III. 1. Выявление детей с отклонениями в развитии и дифференциальная диагностика
Для судеб детей с отклонениями в развитии огромное значение имеет ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлен дефект у малыша, и чем раньше с ним начнут работать специалисты, чтобы преодолеть или компенсировать аномалии, тем более существенным окажется результат этой работы. Причем важно не только установить наличие отклонения. Необходимо определить его характер, структуру, качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для организации ребенку медицинской и педагогической помощи или для помещения его в соответствующее учреждение.
В настоящее время раннее выявление детей с отклонениями в развитии прежде всего проводится в семьях с «повышенным риском». К их числу относятся семьи, в которых:
— уже есть ребенок с отклонениями в развитии;
— есть члены семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, эпилепсией и др., с нарушениями слуха или зрения, с резко выраженными речевыми недостатками;
— есть дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепномозговые травмы в первые месяцы жизни;
- родители подвергались радиационному облучению, жили в остро неблагоприятной эколо-гической обстановке, работали в опасных для здоровья условиях химической промышленности;
— матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз или травму;
— родители или хотя бы один из них являются наркоманами или страдают алкоголизмом.
Однако далеко не всегда можно прогнозировать возможность rip-явления отклонений в развитии ребенка. Они могут иметь место и без видимых причин. Значимая роль в обнаружении тех или иных аномалий развития ребенка принадлежит семье. Постоянно общаясь с малышом, мать может заметить некоторое специфическое развитие младенца, особенности его поведения, отличающие его от других детей того же возраста. Ей необходимо сразу же обратиться к врачу-специалисту: педиатру, психоневрологу, невропатологу, офтальмологу и др. для установления наличия отклонения и получения квалифицированной помощи. В случаях, когда точный диагноз поставить сложно, полезно несколько отсроченное повторное обследование.
Позднее ребенка следует направить на психолого-медико-педаогическую комиссию (ПМПК). На эту комиссию поступают также дети из дошкольных учреждений в тех случаях, когда их состояние вызывает беспокойство у педагогов и воспитателей. На ПМПК обследуются и учащиеся из обычных школ общего назначения и из детских домов. Как правило, это резко неуспевающие ученики, полезность пребывания которых в обычной школе вызывает сомнения.
ПМПК создаются органами народного образования. Многие из них являются действующими постоянно.
Перед приходом на ПМПК ребенок должен пройти углубленное врачебное обследование - психоневрологом, офтальмологом, отоларингологом, фтизиатром, педиатром, ортопедом. Они оформляют подробную медицинскую документацию. В медицинском деле ребенка обязательно должно иметься заключение психоневролога, данные о состоянии его зрения и слуха. Желательно, чтобы был собран подробный анализ. В педагогическом деле ребенка, если он посещает детский сад или школу, должна быть характеристика с указанием на то, в чем у него имеются затруднения, каковы основные причины отставания и какие меры применял учитель, чтобы оказать помощь ребенку.
Учителю (или воспитателю) следует привести конкретные примеры ошибочных или даже нелепых ответов ребенка на тот или иной вопрос, а также указать, какие меры были приняты для того, чтобы оказать ему помощь, и как он реагировал на них. Важно указать личностные особенности ребенка, подчеркнуть его общительность или замкнутость, умение принимать участие в беседе. Остановиться на его поведении в школе (детском саду) и дома, на отношениях с товарищами и со взрослыми, на интересах и склонностях и т.п.
Характеристика не может представлять ребенка только с плохой стороны. В ней должны найти место и положительные черты. Иначе она будет неполной и тенденциозной, отражающей низкий уровень педагогической культуры автора. Ведь стойко неуспевающий ученик может быть добрым и отзывчивым, трудолюбивым и веселым.
Отправляясь на ПМПК, родители ребенка должны позаботиться о том, чтобы иметь при себе его тетради, рисунки, поделки. Попав в руки опытного специалиста-дефектолога эти материалы многое скажут ему об обследуемом. Однако, надо иметь в виду, что все привлекаемые материалы должны быть не исправленными, не переписанными «начисто», а такими, какими они попали в руки учителя и воспитателя.
На ПМПК дети приходят с родителями или с заменяющими их лицами. Присутствие матери весьма желательно, т.к. обычно только она может дать сведения относительно рождения и раннего развития ребенка — о становлении его моторики, предметной деятельности, начальных ступенях понимания речи и пользования ею, о тех болезнях, которые он перенес и др. Все эти данные очень важны для работы комиссии.
