Глава II. Этапы экспериментальной работы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста культуры семейно-родственных взаимоотношений в условиях сельского социума
Инновационная деятельность ДОУ
МБДОУ детский сад имеет статус республиканской экспериментальной площадки для реализации проекта «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе культуры семейно-родственных взаимоотношений в условиях сельского социума». Именно с этого началось управление работой ДОУ на основе проектной деятельности. На основе идеи проекта лежало мудрость народа саха, никогда не терявшая сознания единства рода, аймаха, нации. При аймахе существовал Союзный совет. Союз родов и аймахов составлял более крупное объединение - джоны. Отношения «ребенок - родители», «ребенок - родственники» основывались на взаимной любви, доверии и уважении. Все поколение рода принимало активное участие в воспитании детей. Оно ненавязчиво формировало в детях нравственные, морально-этические ценности. Утрата этой системы воспитания народной педагогики привело по нашему мнению к формированию в обществе мнения, что воспитанием ребенка должны заниматься государственные образовательные учреждения - детский сад, школа, часто стали употреблять словосочетание «дети школы», «детсадовские дети».
Федеральная программа модернизации образования на 2005-2010 годы, Законы «Об образовании РФ и РС (Я)», «Закон о правах ребенка» и концепция развития системы дошкольного образования в РС (Я) и др. нормативные акты системы образования нацеливают педагогов и всех заинтересованных лиц на усиление роли семьи в воспитании подрастающих поколений. На решение этой задачи направлены концепция Государственной семейной политики в РС(Я), Президентская Программа «Семья и дети в РС(Я) на 2007-2011 г., Доктрина здорового образа жизни в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) и др.
Целью нашего проекта является воспитание дошкольников на основе философии и культуры семейно - родственного взаимоотношения, взаимосодействия.
Мы воспитатели, как кузнец с помощью огниво кует новый клин, создаем из ребенка личность. Как огниво зажигаем в сердцах родителей лучик надежды на счастливое будущее их ребенка. Потому свой проект воспитательно-образовательной деятельности мы для себя окрестили программой под названием «Хатат».В итоге внедрения этой программы:
1. будут созданы благоприятные организационно-педагогические условия сотрудничества ДОУ, семьи, родни и социума (түөлбэ);
2. будет постепенно осуществлена интеграция социально-педагогических проблем в единстве мира, человека и природы;
3. будет осуществлен процесс модернизации содержания деятельности ДОУ в целом:
ü у каждого ребенка будет возможность полноценно развиваться как личность;
ü сложатся новые отношения участников воспитательного процесса;
ü будет построена новая модель общественного управления дошкольным
образовательным учреждением, где равноправными участниками станут родители, родственники, педагоги и общественность в целом.
В задачупроекта включили:
1. Создать модель образовательного учреждения, способного обеспечить развитие ребенка как личности на основе положительных наследственных данных;
2. Организовать инновационный педагогический поиск по проблемам работы с родителями, родней ребенка;
3. Повысить педагогический потенциал родителей, родни средствами использования нетрадиционных форм взаимодействия;
4. Совместно с родителями, родней способствовать успешной социализации личности детей в семье, ДОУ, сельском түөлбэ.
Участникипроектастали:
ü коллектив ДОУ;
ü дети;
ü родители;
ü родственники воспитанников.
Констатирующий этап
Для реализации проекта администрацией организованы новые формы и виды работы дошкольного образовательного учреждения, новые подходы и методы в воспитательно-образовательной деятельности.
Так, создано объединение родни «Хатат» во всех группах детского сада:
-творческое объединение «Сэмсэ», руководитель Долотова Сандра Семеновна (приложение№1);
-клуб бабушек и дедушек «Холбука», руководители Дмитриев Николай Григорьевич и Георгиева Розалия Макаровна (приложение№2);
-занятие отцов, мужчин родни «Күнү кытта сырсабыт», руководитель Матвеев Владислав Куприянович(приложение№3);
-проектная деятельность учреждения «Кулум Кулукчээн» руководитель заведующий Степанова В.И.(приложение №4)
Творческое объединение «Сэмсэ» - это сменная группа родителей и родни детей, которая раз в месяц проводит занятия, кружки по своим группам. Тема деятельности объединения не диктуется администрацией, а опирается на творческий потенциал родни ребенка.
