Тема 2.2. Основные функции социально-культурной деятельности

1. Понятие функции СКД

2. Основные функции

1.

«Функция» в переводе с латинского языка означает назначение, обязанность, круг деятельности, роль.

Функции СКД в своем содержании отражают определенные стороны деятельности, как отдельных людей, так и социальных институтов. Назначение культурно-досуговойдеятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

В этих условиях одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

2.

К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

- развивающая;

- информационно-просветительная;

- нормативная;

- коммуникативная;

- культуротворческая, преобразовательная;

- рекреативно-игровая.

Развивающаяся функция, связана с развитием и саморазвитием личности, её социальным самоутверждением. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Развивающее начало воплощено в каждой функции.

Информационно-просветительная

Под термином просвещения подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение

личности, преображение определенной системы знаний, получение необходимой информации. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывных характер, каждый человек продолжать повышать уровень своего образования в течении всей жизни. Особенности реализации этой функции в культурно-досуговых учреждений:

- информационно-просветительная функция, не связана с регламентом, установленном и обязательным в учебных заведениях, функция основана на добровольности, инициативе;

- обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых интересов людей различного возраста и профессий;

- использует более разнообразный потенциал средств, форм и методов приобретения умений и навыков.

Культуротворческая функция освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества.

Виды культурно-творческой деятельности:

  1. Социальное творчество – общая деятельность людей, основанная на добровольных началах (подготовка мероприятий)

Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной помощи).

  1. Художественное творчество – ТВТ, БХТ, ТТ, ИТ.
  2. Научно-техническое творчество (радио кружки). Существует сеть учреждений и организаций стимулирующих развитие научно-технического творчества, (выставки науч.тех.тв-ва, сеть периодических изданий)
  3. Прикладное творчество – различные виды народных ремесел и промыслов

Рекриативно-оздоровительная деятельность.

Ориентированна на досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный. Она предназначена для снятия производственного утомления, восстановления утраченных сил.

Гл. задача – эмоциональная разрядка и отдых через организацию условий для неформального общения, через организацию проведения зрелищных мероприятий, занятий в творческих студиях, различные соревнования, экскурсии.

Коммуникативная функция, обусловлена потребностью людей в межличностном общении в процессе культурно-досуговой деятельности.

Формирование культуры деловых и неформальных отношений. Общение в системе социально-культурных учреждений и объединений удовлетворяет и развивает следующие культурные потребности:

а) человек получает ответы на интересующие его вопросы (информационно- познавательный аспект)

б) утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения (ценностный аспект)

в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопереживании (эмоциональный аспект)

г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности,

замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект)

д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект)

е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рекреационный)

Гедонистическая функция (наслаждение, удовольствие).

Если занятие будет полезным, и не будет приятным, оно потеряет значительную долю привлекательности для посетителей, а в месте с этим и долю полезности.

Нормативная функция

Цель этой функции - формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а так же формы предметнопрактической деятельности на работе, в быту, семье (санитарно-гигиеническая культура, культура речи, способность к самоконтролю, саморегуляции поведения и т.д.).

Вывод: Названные функции КДД не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы КДД выполняют одновременно несколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную и нормативную функции.

Функция– с латинского языка - назначение, обязанность, круг деятельности, роль.

Рекомендуемая литература

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.

2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

3.Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): Уч. пособие. – Барнаул, 2002.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение функциям социально-культурной деятельности.

2.Раскройте содержание основных функций социально-культурной деятельности.

3.Дайте характеристику основным видам культуротворческой деятельности.

Наши рекомендации