В состав ПМПК обычно бывают включены психолог, врач-психоневролог, психиатр, педагог младших классов школы общего назначения, педагог-дефектолог и логопед. Возглавляет комиссию, обобщает материалы и подводит итог, т.е. формулирует заключение наиболее опытный член комиссии. Чаще всего им оказывается директор специальной школы.
ПМПК призвана решать ряд сложнейших и весьма ответственных задач, в число которых входят следующие:
— установление диагноза каждому обращающемуся за помощью ребенку;
— определение индивидуальных характеристик, присущих данному ребенку отклонений, установление общей структуры дефекта, а также возможностей продвижения ребенка в плане общего развития;
- поиск системы средств наиболее эффективного медикаментозного лечения, необходимого для улучшения здоровья ребенка;
- утверждение путей и методов педагогического воздействия, которое будет способствовать коррекции присущих ребенку отклонений в развитии, а также повышению его обучаемости и тем самым продвижению в общем физическом, умственном и личностном развитии;
- формулирование советов в адрес родителей и учителей в плане обучения и воспитания ребенка. Имеется в виду комплексное воздействие на его познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу.
Решение всех этих нелегких задач не обязательно предполагает, что обследуемый ребенок, если он характеризуется существенными отклонениями от нормального развития, должен быть направлен в специальное учебное заведение дошкольного или школьного типа. При современной организации образования в нашей стране ребенок со специальными нуждами, т.е. в значительной степени отклоняющийся от нормы, при обязательном соблюдении ряда условий, может находиться в массовом учебном заведении (детском саду или школе) или обучаться дома. Однако при этом следует помочь учителям, воспитателям и родителям организовать его жизнь таким образом, чтобы он не тратил зря времени и не оказывался все более и более отстающим, а мог бы продвигаться в овладении доступными для него знаниями, умениями и навыками. Надо заметить, что правильный выбор места пребывания и обучения ребенка, отклоняющегося в развитии, для самих родителей часто бывает весьма затруднительным и без активной помощи со стороны специалистов из ПМПК может быть сделан ошибочно.
Итак, на прием в ПМПК поступают дети разных возрастов, живущие в различных семей-ных и бытовых условиях. Взрослые, приводя ребенка в ПМПК, думают о том, как отклонить, или, напротив, подтвердить, или уточнить диагноз, определенно или предположительно поставленный районным педиатром или детским психоневрологом, наблюдавшим ребенка. Вместе с тем некоторые из них не без оснований полагают, что ПМПК окажет им реальную помощь, подсказав целесообразные пути, необходимого медицинского и педагогического воздействия.
Нередко родители и сами постоянно замечают у своего ребенка наличие нежелательных черт. Так, они видят, что он слишком быстро и легко возбуждается или, напротив, безразлично относится к окружающему, что он недостаточно правильно понимает обращенную к нему речь, а сам говорит мало, при этом неправильно произносит даже короткие и несложные слова. Они видят, что ребенок неловок в движениях, слишком долго не может научиться обслуживать себя — завязывать шнурки, застегивать пуговицы, одеваться и т.п. Не имея почему-либо возможности посоветоваться с кем-то компетентным в этом отношении или не доверяя услышанному, они обращаются за консультацией в ПМПК.
Следует сказать, что в ряде случаев родители приходят со своим ребенком в ПМПК в силу настоятельных требований со стороны районных медицинских работников. Сами же они в силу слепой любви чаще всего к единственному и позднему ребенку совершенно не видят в нем никаких недостатков, по-своему оправдывают даже серьезные отклонения, имеющиеся в его развитии. Они не принимают во внимание советов врачей, не хотят видеть того, что их ребенок существенно отличается от своих сверстников и поведением, и в плане общения, и во многих других проявлениях. Они вполне довольны им, убеждены, что сами хорошо понимают все, что касается их ребенка, и не нуждаются ни в чьих рекомендациях. Как правило, они полагают, что ребенок-дошкольник еще слишком мал, чтобы кто-то мог судить об отклонениях в его развитии. Повзрослев, он догонит, а может быть и перегонит своих сверстников во всех умениях и навыках. Так что поводов для беспокойства пока нет. Да и вряд ли они появятся в дальнейшем.
