Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

1. Среди обязательных условий для возникновения и развития интеграционных процессов важнейшим представляется условие демократического общественного устройства с гарантированным соблюдением прав личности, личностно-ориентированной концепцией общественного развития (именно в этих странах появляются ростки интеграции - 60-е годы в Скандинавии, 70-е годы в США и в других странах Западной Европы).

2. Второе условие - материальная обеспеченность. Например, свобода передвижения для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: должны иметь средства передвижения, все сооружения приспособлены для его беспрепятственного передвижения и т.д.

3. Готовность общества в целом к интеграционным процессам, к осуществлению и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями. Обеспечение этого условия наиболее сложно и длительным, т.к. оно напрямую связано с социально-психологическими особенностями человека, его мировоззрением, предшествующим воспитанием, отношением к той или иной конфессии. Если интеграция вводится "сверху", то только законопослушность населения позволяет реализовать интеграцию. "Внутреннее" принятие интеграции населением, каждым человеком - это длительный процесс воспитания общества в целом, это выращивание, начиная с самого раннего возраста, нового поколения или нескольких поколений, для которых интеграция в обществе с лицами, имеющими ограниченные возможности, станет частью мировоззрения. Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей.

4. Ненасильственный характер протекания интеграционных процессов (возможность выбора из гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями. Учащиеся и родители сами выбирают ту или иную образовательную возможность, основываясь на рекомендациях специалистов, возможность перехода из специального образовательного учреждения в общеобразовательное и обратно.

В связи со всем выше сказанным, проблемы исследования интегрированного обучения, выделенные Институтом КП РАО, выглядят следующим образом.

1. Изучение зарубежного опыта (Российско-Фламандский проект "Интеграция").

2. Разработка критериев для отбора детей в интегрированное обучение с учетом их возраста, характера первичного дефекта и особенностей проявления вторичного дефекта, возможностей родителей и педагогов в оказании эффективной коррекционной помощи.

3. Разработка содержания и методов оказания помощи поддержки детям, интегрированным в массовые учреждения.

4. Создание экспериментальных площадок для реализации интегрированного подхода к обучению дошкольников и школьников с проблемами в развитии, где коррекционная помощь оказывается дефектологом.

5. Разработка технологий подготовки кадров для оказания помощи.

Кроме того, в массовой школе существует множество проблем, которые требуют решения. Вряд ли на переходном этапе реформирования системы народного образования школа сумеет адекватно решать вопросы интегрированного обучения детей с УО и нормальным интеллектуальным развитием. Об этом же свидетельствуют сомнения в компетентности современного учителя в области коррекционной педагогики и психологии (фрагментарность курса "Основы дефектологии"). Да и общество не готово понять и признать потенциальные возможности развития умственно отсталых под воздействием коррекционного обучения и воспитания.

Успешной интеграции может способствовать создание служб семейной терапии, служб "транзит" (интеграция выпускников специальных школ), служб социальной защиты.

ИКП планирует доказать, что не исключение и вытеснение специальных учреждений, а взаимодействие и взаимопроникновение структур массового и специального образования лежит в основе прогрессивного развития всей системы государственной помощи детям с особыми нуждами и собственно интегрированного подхода.

Систему специального образования нужно развивать, последовательно реформировать, но не за счет быстрых декларированных изменений и введения новых форм организации (иногда не подкрепленных экспериментальными данными), а за счет внедрения в практику новых подходов к обучению.

Задание

1. Охарактеризовать этапы организации дифференцированного обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Перечислить этапы развития интегрированного обучения детей с проблемами в развитии.

3. Провести сравнительный анализ организации интегрированного обучения в России и за рубежом.

4. Сформулировать актуальные проблемы интеграции детей с нарушением интеллекта.

Литература

1. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М. 2005.

2. Дульнев Г.М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1970. - №1.

3. Еременко И.Г. О дифференцированном обучении учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1983. - №2.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1999. – ч. 2.

5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.

6. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. 2005.

7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990.

8. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. М. 2003.

Наши рекомендации