Клуб бабушек и дедушек «Холбука» свою работу, исходя, из возраста участника проводить в большую часть в домашних условиях, т.е. дети приглашаются в дом бабушки или дедушки. В то же время бабушки и дедушки являются самыми активными участниками проектной деятельности ДОУ.
Для детей самым долгожданным и желанным является занятие отцов и мужчин родни «Күнү кытта сырсабыт», которое в теплое время года организуется обязательно на свежем воздухе. В своем занятии мужчины стараются как можно больше передать отцовскую заботу, любовь и доступно привить детям мужское достоинство, мужество.
Управление дошкольным образовательным учреждением на основе проектной деятельности требует от педагогов, всего коллектива учреждения находиться в постоянном поиске новых форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Так, в нашем детском саду педагогами и работниками разработаны и реализованы следующие проекты:
Ø Изостудия «Кустук сэттэ ѳҥүнэн», воспитатель Никитина З.И.
Ø Театральная студия «Мичик», физкультурный руководитель Сергеева С.К.
Ø «Вместе МЫ - сила» по организации творческих групп работников МДОУ, старший воспитатель Захарова А.И.
Ø кружок по шашкам, охранник Саввинов В.Н.
Ø кружок по выразительному чтению «Риторика», воспитатель Потапова Р.И.
Ø фольклорный кружок «Чыыбы-чаабы», воспитатель Семенова Р.В.
Ø профилактический комплекс «Айыы Дьѳһѳгѳй алгыһынан», воспитатель Петрова В.Н.
Ø Индивидуальные занятия по работе с ножницами «Кыптыый кылыр тыаһа …», помощник воспитателя Захарова А.М.
Ø Мультимедийные занятия по ЗОЖ, медицинский работник Николаева Н.Н.
2.3.Формирующий этап
В формирующем этапе организовали проект«Кэрэ эйгэ суолдьуттара», который призван привить любовь к народному устному творчеству односельчан и Фестиваль художественной самодеятельности «Уруу-аймах түһүлгэтэ»,с руководством музыкального руководителя Саввиновой А.Н (приложение № 5) Совместный проект с родителями и районной библиотекой «Аптаах бэрэмэдэй
В проекте «Кэрэ эйгэ суолдьуттара» пригласили …………….
К критериям оценкиожидаемых результатов реализации проектной деятельности ДОУ мы включили:
1. Активность родителей, родни, детей в различных мероприятиях, общественной деятельности и т.д.;
2. Активность работников ДОУ в повышении квалификации, в участии в различных видах деятельности, в общественной жизни социума;
3. Устойчивая ценностная ориентация на наращивание личностного опыта оздоровления, закаливания, в игровой и учебной деятельности, в общении;
4. Повышение уровня посещаемости детей.
И сегодня мы можем показать повышения уровня активности участия родителей и родни детей в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.
№ | Название мероприятия | Количество участников | |
Родители (в том числе отцов) | Родня (в том числе учащихся) | ||
1. | Ярмарка «Күһүҥҥү киһи күлбүтүнэн» | ||
2. | Неделя «Күн күбэй ийэбэр, Эйиэхэ!» | ||
3. | Педагогический десант «Мы - воспитатели» | - | (5) |
4. | Месячник психологического здоровья «Играем вместе, играем от души» | 19 (7) | |
5. | Познавательный час «Баай Байанай алгыһынан» | 4 (1) | 5 (1) |
6. | Занятие отцов, мужчин родни «Күнү кытта сырсабыт» | (4) | |
7. | Смотр-конкурс экологических семейных проектов «Күөх тыын» | 13 (1) | 4 (2) |
8. | Театральный месячник «Волшебный мир» | 20 (2) | |
9. | Месячник гражданско-патриотического воспитания | 27 (4) | |
Месячник психологического здоровья «Красота спасет мир» | 13 (2) | 7 (3) | |
Фестиваль «Уруу-аймах түһүлгэтэ» | 19 (1) | 66 (42) | |
Творческое объединение «Ѳйдѳѳх тарбахчааннар» | |||
Клуб талантливых бабушек и дедушек «Кэрэ эйгэ суолдьуттара» | - | ||
Неделя семьи «Сирдээҕи Дьол» | 21(14) | ||
ВСЕГО: | 198 (36) | 163(53) |
Контрольный этап
Организация управленческой деятельности на основе проектной работы в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов, работников к нововведениям в воспитании и образовании дошкольников, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности и сплочении всего коллектива учреждения.
