Технология фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО.
Ориентируемся в понятиях.
Партнѐрствопредполагает равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени несут ответственность за результат.
Сотрудничество и взаимодействие –этоспособорганизации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и взаимного общения на равных, поддерживая друг друга.
Социальное партнѐрство(от фр. partenaire –участник совместных действий) –цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами.
Социальное партнѐрство –это:
- инициирование реализации совместных проектов (как со стороны местного сообщества, так и со стороны школы), направленных на решение существующих проблем школы и сообществ
- симпатия взглядов людей, у которых есть единая цель, задача в решении конкретных проблем или ситуаций, хорошо понимающих друг друга, ответственных во всех отношениях;
- это совместная работа для достижения цели, направленная на развитие личности, дающая определенные результаты и пользу обществу в целом.
Социальное партнѐрство - этотакая совместно распределенная деятельность социальных элементов –представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; это путь построения гражданского общества.особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного
Социальное партнѐрство- этопроцесс, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Социальное партнѐрстводошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
–партнѐрство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности(педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учреждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);
–партнѐрство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер(учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);
–партнѐрство со спонсорами, благотворительными организациями
(коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОО) и другие.
Сотрудничество и взаимодействие –это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и взаимного общения на равных, поддерживая друг другу
Технология взаимодействия ДОО с социальным партнѐром
1этап.Выбор партнѐра Осуществление выбора социального партнерадлярешенияпедагогическойпроблемы.
2 этап.ПланированиесовместныхдействийРазработкапланасовместныхдействий,необходимыхдлярешениявыделеннойпедагогическойпроблемы
3 этап.РеализациясотрудничестваОсуществлениевзаимодействияврамкахзапланированнойсовместнойработы.
4 этап.АнализрезультативностисотрудничестваОпределениерезультативностисовместнойработыистепениразрешенияобозначеннойпроблемы.
Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяетвыделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, обеспечивает возникновение необходимых глубинных связей между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, помогает ввести ребенка в культурное пространство.
Технология фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО.
Сотрудничество, общение на равных –это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса:
-родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимают и налаживают взаимоотношения;
- педагоги, взаимодействуя с родителями,узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения;
-дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее и, в конечном итоге, успешнее.
В этой связи детский сад выступает фасилитаторомразвития не толькоребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.
Фасилитация(от англ. facilitate —помогать, облегчать, способствовать) - стиль управления.
Фасилитатор-это ролевая позицияведущего при организации групповой деятельности.
Фасилитатор- это педагог, помогающий группе родителей улучшить способы индетификации проблем и принятия решений за счѐт организации конструктивнойсовместной деятельности.
Фасилитатор, в отличие от тренера,не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.
Фасилитация–это вовлечение всех и каждого в групповую деятельность, гибкое и оперативное управление данным процессом на основе создания ситуаций успеха и свободы самовыражения.
Фасилитация—это процесс, направленный на обеспечение эффективности и целостности групповой работы, которая, в зависимости от задачи, может проводиться в форме мастерской, круглого стола,тренинга,конференции;выступления, презентации;мероприятия, направленногона сплочение команды.
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженноймыследеятельностной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями.
Педагог, выступающий в роли фасилитатора, должен обеспечить проведение работы и родительского собрания таким образом, чтобы у всех желающих была возможность высказаться и быть услышанными.
Его основная цель:
помочь группе глубоко осознать имеющуюся в ней проблему или поставленную перед ней задачу и найти пути ее решения.
Основной результат фасилитации: значительное повышение эффективности групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, раскрытие их потенциала.
Особенности проведения фасилитации (могут быть интересны по форме или по содержанию):
- провокация мысли;
- юмор (дискуссия не ограничивает себя рамками наукоподобия или серьезности);
- формализованная дискуссия, введение регламента;
- договоренность о принятых в дискуссии знаках (хочу сказать, дополнение, по регламенту, др.);
- правила работы в группе (больше двух –говорим вслух, не перебивать, уважаем мнение другого, проявляем свою реакцию «здесь и сейчас» и др
Совокупность ролей, позиций, стилей и форм фасилитации составляет процедуру фасилитации в работе с родителями, в частности на родительском собрании.
Она состоит из следующих этапов:
Вступление.
Темы и задачи, которые стоят перед ними; объяснение участникам собрания формы работы. Важно давать четкие инструкции по форме работы.
Постановка вопроса
. Чтобы инициировать плодотворную дискуссию необходимо правильно сформулировать вопрос. Он должен быть таким, на который трудно ответить «да» или «нет», вызвать желание поделиться опытом.