Общие основы процесс обучения

И. П. ПОДЛАСЫЙ

ПЕДАГОГИКА

Новый курс

В двух книгах

Книга 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

гуманитарный/-издательский/

Москва



УДК-*7,0{075.8) ББК

П44

К СТУДЕНТАМ



П44

18ВЫ 5-691-00174-4 ШВЫ 5-691-00175-2(1)

Подласый И.П.

Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб, заве­дений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

18ВМ 5-691-00174-4.

18ВМ 5-691-00175-2(1).

Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории вос­питания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Рассматриваются принципы органи­зации педагогического процесса в школе, задачи, формы и мето­ды деятельности педагога.

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов.

УДК 37.0(075.8) ББК 74.00я73

г- .1БЛИ07ЕКА

Подласый И.П., 2000 Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000

Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во-первых, это наука чрезвычайно сложная, мо­жет быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее до­стижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая человека? Во-вторых, наша наука очень противоре­чивая, неоднозначная, диалектическая. Мало сказать, что каж­дый человек имеет свое мнение о воспитании и может опро­вергнуть чуть ли не любое утверждение, приведя «противопо­ложные» примеры, и будет по-своему прав. И среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны челове­ческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противо­положных утверждений встретятся нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспристрастной истории свои труды. Кому верить? Почему? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказа­тельств вытекает из предыдущего. Эвересты педагогических книг уже написаны, а необходимость изучать проблемы воспи­тания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и дра­мами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупика­ми, заблуждениями.

В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу.

Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактичес­ких знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Работа с учебной книгой — первый шаг и нужном направлении. Успешной она будет лишь в том слу­чае, если мы с вами, уважаемый студент, станем единомыш­ленниками, если мы будем понимать друг друга. Основой по­нимания станут проверенные жизнью принципы прогрессив­ной педагогики. Что для этого требуется? С нашей стороны — ясное, научное, доступное и интересное изложение. Удел сту­дента — нелегкий познавательный труд, который нужно поста-

раться сделать максимально продуктивным. Без самостоятель­ного труда ни в одном серьезном деле результата не достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познавать истину.

Обучение строится по испытанной классической схеме из­ложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познава­тельного процесса. Излагаются знания по принципу укрупне­ния дидактических единиц: такая структура помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления.

информационный блок; расширяющий блок; проблемный блок;

Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их ус­ловным обозначениям:

— ситуационный блок;

— блок самоконтроля;

— корректирующий
блок.

Все главы завершаются контрольным тестом и списком ли­тературы для самообразования.

Основные сведения курса изложены в информационных бло­ках (ИБ). Их компактность достигается путем структурирования знаний, вычленения стержневых идей, использования логичес­ких и графических схем, точных и кратких формулировок.

В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Расширяющие блоки «оживляют» теоретическую ин­формацию, содержат яркие запоминающиеся факты, приме­ры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталки­вать к собственным выводам, для которых уже накоплены не­обходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляй­те, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального разви­тия может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без

Труда ВЫВОДЫ. ;: ;>; ".! ••., . -., \ .:,

«Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталки-^ ваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот по­чему так важно поразмыслить и над практическим применени­ем теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной пе­дагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдете материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.

Блоки самоконтроля и коррекции (БС, КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспе­чения прочности усвоения. В них использованы различные способы стимулирования ответов, преимущественно средства безмашинного программирования. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность.

Работа с учебником строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

БС
СБ
ТЕСТ

ИБ -РБ - ПБ

информация ситуация коррекция контроль

Обратите внимание: блоки не всегда имеют постоянное место в структуре изложения, поэтому приведенная схема от­ражает наиболее типичную последовательность переходов. Каждый студент выбирает подходящую для себя схему обуче­ния в соответствии с поставленной целью и имеющимися воз­можностями. Позвольте лишь напомнить, что полноценное ус­воение педагогической теории без тщательной и желательно многократной проработки всех предложенных блоков невоз­можно.

Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой «Ордана», имеющей аналогичную структуру рас­пределения материала. Работая с программой, вы не только лучше усвоите информацию, но и получите наглядное пред­ставление о применении электронно-вычислительной техники при изучении гуманитарных дисциплин, новейших способах программирования и тестового контроля.

Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагностические индексы, сопровождающие каж-

дую тему. Они выведены путем статистического анализа ре­зультатов изучения материала контрольными группами студен­тов. Первый индекс — показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ — это время, за которое учебный мате­риал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует среднестатистическую трудность изучаемого материа­ла в условных единицах. Сопоставление первого и второго ин­дексов определяет общее время, необходимое для усвоения ма­териала с коэффициентом усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам. Успеха вам.

Часть



ОБЩИЕ ОСНОВЫ


^ ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ



!•

10 Ц1 Педагогика — наука о воспитании

13 1Р Возникновение и развитие педагогики

« . ||^*~'

""""ТП

24 |Р Основные категории педагогики

•ч».»**^

Ва^П

32 1Р Педагогическая наука и педагогическая практика
37 Ц1 Система педагогических наук

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Минимально необходимое время (в минутах)
изучения материала темы (МНВ).........................




Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................

0,64

Время (в минутах), необходимое для полно­
ценного усвоения знаний................................... 144

Наши рекомендации