ОРТ повернулось лицом к малышам

Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получится.

Глобальные изменения назревают в программе «Спокойной ночи, малыши». Заставку создал для этой передачи знаменитый мультипликатор Юрий Норштейн. До этого у передачи были заставки Александра Татарского – пластилиновая (более удачная) и рисованная (нынешняя).

У Каркуши поменялась концепция образа. В новом сезоне она будет изображать модницу, для чего ей пошили большую коллекцию нарядов.

Но и это ещё не всё. Грядёт тридцатипятилетний юбилей «Спокойки». По этому случаю 26 сентября в 17. 30 зрителям покажут проект Тимура Кизякова «Тысяча и одна ночь для детей и взрослых».

Самых разных людей политиков, артистов, спортсменов – всех, кому за тридцать, персонажей очень разных объединяет одна серьезная вещь. Все они выросли на «Спокойной ночи, малыши». Теперь они и расскажут, какую роль сыграли в их жизни Степашка, Хрюша и Филя.

Ещё один детский проект ОРТ касается еды. В общем, это даже кулинарное шоу. Но героями «Вкусных историй» станут не Андрей Макаревич с гостями, а продукты. Баклажаны будут сами прыгать в кастрюлю по команде ананаса. Помидорная армия превратится в фаршированные помидоры. Каждая передача будет представлять собой законченную сказку с нешуточными страстями. Влюблённые брынза и грецкий орех, например, погибнут в мясорубке.

Программа будет выходить в эфир каждое воскресенье с первого октября.

Ольга Бакушинская

Третья черта текста –это включенная в неготем или иным способоминформация о говорящем и адресате, о ситуации общения.Объясняется эта черта тем, что «текст является превращенной формой общения (выделено нами – Л. А.), речевые действия, зафиксированные в тексте, создают видимую форму отношений, существующих между элементами коммуникативного акта».

Ситуация общения отражается в стилистической окраске текста, в тональности, в различных способах выражения авторской позиции, в различных формах обращения к адресату.

Формы отражения данной информации нормативно обусловлены, социально заданы, поскольку «люди вступают в контакт как члены общества, как носители определенных социальных качеств». Это свойство продемонстрируем на примерах текстов разных типов. Например, в заявлении о приеме на работу, тексте делового стиля, специально указано, кому и кем адресован текст, причем автор и адресат вступают в акт общения как носители конкретных, строго определенных социальных ролей. В художественном тексте автор выступает в форме «образа автора», так как различными средствами создается конкретно-чувственное представление о носителе речи в рамках данного и только данного произведения. Нередко создается и образ адресата. Кроме того, и автор и адресат в акт общения должны вступить не только в своей социальной роли, но и во всей полноте личностных своих качеств, со всем богатством чувств и жизненного опыта. Записи в личной записной книжке – пример «одностороннего» текста, в том смысле, что в него включена информация о непредназначенности для другого лица, информация о том, что адресатом этого текста является автор (К.О. Гаузенблаз).

Поэтому будущий журналист, создавая тот или иной текст, должен владеть определенными коммуникативными умениями, к которым относятся:

умение раскрыть тему и основную мысль создаваемого текста;

умениесобирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание;

умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например, в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.

умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства; умение править, совершенствовать написанное.

Если же иметь в виду коммуникативные умения устной речи, то к названным следует добавить следующее:

умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.);

умение владеть различными приемами подготовки (составление плана, набросков рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.);

умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления);

овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.

Необходимость формирования обозначенных коммуникативных умений объясняется тем, что без специальной работы студенты – журналисты не смогут овладеть ими в должной мере.

Виды и типы текстов

В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,

по видам выделяют тексты устные и письменные, диалогические и монологические;

по типам имеют место тексты – описания, повествования, рассуждения;

по стилистическим особенностям деловые, научные, публицистические, разговорные и художественные.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Свойства устной речи – это быстрота её порождения, неподготовленность, отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций.