К сожалению, в немалом количестве случаев родители оказываются незаботливыми и даже безразличными к детям. Одни из них заняты какими-то своими делами и проблемами. Им не хватает времени пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним, подумать о нем. Они почти не замечают его. Единственное, о чем они беспокоятся, это то, чтобы их ребенок был одет не хуже других и имел дорогие игрушки. Другие - ведут откровенно асоциальный образ жизни, являются алкоголиками, наркоманами, уличными попрошайками, безудержными гуляками и т.п. Их очень мало интересует судьба ребенка. Они предоставляют ему возможность жить таким образом, как это получится и заботятся лишь о том, чтобы он им не мешал. Обратиться в ПМПК их настоятельно побуждают районные врачи, наблюдающие ребенка, которых чаще всего поддержи-вают представители старшего поколения - бабушки и дедушки детей с отклонениями в развитии.
Как правило, дошкольники, оказавшиеся на приеме в ПМПК, имеют грубые отклонения в развитии, причины и характер котоpыx, однако, не всегда бывает легко установить. Что касается детей школьных возрастов, то они в этом плане менее однородны. Среди них встречаются дети с нерезко выраженными дефектами, которые, однако, создают определенные препятствия при их обучении и воспитании. Бывают случаи и ошибочных направлений детей на комиссию.
Следует еще раз подчеркнуть чрезвычайную сложность и ответственность задач, стоящих перед ПМПК. Так, например, установление диагноза является делом достаточно легким лишь в отдельных весьма немногочисленных случаях. К их числу относится обследование ребенка с резко выраженными недостатками зрения, слуха или речи, с наличием выраженной болезни Дауна, с отчетливо представленной микроцефалией и т.п. Такие чисто внешние проявления, характерные для тех или других отклонений в развитии, способствуют правильному определению аномалий развития обследуемого ребенка.
Однако в большинстве случаев дело обстоит гораздо сложнее. Трудности диагноза в большей мере обусловлены тем, что по существу совершенно различные отклонения в развитии, свойственные детям, могут иметь весьма сходные внешние проявления, которые подчас ставят в тупик даже достаточно опытных членов комиссии. Так, например, специфические речевые нарушения, обнаруживающиеся в общем недоразвитии речи у ребенка, посещающего обычную школу, часто вызывают вопрос о наличии у него умственной отсталости. Такое предположение подтверждается стойкой неуспеваемостью ученика, его неадекватным поведением в классе и на перемене, ярко проявляющимся недружелюбным отношением к товарищам по учебе.
Только тщательное изучение ребенка на комиссии может помочь придти к правильному решению вопроса, подтвердить или опровергнуть первоначальное решение. Учащийся, не имеющий достаточного речевого развития в силу снижения слуха, педагогической запущенности или специфических речевых нарушений, не может успевать по основным учебным предметам — родному языку, математике и др., т.е. наряду с речью страдает и его мышление. Неадекватность поведения служит своеобразным протестом ребенка против внезапно обрушившихся на него школьных неудач, с возникновением которых он не может согласиться и смириться. Недружелюбие неуспевающего ученика по отношению к хорошо успевающим одноклассникам, которых учитель нередко ставит ему в пример, тоже не требует длительных пояснений.
Еще более очевидным примером может служить ситуация, когда стойкая неуспеваемость ребенка, в результате которой он оценивается недостаточно внимательным учителем как умственно отсталый, является результатом тех социальных условий, в которых он живет, например, двуязычиям. Так, если в семье постоянным разговорным языком является татарский, а в школе — русский, ученик оказывается в весьма затруднительных условиях, разобраться в которых бывает не всегда легко.
Чрезвычайная ответственность решений ПМПК обусловлена тем, что комиссия в большей мере определяет судьбу ребенка. Действительно, лишь небольшая часть родителей выражает желание обучать своего ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, в домашних условиях. Это и понятно. Многие родители не имеют для этого — ни времени, ни средств, ни дефектологических знаний. Те, кто хочет видеть своего ребенка с особыми нуждами в школе общего назначения, нередко через более или менее длительный срок убеждаются в том, что они поступили неправильно. В данный момент нашей жизни трудности интеграции такого ребенка в среду обычной общеобразовательной школы в силу многих обстоятельств очень велики.
Следует честно сказать, что поступив в специальную школу, например, в школу для умственно отсталых детей, ребенок получает определенный «ярлык», избавиться от которого очень нелегко. Что же касается перевода ученика опять в школу общего назначения, то такие случаи отмечаются достаточно редко. Здесь определенную роль играют несоответствие учебных программ, потеря ребенком одного—двух лет и другие причины.
