­риодическое (сентябрь, май каждого учебного года) тестовое обследование уровня физической подготовленности учащихся б— 17 лет и последующее (с учетом выявленных данных) корректи­рование работы с ними по развитию двигательных качеств.

Программа базируется на стандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны.

1. Бег 1000 м. Тест предназначен для определения выносли­вости.

2. Челночный бег 10 х 5 м. Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и че­редованием ускорения и торможения.

3. Подтягивания на перекладине (мальчики). Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.

4. Вис на перекладине (девочки). Тест позволяет оценить стати­ческую силовую выносливость мышц и плечевого пояса.

5. Подъем туловища за 30 с. Тест предназначен для оценки силы мышц-сгибателей туловища.

6. Наклон вперед из положения сидя. Тест предназначен для изме­рения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Сводная таблица (табл. 14) нормативных оценок уровня физи­ческой подготовленности учащихся I—ХI классов приводится ниже (по материалам МГФСО, 1996).

Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе или параллели классов выявлено свыше 15% уча­щихся с низким уровнем развития одного или нескольких физи­ческих качеств. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели по их дальнейшему развитию.

Наши рекомендации