Терминология научно-исследовательских работ

Приступая к подготовке научной работы, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имеющихся в научной деятельности. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, доказать то или иное положение.

Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера, некоторые из которых приведены ниже:

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследователя, представленного на соискание ученой степени.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Информация:

- обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

- релевантная - информация, заключена в описании прототипа научной задачи;

- реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

- сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

- справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой либо области знаний.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) - устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные формы и отношения исследуемых предметов.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных факторов.

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности. Одна из форм общественного сознания.

Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно- конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, так же выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Определение (дефиниция) - один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.

Предмет исследования - все то, что находится в границах исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие- мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Принцип- основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которое охватывает область будущих исследований. Различают следующие виды:

- исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и водной области применения;

- комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

- научная - совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или часть ее, предлагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научно-технического процесса в данной отрасли.

Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предмет связка “есть” или “не есть” (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения - описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия - описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.

Методы научного познания

Успешность выполнения научной работы в наибольшей степени зависит от умения соискателя выбрать наиболее результатив­ные методы исследования, поскольку именно они позволяют до­стичь поставленной в работе цели.

Метод (от гр. methodas - исследование) - это способ исследования явлений, определяющий подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины.

В исследованиях применяются общие (общенаучные) и специальные (конкретно-научные) методы (рис. 2.2). Кроме того, существует всеобщий философский метод познания, который определяет основные пути всякого научного исследования. Сам по себе философский метод не входит в содержание технических наук, так как является составным элементом другой особой формы общественного познания - философии, но на его основе формируются общие (общенаучные) методы исследования.

 
  Терминология научно-исследовательских работ - student2.ru

Рис. 2.2. Классификация методов исследования

Совокупность общенаучных методов исследования может быть представлена в форме древовидной классификации, приведенной пофрагментно на рис. 2.3-2.5.

 
  Терминология научно-исследовательских работ - student2.ru

Рис. 2.3. Укрупненная классификация общенаучных методов исследования

Терминология научно-исследовательских работ - student2.ru

Рис. 2.4. Классификация эмпирических методов исследования

Терминология научно-исследовательских работ - student2.ru

Рис. 2.5. Классификация мыслительно-логических методов исследования

Общенаучные методы научного познания в отличие от специальных мето­дов используются на всем протяжении исследовательского про­цесса и в самых различных по предмету науках, и в теоретических и эмпирических исследованиях.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

1) методы эмпирического исследования (на­блюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, ис­пользуемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретичес­кого исследования (восхождение от абстрактного к конкретно­му и др.).

Наблюдение- метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. В повседневной деятельности и в науке наблюдения долж­ны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последую­щих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1. планомерность;

2. целенаправленность;

3. активность;

4. системность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

Сравнение - одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что "все познается в сравнении". Сравнение позволяет установить сходство и различие предме­тов и явлений действительности. В результате сравнения уста­навливается то общее, что присуще двум или нескольким объ­ектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

- сравниваться должны лишь такие явления, между кото­рыми может существовать определенная объективная об­щность;

- для познания объектов их сравне­ние должно осуществляться по наиболее важным, существен­ным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью яв­ляется получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наи­более распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством, которое представляет собой процедуру определения численного значения некоторой величины посредст­вом единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об ок­ружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия уче­ного, от применяемых им методов, но главным образом - от имеющихся измерительных приборов.

Частным случаем наблюдения является эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт), т.е. такой метод, который предполагает вмешательство в естественные условия существования пред­метов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью проверки результатов теоретических исследований. Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его повторно в заданных условиях.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с на­блюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимен­та становится возможным изучение того или иного явления в "чистом виде";

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

3) важ­нейшим достоинством эксперимента является его повторяе­мость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредст­венно с объектом, так и с "заместителем" этого объекта в по­знании - моделью.

Моделирование- метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением ЭВМ, например транспортные маршруты перевозки грузов.