Таким образом, следует сделать один обязательный вывод членам ПМПК — необходимо приложить все возможные усилия к тому, чтобы их заключение было правильным, полностью соответствующим состоянию обследуемого ребенка.
Работа ПМПК проходит в одних случаях в течение всего года непрерывно, в других — в четко определенные сроки, достаточно длительные для того, чтобы удовлетворить потребности людей, которые вынуждены обратиться в комиссию за помощью.
Деятельность ПМПК должна осуществляться в относительно удобном и достаточно свободном помещении. Следует говорить не о выделении одной, пусть даже большой комнаты, а о нескольких комнатах, в которых члены комиссии смогли бы расположиться с необходимыми методиками, приборами, инструментами, в то время, как родители и прибывшие на обследование дети имели бы возможность спокойно ожидать приема.
Работа вПМПК предусматривает соблюдение ряда основных принципов, на которых следует остановиться подробнее.
Принцип комплексного изучения, предполагающий всестороннее обследование ребенка группой квалифицированных специалистов.
Комплексное изучение отнюдь не означает, что обследование осуществляется одновременно всеми членами комиссии, находящимися в одной комнате и даже сидящими за одним столом, в тех или иных случаях стихийно вмешивающимися в проведение работы, имея при этом добрые намерения помочь своим коллегам получить наиболее информативные результаты. Такая, если можно так выразиться, коллективная деятельность членов комиссии абсолютно не желательна, поскольку она дезорганизует работу. Участвующие в комиссии специалисты, думая, что они способствуют изучению ребенка, фактически мешают друг другу. Каждый из них не использует специфических для своей специальности приемов и методов обследования ребенка, но по собственной инициативе включается в деятельность того или иного члена комиссии, порой существенно нарушая логику проводимой им работы и делая непонятными получаемые результаты.
К тому же далеко не всякий ребенок, оказавшийся один на один с группой незнакомых ему взрослых, может отвечать на вопросы и выполнять определенные задания в полную меру своих возможностей. Многие дети, тем более те, которые не посещали дошкольных учреждений, живут в семье, нередко в отдаленной от города местности, претерпели серьезные неудачи в школе, чувствуют себя в такой обстановке крайне смущенно и напряженно. Некоторые сразу же дают негативную реакцию — краснеют, отворачиваются от членов комиссии, молчат довольно длительный период времени. Другие — говорят чрезмерно тихим голосом, заикаясь, что для них не свойственно. Положение особенно осложняется, если родители или кто-то из других взрослых, с которыми ребенок пришел на комиссию, т.е. его главная поддержка, точка опоры, не допущены в это помещение, остались за дверью.
Часть детей, та, что побойче, стараются пересилить свой страх, но от волнения не всегда могут осмыслить услышанный вопрос, сосредоточиться на выполнении задания, подумать. Обычно они отвечают излишне коротко и стереотипно, смотрят не на собеседника, а по сторонам, на свои руки или еще на какие-то предметы, находящиеся в помещении. И лишь в единичных случаях обследуемые ведут себя в новой обстановке, как в привычной, общаясь со взрослыми, как со своими сверстниками, не проявляя никакого смущения. Естественно, такое поведение говорит не в их пользу.
Комплексное изучение ребенка предполагает обследование всеми специалистами, но не одновременно, а последовательно. Лучше всего если представитель или представители каждой специальности будут работать в отдельной комнате. Этим обеспечивается создание спокойной, доверительной обстановки, лишенной дополнительных, отвлекающих внимание ребенка факторов. В том случае, когда это невозможно сделать по объективным причинам, и в одной, пусть даже большой комнате располагаются несколько столов, создается менее благоприятная ситуация. Ребенок невольно прислушивается к беседе, проводящейся за другим столом. Его внимание привлекают различные наглядные пособия, составляющие экспериментальные методики, картинки, предметы и другие материалы. Однако такие условия все же существенно приемлемее, чем работа за одним общим столом.
Результаты всех обследований должны быть совместно обсуждены всеми специалистами, а затем обобщены одним из них и представлены в виде заключения, основывающегося на разноаспектных конкретных материалах.
