Характеристика соврем-х моделей интегрированного обучения и воспит детей с ЗПР. (1)
Сначала был проект классов выравнивания. Ввели дополнительный класс – 4.
333 приказ Мин. образования и в 1992 году открыли классы компенсирующего обучения. Для их комплектования ребенка не нужно было вести в ПМПК. И школы стали сами переводить из нормально класса в ККО. Но в эти классы нельзя было помещать детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Этим проектом руководила Галина Федоровна Кумарина.
В 1994 г были открыты классы коррекционно-развивающего обучения (руководила С.Г Шевченко) Нужно было провести ПМПК. Были специально подготовленные учителя. Стали приглашать дефектологов. В конце 90 гг стали открываться дошк групп для детей с ЗПР (курировала Шевченко). Были выпущены рекомендации изменения программы Васильевой. Вышел новый стандарт спец. образования, где перечислены виды интеграции. Был создан институтом (Кукушкиной)
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Конечная цель такого обучения – социальная интеграция, т.е. включение человека в общество в качестве полноценного его члена.
В силу распространения ЗПР у детей и слабости ранней диагностики большая часть из них наход-ся в ситуации спонтанной И. Она выраж-тся в физич присутствии ребенка в группе норм развив-ся сверстников, когда ни ребенок, ни педагог не получают никакой профессиональной поддержки. В таком положении становится невозможной не только кор работа, но и весь воспитательный процесс в целом.
Особенности интеграционного процесса:
1. Для успешной И. ребенка в общество необходимо отладить механизм раннего выявления имеющихся у детей отклонений;
2. Наличие возможности решать проблемы ребенка вариативными способами;
3. Предпочтение того или иного вида обучения должно базироваться на сознательном выборе конкретного учреждения.
Воспитатели и педагоги, работающие в такой группе, должны быть готовы к тому, что им будет нужно формировать личностно значимые навыки как у проблем ребенка, так и у его нормально развив сверстников. При этом кол-во детей не может превыш 10 в мл. гр. и 15 человек в старш и подгот группе. Также должны работать педагог-дефектолог, учитель-логопед и детский психолог. Весь пед. Коллектив должен владеть методами кор-пед. воздействия на реб.
В И. процессе хорошо зарекомендовали себя ДОУ комбинированного типа. Такие группы легко комплектуются. Но детей с ЗПР в них должно быть не более четверти от состава группы. Их присутствие в группе активизирует всю кор-развивающ работу в целом. А для детей с ЗПР значимым оказывается пример сверстников, который для них явл-ся ориентиром и эталоном для подражания.
Родственники детей, посещающих И. группу, явл. полноправными членами пед. кол-ва и принимают на себя всю полноту ответственности за успешность кор-пед. воспитания.
Теория и практика И. дошкольных групп и учрежд для детей с ЗПР нуждается в дальнейшей разработке как в псих-пед., так и в организац-методическом. аспекте.
Виды ИНТЕГРАЦИИ (модели интеграции):
Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого R, соответствующим или близкой к возрастной норме по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах и классах, получая постоянную помощь дефектолога.
Частичная интеграция. дети с проблемами в R, не способные полноценно на равных со здоровыми детьми овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня по 1-2 человека.
Временная интеграция, при которой все воспитанники спец группы или класса, вне зависимости от уровня R объединяются со здоров детьми не реже 1-2 раза в мес для проведения различ меропр-й.
Полная интеграция. Для детей, которые по уровню R близкой к возрастной норме, включаются в обычные группы и классы и не получают кор помощь.