Использование моделей позволяет применять эксперимен­тальный метод исследования к таким объектам, непосредствен­ное оперирование с которыми затруднительно или даже невоз­можно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Рассмотрим теперь мыслительно-логические методы, используемые на эмпиричес­ком и теоретическом уровне исследований, к которым принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию и т.д.

Абстрагирование (от лат. abstraherh - отвлекать) - метод мысленного отвлечения, позволяющий переходить от несуществен­ных свойств, связей, отношений, конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Абстрагирование носит в умственной деятельности уни­версальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Он применяется, например, в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.

Различают процесс абстрагирования и результат абстраги­рования, называемый абстракцией. Обычно подрезультатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объ­ектов. Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Приме­рами абстракций могут служить бесчисленные понятия, кото­рыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего, с анализом и синтезом.

Анализ- метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные части (части объекта, его признаки, свойства, отношения). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого, Например, анализ производительности порта проводится по предприятию в целом и по каждому его подразделению. Одним из видов анализа часто используется системный анализ.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.

Синтез(от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (производительность труда по производственному объединению в целом).

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органичес­ки связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследо­вания. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез раз­личного рода.

- прямой или эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнару­жение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосред­ственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.

- возвратный или элементарно-теоретический анализ и син­тез широко используется как мощное орудие достижения мо­ментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анали­за и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых может выступать предположение о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономер­ности.

- структурно-генетический анализ и синтез, который позволяет наиболее глубоко приникнуть в сущность объекта. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в слож­ном явлении таких элементов, таких звеньев, которые пред­ставляют самое центральное, самое главное в них, их "клеточ­ку", оказывающую решающее влияние на все остальные сторо­ны сущности объекта.

Индукция- (от лат. inductio - наведение, побуждение) - метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества. Так, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда по каждому отдельному предприятию, а затем обобщаются в целом по объединению, в состав которого входят эти предприятия как производственные единицы.

Дедукция (от лат. deductio - выведение) - метод логического умозаключения от общего к частному, т.е. когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его составных элементов. Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению и далее по его производственным единицам. Для исследования сложных развивающихся объектов при­меняется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Аналогия - метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например, производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности. При этом полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия.

Конкретизация (лат. concretus - густой твердый) - метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития, к примеру перспективы расчетов применения новой техники и технологии и др.

Формализация (от лат. formula - форма, определенное правило) - метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например, представление времени рейса формулой, в которой при помощи символов изображены элементы времени рейса.

Гипотетический метод (от греч. hipothetiros - основанный на предположении) основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления, при требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, себестоимости новых видов продукции и т.п.).

Аксиоматический метод - предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории.

Создание теории- обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей в проведении изучаемых объектов, а также распространение результатов исследований на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования.

Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному, который представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отобра­жения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-кон­кретного, от конкретного в действительности к его абстракт­ным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы "ис­паряется", превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от аб­страктного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в по­знании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы вос­станавливается исходная целостность объекта, он воспроизводит­ся во всей своей многогранности - но уже в мышлении.

Таким образом, можно сказать, что рассмат­риваемый метод представляет собой процесс познания, соглас­но которому мышление восходит от конкретного в действи­тельности к абстрактному в мышлении и от него - к конкрет­ному в мышлении.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.

Конкретно-научные (специальные, частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Например, методы экономического анализа, вышедшие из бухгалтерского учета, применяются в исследованиях других экономических наук.

Таким образом, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое научное исследование?

2. По каким признакам классифицируются научные исследования?

3. Классификация научных исследований по целевому назначению?

4. Дайте определение фундаментальным исследованиям?

5. Классификация прикладных исследований?

6. Что такое разработка?

7. Что понимается под объектом и предметом исследования?

8. Виды объектов в зависимости от степени сложности?

9. Методы классификации объектов исследования?

10. Что понимается под методом научных исследований?

11. Классификация методов научного познания?

12. Перечислите общенаучные методы научного познания?

13. Приведите структуру конкретно-научных методов?

Наши рекомендации