Принцип целостного, системного изучения каждого ребенка, предполагающий выявление не только особенностей его познавательной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассматриваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях. Это очень важно, потому что ни один из перечисленных аспектов личности ребенка не дает общей картины его состояния. Обычно при обследовании основное внимание уделяется определению состояния .познавательной деятельности ребенка. Однако следует признать, что ее продуктивность непосредственно зависит не только от уровня интеллекта ребенка и его умений пользоваться различными приемами мышления, но и от интереса к предложенному заданию, от желания выполнить его, от возможностей сосредоточиться на решаемой задаче, от степени утомляемости и от многих других причин. образующих сложное и иерархичное целое, определяемое нами как личность ребенка.
Принцип онтогенетического подхода к изучаемому ребенку предполагает тщательное, всестороннее изучение всего жизненного пути пришедшего на комиссию ребенка, включая ранний период развития, в том числе и внутриутробный, а также сведения о его родителях. При этом членам комиссии очень важно знать, чем характеризуются возрастные этапы развития в норме, т.е. иметь отчетливое представление о ходе становления у ребенка различных психических функций и личности в целом в возрасте от 0 до 12-14 лет. Мы имеем в виду формирование его опорно-двигательной сферы, восприятия, речи, мышления, понятий, представлений, а также личностных характеристик - самооценки, уровня притязаний, эмоций, воли, понимания себя и окружающих и др. Такие сведения совершенно необходимы, т.к. определить степень отставания обследуемого ребенка, например, в умственном плане, уровень, которого он достиг в физическом развитии, его личностное своеобразие со всей объективностью можно лишь путем сравнения определенного вида его деятельности с деятельностью нормально развивающегося ребенка. Поясним эту мысль. Выполняя какое-то экспериментальное задание, скажем, складывая определенную фигуру из от-дельных составляющих ее частей, обследуемый, имея полных 10 лет, достиг успеха. Это вызывает подчас необоснованную радость у психолога, который не только хвалит ребенка, что, конечно, и следует сделать, но и ставит вопрос о незначительности снижения его интеллекта, а в отдельных случаях даже о его сохранности. При этом не учитывается тот простой факт, что сложить такую фигуру нормально развивающийся ребенок может уже в старшем дошкольном возрасте.
Принцип детерминированного подхода к состоянию обследуемого ребенка предполагает не только выявление недостаточности, присущей его психическим функциям, но и определение из взаимозависимостей. Имеется в виду, в первую очередь, определение первичного дефекта, обус-ловленного им вторичного дефекта, а также дефектов других порядков. Это - одна из первооче-редных задач, стоящих перед ПМПК, решить которую часто бывает весьма сложно. Установление первичного дефекта абсолютно обязательно, т.к. именно оно обеспечивает правильность общего вывода, ради которого и осуществляется вся процедура обследования ребенка.
Трудность определения первичного дефекта связана с тем, что в ряде случаев изменение развития той или другой психической функции ребенка, возможно, обусловлено различными причинами. Однако внешние проявления такого изменения могут иметь значительное сходство. В результате этого дети, страдающие различными отклонениями в развитии, могут быть идентифицированы, т.е. подведены под один и тот же диагноз.
Приведем пример. Несколько детей, обучающихся в 1 классе, имеют существенные отклонения в становлении речевой деятельности. Поскольку недостаточное владение речью является одним из существенных признаков умственной отсталости, можно предположить, что все эти дети относятся к этой категории нарушений.
Данные, полученные от отоларингологов, свидетельствуют о том, что у одного из них имеется небольшое нарушение слухового восприятия. Снижение слуха не позволяет ребенку свободно и точно воспринимать речь окружающих, контролировать свое произношение, построение предложений и целостных высказываний. К тому же он, зная свой недостаток, смущается необходимостью общаться с незнакомым человеком, говорит тихим голосом, невнятно, допускает ошибок больше, чем обычно. Это могло бы послужить основанием для предположения о том, что мы имеем дело с умственно отсталым ребенком. Однако гораздо более вероятно, что первичным дефектом в данном случае является частичная потеря слуха. (Не следует думать, что слабослышащий ребенок не может быть умственно отсталым.) На подтверждение такого предположения нужно направить усилия.
У другого ребенка слух сохранен, но речь страдает различными резко выраженными откло-нениями. Результаты экспериментальных проб, предполагающих для своего выполнения обраще-ние преимущественно к наглядным формам мышления, свидетельствуют о наличии у ребенка определенных положительных возможностей. Решение такого типа задач и ряда других заданий, объединенных в единый комплекс, позволяют полагать, что этот ребенок имеет специфические локальные речевые нарушения и не может быть отнесен к числу умственно отсталых.
