Специфика управления персоналом в образовательных учреждениях
Специфика управления персоналом в социально-педагогических учреждениях зависит от того какая система управления выстраивается и какие при этом реализуются функции управления персоналом. Так С.у.п. состоит из ряда функциональных подсистем, которые специализируются на выполнении однородных функций. Перечислим эти подсистемы и задачи, которые они выполняют.
Подсистема условий труда выполняет задачи: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охрана труда и окружающей среды.
Подсистема трудовых отношений осуществляет: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.
Подсистема обеспечения персоналом, оформления и учета кадров решает задачи: организации обеспечения предприятия персоналом; оформления и учета приема на работу, увольнения, перемещения; информационного обеспечения системы управления персоналом; профориентации; обеспечения правильного использования занятости.
Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала выполняет задачи: разработка стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале; взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами организацию; планирование кадров.
Подсистема развития кадров осуществляет: техническое и экономическое обучение, переподготовку и повышение квалификации, работу с кадровым резервом, планирование и контроль деловой карьеры, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, профессиональную и социально- психологическую адаптацию новых работников.
Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда решает задачи: нормирование (и тарификация) трудового процесса, разработка системы оплаты труда, использование средств морального поощрения, управление трудовой мотивацией.
Подсистема юридических услуг выполняет задачи: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов деятельности.
Подсистема развития образовательной инфраструктуры осуществляет организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитие культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами.
Подсистема разработки организационных структур управления решает задачи: анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, внедрение новой оргструктуры управления.
Задачи этих подсистем выполняются различными подразделениями по работе с кадрами в организации. В зависимости от размеров организации состав подразделений меняется: в мелких организациях одно подразделение может решать задачи нескольких подсистем, а на крупных - задачи каждой из подсистем, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Тема №2 Общая характеристика управления образованием в России
План изучения темы
1. Образование в России как система.
2. Органы управления образованием.
3. Системный подход – методологическая основа управления
образовательным учреждением.
4. Общие принципы управления образовательными системами
5. Школа как социально-педагогическая система
Основные понятия:образование, органы и уровни управления образованием, подходы к управлению, целеполагание в управлении, гуманизация, демократизация управления, школа как система, информационный банк управления.
Опорные конспекты