Формирование звуковой выразительности речи

Важным качеством детской речи является выразитель­ность.

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мыс­ли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построе­нием предложений, подбором фактов, примеров действо­вать на слушателя и читателя», - писал Н. С. Рождественс­кий1.

Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс ком­понентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связ­ной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.

Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интона­ция, ритм и общий звуковой рисунок слова получают ... смысловую нагрузку».

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроиз­вольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добить­ся сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выра­зительной речи. На ранних ступенях детства речь выпол­няет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не кон­тролирует ее.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной вырази­тельности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспи­тателя.

Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяже­нии всей жизни.

Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дик­ции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходи­мо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Выразительная речь зависит также от правильного ды­хания, звучного голоса, четкой дикции, нормального тем­па, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гиб­кости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыхани­ем, умением постепенно расходовать воздух, теряют звуч­ность голоса, комкают слова, преждевременно заканчива­ют фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».

Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляцион­ным аппаратом создаются предпосылки для формирова­ния естественного темпа речи.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, пра­вильного дыхания является необходимым этапом подго­товки к выразительной речи.

Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упраж­нений.

Приведем несколько примеров таких упражнений.

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша». Говорила наша Маша: - Не хочу я кушать кашу. Каша Машу услыхала — Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

С целью выработки умения выделять в тексте слова можно прочитать детям скороговорку «Маленькая болтунья молоко болтала, да не выбол­тала» и предложить повторить ее, сначала с выделением слова болтунья, затем слова болтала.

В методических пособиях1 рекомендуется ряд интерес­ных упражнений для формирования интонационной выра­зительности:

1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (ра­дость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны по­вторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же зада­ние выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

2. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огор­чение и др.

Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет/) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огор­чен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

3. Контрольным может быть упражнение на использование и разли­чение интонаций.

Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было по­нятно, что они удивлены (3 — 4 высказывания); ответы оцениваются.

Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сооб­щить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выра­жено в предложении», — говорит педагог.

Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель по­могает.

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах сти­хов, потешек, считалок:

- Заяц белый, — Кисонька-мурысонька, Куда бегал? Где была?

- В лес зеленый! — На мельнице.

- Что там делал? — Кисонька-мурысонька,

- Лыки драл! — Что там делала?

— Муку молола. И т. д.

Для более эффективного формирования у детей фоне­тической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.

Подобная взаимосвязь (в содержании и методах рабо­ты) состоит в том, что на всех этапах обучения на занятиях и в упражнениях в повседневной жизни решаются одни и те же программные задачи. Во всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимание детей постоянно фиксируют на звуковой стороне речи.

Взаимосвязь между обучением на занятиях и упраж­нениями вне их определяется, естественно, и этапом ра­боты над звуком. Постановку звука целесообразнее да­вать на занятиях. Упражнения, закрепляющие данный звук, следует проводить как на занятиях, так и вне их. Подготовительную работу, предшествующую постанов­ке звука, удобнее и легче проводить не на занятиях. По утрам и вечерам, на прогулках организуются разнооб­разные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуля­ционного аппарата.

Вопросы

1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?

2. Какова роль слухового и речедвигательного анализаторов в станов­лении звуковой речи?

3. Какие виды нарушений звукопроизношения у дошкольников вы знаете?

4. Почему возможно становление всех звуков родного языка к 5 годам (в соответствии с программными требованиями)?

5. Почему часть детей (15—20%) уходят из детского сада в школу с дефектами звукопроизношения?

6. Почему необходимы специальные занятия по обучению правиль­ному произношению звуков? В чем отличие их построения в младшей, средней и старшей группах?

7. Каковы основные приемы формирования правильного звукопро­изношения на занятиях в младшем и старшем дошкольном возрасте?

8. Что такое фонематический слух?

9. Каков основной путь формирования интонационной выразитель­ности речи ребенка?

Глава VII

Наши рекомендации