Принцип прочности в обучении.

Принцип сознательности, активности учащихся.

Это ведущий принцип, который определяет учебный процесс в рамках любого современного подхода к обучению.

Так, всё проблемное обучение построено на приобщении учащихся к активному процессу получения знаний.

Программированное обучение в школе – это подбор пошаговых заданий стремится к активному оперированию учащимися такими умственными операциями, как сравнение, анализ, синтез.

Дифференцированное обучение, ориентируясь на реальные возможности ученика в данный момент, в перспективе имеет постепенное передвижение слабых и средних учеников на уровни более высокого, сознательного усвоения знаний, активного оперирования приобретёнными умениями.

Реализация этого принципа в учебном процессе ставит перед учителем задачу осуществлять руководство мыслительными действиями учащихся, необходимыми для формирования научных понятий:

- учить вычленять, обобщать существенные признаки понятий;

- учить сравнению явлений, процессов по степени общности, различия; вырабатывать умение пользоваться сравнением в самостоятельном познании;

- обучать анализу изучаемых процессов и явлений и синтезу, обобщению их в единое целое;

- от обобщённого восприятия основного в знании пути к познанию их частных, отдельных сторон.

Сознательное усвоение материала предполагает умение учащихся свободно и гибко оперировать понятиями, мобилизовать их, когда это требуется, переводить и переключать из одного круга мыслей в другой, тесно с ним связанный. А между тем они не всегда видят, например. связь климата с растительностью, с режимом рек, почвы и т.д. Это говорит о том, как сложна работа над формированием и применением общих понятий.

Принцип наглядности.

Наглядность облегчает и оснащает познавательную деятельность: создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью; она помогает воссоздающему воображению, следовательно, способствует творческой деятельности. Наглядный образ – вспомогательная основа для конкретизации отвлечённых понятий, абстрактных идей. Наглядность развивает также наблюдательность, мышление, воображение, способствует развитию интереса к учению. Наглядность повышает качество усвоения.

Учитель в то же время должен иметь в виду, что при невнимательном и неумелом использовании наглядности она может увести ученика от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями.

Предметная и образная наглядность: натуральные объекты или их заменители, муляжи, модели, учебные картины, портреты, произведения искусства, образцы скульптуры, живописи, архитектуры, музыки, пения.

Словесно-образная наглядность: средства языка, слова, словесное рисование литературных образов, использование крылатых выражений, метких эпитетов.

Условная изобразительная наглядность: схемы, чертежи, карты, таблицы, диаграммы, графики. Способствуют развитию абстракции, обобщения, теоретического мышления.

Динамическая наглядность - аудиовизуальные средства (экранно-звуковые): кино, телевидение, видеомагнитофон и т.д.

В осуществлении принципа наглядности очень важна апперцепция, т.е. опора на впечатления, которые уже были в опыте учащихся. В каждом учебном предмете учитель может обращаться к примерам, связанным с личным опытом учеников, который важно использовать как опору на ясные представления, помогающие переводить ограниченный опыт наблюдений на уровень научных обобщений.

Как видим, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи избирается тот или иной вид наглядности.

Требования к применению наглядности:

- не перегружать учебный предмет наглядностью – это снижает самостоятельность и активность учащихся в осмыслении материала. Калейдоскоп наглядных средств – помеха в усвоении знаний;

- необходима ясная цель использования наглядных средств в структуре урока (когда ввести, с какой целью, какой вывод последует);

- вывешивание заранее всех наглядных средств дезорганизует восприятие учащихся, рассеивает их внимание. В поле их зрения в необходимый момент должен находиться определённый объект, а остальные до показа должны быть закрыты;

- наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций учащихся (не следует, например, пользоваться картиной для создания представлений о смешанном лесе, на первом плане которой изображены дети, собирающие грибы;

- в применении наглядности следует учитывать возраст.

Принцип прочности в обучении.

Этот принцип характеризует особенности учения, которое направлено не на открытие новых истин, а на овладение уже открытыми истинами.

Психологической основой прочности считают память. Именно закономерности процессов памяти заставляют осуществлять функцию повторения, закрепления, возвращения к тому, что было усвоено ранее, чтобы не допустить забывания, либо возобновить в памяти учеников уже забытое.

Вместе с тем принцип прочности опирается не только на память, но и на мыслительные, эмоциональные, волевые процессы познавательной деятельности учащихся.

Память человека носит избирательный характер, запоминается в основном то, что существенно, интересно. Эмоционально окрашенный материал всегда запоминается лучше.

В процессе закрепления значительна роль таких умственных действий, как сравнение, анализ, синтез, обобщение; они содействуют интенсивному протеканию процесса запоминания.

Вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщённость знаний, которые помогают учащимся, когда они забыли материал, опираться не столько на память, сколько на мышление и чувства.

В процессе обучения память учащихся развивается. С возрастом эмоциональная память, опирающаяся на наглядно-образные процессы мышления, уступает место памяти, которая ищет основания в логических процессах мышления. Есть прямая сопряжённость развития памяти и успеваемости. В группах сильных учеников нет детей со слабым развитием памяти.

Чем старше учащиеся, тем больше можно ориентировать их на логическое запоминание, основанное на умении устанавливать связи, сопоставлять материал и т.д.

В практике обучения отработаны приёмы, обеспечивающие реализацию принципа прочности в процессе повторения, закрепления и применения знаний, умений, навыков:

1.Повторяемый материал полезно разбивать на структурные смысловые части, озаглавливать их, ставить к ним вопросы, формулировать в виде тезисов.

2.Запоминаемый материал важно связывать с прежними знаниями, опираться на сложившиеся у ребёнка представления, связывать главную мысль с имеющимися у ребёнка знаниями.

3.В процессе повторения постоянно следует активизировать мысль учащихся, ставить вопросы на сравнение. Сопоставление, предлагать анализировать материал, обобщать.

4.Включение изучаемых знаний в практическую деятельность.

5.Выделение для закрепления основных, стержневых идей, вопросов. Проблем даёт возможность и учащимся выделять существенное в повторяемом материале.

6.Повторение и закрепление требует разнообразия в подходах, методах, формах. Однообразие гасит интерес учащихся к учению, снижает эффект усвоения.

Наши рекомендации