Проектная деятельность как форма организации всей работы детского сада касается и родителей, родни, т.к. они являются участниками воспитательно-образовательной деятельности. По отношению к ним целью ее является - помощь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждение отчуждения между ребенком и его семьей. Ставятся задачи:
1. Довести до родителей, родни истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;
2. Воспитать у родителей и родни чувство уверенности в своих силах и мудрости;
3. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей, в разумном выстраивании отношений с ребенком;
4. Вовлечь в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.
С целью решения этой задачи мы провели анкету для родителей, дети которых посещают ДОУ. Предлагали перечень суждений, на каждое из которых надо выбрать ответ: «да», «нет»,»трудно сказать». Удовлетворенным работой детского сада считают 97 % родителей (приложение № ).Также провели беседу с родителями и воспитатель подготовительной группы Никитина Зинаида Иннокентьевна читала доклад на тему «Айыл5ан» уруу-аймах оскуолата». Из бесед с родителями мы узнали, что стали внимательно относится к детям, стало многое понятно в работе детского сада.
Ежегодно проводится семейное спортивное соревнование «Папа, мама и я- спортивная семья» и проект творческой группы работников «Вместе -мы сила!»
Выводы по 2 главе
Сейчас, работая по методу проектов, мы можем сделать следующие выводы:
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Он способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, в семье, родне и коллективу учреждения;
3. Меняется стиль общения взрослого с ребенком;
4. Появление благоприятных отношений в семье и родни ребенка позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Заключение
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
Результаты исследования показали, что лучше проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.
Тревожность влияет на психическое здоровье детей.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Ребенку, нашему главному участнику воспитательно-образовательного процесса управление на основе проектной деятельности дает возможность получить качественную деятельность не только педагога, но и всего коллектива своего детского сада – мира его детства, его точки опоры развития.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения собственной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
Литература
1. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.
3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1991. – 300с.
4. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
6. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
7. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136с.
8. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.
9. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.
10. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999. – 224с.
11. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29.
12. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. –336с.
13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М., 1982.
14. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/ Под ред. М.М.Кабанова, К. Вайзе - .М., 1980.
15. Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. – М., 1995. - 214с.
16. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.
17. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание,1992. – 190 с.
18. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150с.
19. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.
20. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
21. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М.-В., 1999. – 224с.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.
23. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 288с.
24. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.
25. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989. –200с.
26. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.
27. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380с.
28. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. 672с.
29. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. – М., 1999. – 160с.
30. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с.
31. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.
32. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1989. – 300с.
33. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.
34. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
35. Сидаренко Е. А. Опыт реориентационного тренинга. – СПб., 1995. – 205с.
36. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
37. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480с.
38. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
39. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
40. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.
41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656.
Приложение 1
Приложение2
Y KRDku2BG32t4e93drEFERm/QBk8avijCprm8qLEyIfkXOu+5F7nExwo1DMxTJWXsBnIYV2Ein733 MDvkfM69NDOmXO6sLJW6kw5HnxcGnGg7UPe5PzkNnNYfz7tD2hatxQfGp3To+lbr66ulfQTBtPBf GH7wMzo0mekYTt5EYTXkR/hXs3erynsQxxwqVQGyqeV/+uYbAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAU AAYACAAAACEA6ArExLIFAABWKwAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEAIVSXatkAAAAFAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAAMCAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1s UEsFBgAAAAAEAAQA8wAAABIJAAAAAA== "> |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение № 6
Приложение№7
Приложение № 7