Ситуативная устная речь содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов, сравнительно часты лексические и синтаксические повторы. Также необходимо отметить, что в устной речи существенную роль играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. Ситуативную устную речь мы можем наблюдать в телепередача.

На устную речь влияют такие физические факторы, как ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; ограниченность дыхания, ограниченность нашейкратковременной памяти. Следствия этих ограничений таковы:

- в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты;

- ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создаётся сразу в устной форме; наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы); в устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание;

- малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (то есть не вставлять придаточные внутри главного, ограничивать число обособленных конструкций) (например, в предложении: И мне эта перспектива показалась очень радужной / что я буду такую жизнь вести письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного).

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию».

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть ограниченность устной речи, она отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружающих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Объединение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается.

По своей структуретексты делятся на монологические и диалогические.

Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:

монолог есть продукт индивидуального построения;

он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;

монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;

отличительная черта монолога – его непрерывность.

По мнению Н.Б. Сиговой, «монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными».

В монологической речи активным является только говорящий. Адресат не всегда принимает непосредственное участие в речевом акте: он может быть отделен, отстранен в пространстве или во времени; его реакция на речь говорящего не предусмотрена этой формой речи.

Например:

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарож­дается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрус­талём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнув­шись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы ле­тают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то го­ворим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. Туман начинает клу­биться над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце — солнце бесконечного летнего дня.

Так мы живём в палатке на лесных озёрах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и по­чти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спёртом воздухе асфальтовых улиц (Пауст.).

В монологе говорящий является полновластным распоря­дителем языковых средств, их выбора, соединения. Как пра­вило, в тексте преобладают повествовательные предложения, не предполагаются «вопросы и ответы. Но если они и использу­ются, то выступают как средства «оживленной» манеры речи или отражают ход рассуждений говорящего.

Например:

Я снова попытался вступить в беседу с бригадиром; но он, видимо, устал, опустился, кряхтя, на лежанку и, про­стонав: «Ой, ой, косточки, косточки», развязал свои подвяз­ки. Помнится, меня тогда удивило, как это у мужчины могли быть подвязки? Я не сообразил, что в прежнее время все их носили. Бригадир принялся зевать продолжительно и откровенно, не спуская с меня отупелых глаз: так зевают очень маленькие дети. Бедный старик, казалось, не совсем даже понимал мои вопросы... И он брал Прагу! Он, со шпагой наголо, в дыму, в пыли — в челе ['впереди'] суворовских сол­дат, простреленное знамя над головой, обезображенные тру­пы под ногами... Он... он? Не удивительно ли? Но мне всё-та­ки сдавалось, что в жизни бригадира происходили события ещё более необыкновенные. Огурец принёс белого квасу в же­лезном ковшике; бригадир напился с жадностью — руки его тряслись. Огурец поддерживал дно ковшика. Старик стара­тельно отёр свой беззубый рот обеими ладонями — и снова, уставившись на меня, зажевал и зачмокал губами. Я понял, в чём дело, раскланялся и вышел из комнаты. (Т.)

В диалогической речи активно участвуют и гово­рящий, и адресат, причем они меняются ролями. При этом один говорящий может пользоваться речевым материалом другого, строя свою реплику с опорой на речь собеседника, ко­торый в этот момент является адресатом:

— Медаль по этому случаю получил.

— За что?

— За спасение утопшего (А. С.)

Задание:

Прочитайте в Приложении 8 материал Л.В. Анпилоговой «Понятие диалога» из книги «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста».

Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение.Приведем примеры указанных текстов из газет:

Текст – описание

Построить свой дом

…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом, если есть возможность – строительными материалами.

За последние пять лет индивидуальными застройщиками возведено 20 домов. Село газифицировано, проложен водопровод. Имея просторное жилье, с удобствами, с надворными постройками, люди не стремятся уезжать из села.

А. Заляза.

Текст – повествование

Наши рекомендации