У третьего ребенка наряду с нарушенной речью отмечается живой интерес к окружающему. Выполняя несложные экспериментальные задания, он испытывает затруднения, однако не прибегает к четко выраженным косным стереотипам, и в простых случаях может перенести вновь показанные ему способы действия на решение других, сходных задач. Ему присуща определенная инициативность. Он инфатилен и неусидчив, склонен заменять учебную деятельность игрой. Быстро устает. Все это позволяет думать, что ребенок не является умственно отсталым, но относится к детям с задержкой психического развития.
И, наконец, четвертый ученик вместе с речевым недоразвитием ярко обнаруживает если не все, то многие черты, характеризующие умственно отсталого ребенка. Выполняя эксперименталь-ные задания, он проявляет глубокое своеобразие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Принадлежность его к числу умственно отсталых подтверждается комплексом проб.
При диагностике отклонений в развитии большие сложности вызывают дети с ранним аутизмом. Характерными чертами для данной группы являются нарушение временной ориентации, фантастическое восприятие отдельных явлений действительности. Такие дети могут быть легко смешиваемы с умственно отсталыми, т.к. отсутствие контактов с окружающими, пониженная моторная и игровая активность, ограниченная потребность в информации приводят к резкому отставанию психического развития. А отсутствие полноценного речевого контакта ведет к появлению мутизма (молчания) и негативных особенностей характера: замкнутости, агрессивности. Однако аутичные дети отличаются от умственно отсталых. Одни ученые считают детский аутизм явлением, характерным для шизофрении, другие причину этой болезни видят в недостаточно ласковом отношении матери к ребенку. Это заболевание чаще всего возникает в возрасте 1,5—2 года, преимущественно у мальчиков.
Нередко сходные проявления со слабослышащими детьми имеют дети с сенсорной алалией. Вместе с тем нарушение понимания речи при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Обычно у слабослышащих отмечается устойчивый порог восприятия. Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание речи слабослышащими детьми и приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной алалией. Использование слухового аппарата помогает слабослышащему воспринимать и понимать речь окружающих. При сенсорной алалии оно неэффективно. В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией имеют повышенную чувствительность к звукам, которые слабослышащис воспринять не могут: тихий скрип, звук капающей воды и т.п. У слабослышащего ребенка и ребенка с сенсорной алалией разные голоса: у слабослышащего голос бесцветен, лишен звучности, громкости. Дети с сенсорной алалией менее контактны, чем слабослышащие.
Особую сложность для диагностики представляют дети, поступающие в ПМПК из детских домов. Сведения о их раннем развитии, как правило, очень скудные. Ранняя детская депривация приводит к тому, что эти дети значительно отстают в развитии от своих сверстников, живущих в семьях, и часто ведут себя и выполняют задания на уровне умственно отсталых. Поэтому детдомовцы требуют особого внимания со стороны членов ПМПК и отнюдь не однократного обследования.
Следует подчеркнуть, что принцип детерминированного подхода к состоянию ребенка предполагает обязательный учет социальных условий его жизни. Эти условия могут глубоко завуалировать истинное состояние обследуемого, представить его в совершенно ином, чем это есть на самом деле свете.
Так, тяжелая домашняя обстановка, существование в среде наркоманов, алкоголиков, лиц, занимающихся попрошайничеством, полная безнадзорность, влияние старших из криминальных сфер — все это оказывает на ребенка отрицательное воздействие. Педагогическая запущенность приобретает резко выраженные, нередко уродливые черты, проявляясь во всех аспектах личности. На основании недоразвития познавательных процессов, узкого объема знаний, диалектной речи, неумения вести себя такой ребенок выглядит умственно отсталым.
С другой стороны, умственно отсталый ребенок, выросший в благополучной, культурной семье, где о нем непрестанно заботились, следили за внешним видом, приучали к аккуратности и правильному поведению, побуждали к общению с окружающими, работали над правильностью его речи, если он не имеет физических, бросающихся в глаза недостатков, может произвести благоприятное впечатление. Оно тем более укрепится, если ребенок при этом обладает запасом формальных знаний, которыми умеет пользоваться в хорошо знакомой ситуации. Так, адекватно отвечает на привычные вопросы, правильно выполняет простейшие практические задания из числа тех, которые многократно ставились перед ним в домашней обстановке и т.п.
Следует заметить, что установление характера социальных условий жизни ребенка далеко не всегда оказывается простым делом. Педагогическая запущенность ребенка не находится в прямой зависимости от материального и культурного уровня семьи, хотя и связана с ними.
Принцип динамического обследования, т.е. изучение ребенка в процессе осуществления им определенной деятельности, варьирующихся условий предъявляемых заданий, оказания различных видов помощи или прямой подсказки, т.е. принципа обучающего эксперимента. Реализация этого принципа предполагает строгай учет характера и меры помощи, необходимой ребенку для решения той или иной задачи.
Такой подход позволяет существенно дополнить и уточнить показатели стандартизованных тестов, которые, как известно, свидетельствуют лишь о факте выполнения или невыполнения тех или иных проб. Он дает возможность увидеть, насколько успешно принимает обследуемый тот или иной вид помощи и сколь адекватно использует ее при решении новых задач в той или иной мере сходных с первоначальной. Анализ полученных при этом материалов позволяет судить об обучаемости ребенка, которая служит одной из важных характеристик его познавательных возможностей. Вместе с тем определение обучаемости имеет непосредственное отношение к установлению зоны ближайшего развития ребенка, т.е. к прогнозу его продвижения.
Принцип индивидуального подхода к ребенку, который предполагает определение специ-фических для него нужд и направлений необходимой для него помощи путем обобщения и систе-матизации всех показателей, полученных при изучении, т.е. его индивидуальную идентификацию. Этот принцип полностью отрицает механическое подведение обследуемого под тот или иной тип отклонений в развитии. Необходимо подчеркнуть, что каждый из поступивших на комиссию детей может иметь ряд своеобразно сочетающихся нарушений психической деятельности, характеризо-ваться двойным и даже тройным дефектом, в различной степени выраженными и играющими разную роль в его общем продвижении в интеллектуальном и личностном плане. Каждому ребенку необходимо искать индивидуальные пути и подбирать определенные виды помощи.
Отнесение ребенка к тому или иному типу детей, отклоняющихся в развитии, без должного учета всех выявленных индивидуальных показателей, т.е. фактически без достаточных оснований, следует оценивать как грубую ошибку в деятельности ПМПК.
Принцип единства методологической концепции, объединяющий всех членов ПМПК, обоснованность набора методик, направленных на изучение различных психических функций, познавательной деятельности в целом и личностных проявлений ребенка. Предполагается использование методик, позволяющих выявлять общие закономерности развития аномальных детей, а также специфические закономерности, свойственные отдельным категориям детей с особыми нуждами.
Важно заметить, что значение различных аспектов диагностического обследования ребенка, используемых ПМПК, не однозначно при работе с разными категориями детей. Так, при диагностировании и отделении незрячих от слабовидящих на первый план выходят показатели, полученные врачами. Однако при дифференциации умственно отсталых детей от детей с ЗПР большой вес приобретают материалы педагогического, и особенно психологического обследования, в то время как медицинские данные имеют несколько меньшее значение.
Следует подчеркнуть, что каждая из применяемых методик должна быть полифункциональной. Имея основную направленность, она должна предусматривать получение данных, характеризующих различные стороны психики ребенка. Вместе с тем методики, составляющие единый комплекс, должны быть объединены таким образом, чтобы с их помощью можно было получить материалы, взаимодополняющие друг друга.
Заметим, что общепринятое разделение экспериментально-психологических методик на вербальные и невербальные является в значительной мере условным. Такое разделение в большей степени соответствует истине в случаях обследования тотально глухих детей. Действительно, всякая методика содержит ту или иную инструкцию, которая дается ребенку по-разному: словесной речью в устной или письменной форме, жестовой речью, иногда с включением дактилологии. Так что в какой-то из форм речь обязательно присутствует, только ее развернутость и способы выражения различны.
Принцип разноуровненного количественного и качественного оценивания полученных результатов. В отечественной коррекционной педагогике отмечается определенная ориентировка на качественный анализ материалов обследования ребенка. Ступеням качественных характеристик протекаемых психических процессов, мерам выполнения последовательной «ступенчатой» помощи ребенку, выполняющему то или иное задание, посвящены многие исследования. В этой связи понятие обучаемости ребенка рассматривалось и трактовалось различными авторами с разных позиций. Что касается оценки количественных показателей, полученных в экспериментальных исследованиях, то этому вопросу уделялось значительно меньше внимания. Сейчас идет борьба за выравнивание создавшегося «перекоса».