ЗАНЯТИЕ 2. Психологические аспекты игровой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
Сведение……………………………………………………………….………4
Система условных обозначений……………………………………….…….5
Раздел 1. Тематика и содержание практических занятий…………………6
Раздел 2. Материалы для чтения ……………………………………………30
Раздел 3. Фрагмент рабочей программы по дисциплине «Методика организации игры»………………………………………………………..……..239
Раздел 4. Ценные указания студентам……….……………………………248
Библиография……………………………………………….………………274
Введение
Игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
© Януш Корчак
Чтобы понимать друг друга, собеседникам необходимо разговаривать на одном языке. Язык детства — это, без сомнения, игра. Вот почему повзрослевшему педагогу, который сам когда-то (давным-давно или ещё вчера) был ребенком, ни в коем случае нельзя забывать волшебство игры.
На первый взгляд, кажущаяся чем-то несерьезным, развлекательным, игра решает важнейшие задачи развития и социализации личности. Однако, умело используя игровую деятельность как средство образования, диагностики и развития, ни в коем случае нельзя лишать игру непосредственности и веселья. Именно поэтому учебные занятия содержат шуточные элементы, а язык изложения заданий иногда на секунду перестает быть научно-публицистическим. Тем не менее, автор надеется, что данное обстоятельство не позволит студентам — будущим игротехникам с большой буквы — усомниться в профессиональной значимости тем, затронутых при изучении дисциплины «Методика организации игры».
В ходе освоения курса студентам предлагается попробовать себя в новой роли — игротехника, а в перспективе — игромастера. Безусловно, каждый из нас хоть раз в жизни становился организатором игры — будь то казаки-разбойники во дворе или игра в волейбол с одноклассниками. Однако отличие настоящего игротехника состоит в осознании важности игровой деятельности в нашей жизни, в знании принципов и правил организации игры, в умении создавать и проводить любую игру таким образом, чтобы все её участники смогли раскрыть свои творческие способности, поверить в свои силы, получить не просто удовольствие и радость, но что-то большее.
Во время аудиторной и внеаудиторной работы участникам курса будут предложены самые разные формы деятельности. Для успешного выполнения заданий учебное пособие сопровождается подробными методическими рекомендациями, а также содержит материалы для чтения. Кроме того, освоение курса происходит в сети Интернет, где осуществляется работа тематической группы «Игры и не только», созданной в социальной сети «Вконтакте».
Однако никакое разнообразие заданий и творческий запал преподавателя не будут иметь успеха без соответствующего настроя учащихся. Активность и креативный подход к освоению этого предмета не просто приветствуется, они жизненно необходимы! Студенты, как полноправные участники образовательного процесса, могут самостоятельно выбирать творческие задания, корректировать процесс выполнения работы и совместно с преподавателем продумывать содержание занятий.
Успехов, творчества и интересных игр! :)
Система условных обозначений:
Данные обозначения встретятся читателям в разделе «Тематика и содержание практических занятий»
Цели и задачи занятия.Указанные цели и задачи в дальнейшем отражаются в выборе содержания и методов освоения темы.
Ключевые понятия. Определения ключевых понятий должны быть представлены в справочнике игромастера, который ведется по ходу освоения дисциплины. При отсутствии установленных дефиниций студенту предлагается разработать собственное определение, которое впоследствии уточняется преподавателем.
Вопросы для обсуждения. При подготовке необходимо найти нужную информацию, которая позволит участнику занятия полноценно участвовать в групповом обсуждении
Проблемные вопросы. Данные задания требуют выработки личного взгляда на ту или иную проблему, а также аргументацию выбранной позиции.
Задания для самостоятельной работы, как правило, оформляются в письменном или печатном виде и демонстрируются преподавателю в ходе текущего контроля.
Творческие задания предназначены для развития креативного взгляда на изучаемый материал, для организации рефлексии и закрепления изученной темы в нестандартной форме.
Материалы для формирования портфолиопредставляются в ходе рубежного контроля и на итоговой аттестации.
Источники информации. В данном разделе указаны источники информации, дополняющие материалы для чтения, представленные в учебном пособии.
Используемые сокращения:
М/Ч — Материалы для чтения;
ЦУ — Ценные указания студентам (Методические рекомендации по организации самостоятельной).
РАЗДЕЛ 1
Тематика и содержание
практических занятий
ЗАНЯТИЕ 1. Игра как междисциплинарный феномен
«Игра» — как много в этом звуке…Отчетливо выделяются интонации веселья и радости, доносятся отголоски праздника. Слышите? © Ю. Гурин
Цели и задачи занятия:раскрыть основные научные подходы к изучению феномена игры, рассмотреть сущностные характеристики игры, выработать собственные цели освоения учебной дисциплины.
Ключевые понятия: игра, игровая деятельность, игровое состояние.
На занятии:
1. Познакомьтесь с понятием Карта памяти (ЦУ№ 4.3.). Создайте карту памяти и в ходе просмотра видео-лекции обозначьте ключевые признаки игры и всё, что покажется вам важным по данной теме.
2. Прочитайте материалы, посвященные особенностям игровой деятельности, и дополните свою карту памяти. Запишите одно из определений игры или придумайте собственное (М/Ч №2.1. — 2.5.).
3. В группе обсудите возможные функции, которые выполняет игровая деятельность в нашей жизни. Сопоставьте результаты обсуждения с материалами для чтения (М/Ч№ 2.6.).
4. Заполните таблицу по классификации игр в ходе просмотра видео-фрагмента и чтения текста «Игры хорошие и разные» (М/Ч № 2.7.).
*Paidea, Ludus, Agon, Аlea, Ilinx, Mimicry — виды игр, выделенные Р. Кайуа
Задания для внеаудиторной работы:
1.Дополните свою таблицу классификаций игр, основываясь на тексте «Классификация игр» (М/Ч № 2.8.).
2.Начните работу по подготовке портфолио по курсу «Методика организации игры» (Требования к портфолио — ЦУ № 4.21.).
3.Зарегистрируйтесь в группе «Игры и не только» в соц.сети «ВКонтакте».
Время творить!
По итогам вводного занятия и выполнения самостоятельной работы напишите эссе по одной из следующих тем:
a) Представьте, что вы оказались на необитаемом острове после кораблекрушения. Чтобы выжить вам и вашим друзьям приходится много трудиться (строить укрытие, искать пропитание и т.д.). На ваши предложения уделить какое-то время играм — они отвечают, что в подобной ситуации это безответственно. Постарайтесь переубедить своих друзей, опираясь на материал о функциях и особенностях игровой деятельности.
b) Познакомьтесь с картиной П.Брейгеля «Детские игры», а также с выдержками из книги С.А. Шмакова, посвященными ей (М/Ч № 2.11.). Согласны ли вы с размышлениями ученого о данном произведении искусства? Что еще вам удалось заметить, изучая картину? Какие особенности «мира игры» попытался отразить художник?
c) С чем только не сравнивали игру мыслители и творцы разных эпох. Игра — это свобода. Игра — это основа культуры. Игра — это жизнь или бегство от реальности. А как бы вы продолжили фразу «Игра — это…» Аргументируйте свой выбор.
* Критерии оценки и рекомендации к написанию эссе ищите в разделе «Методические указания для студентов».
* Приложите аккуратно оформленную творческую работу к портфолио.
1. Группа «ВКонтакте» Игры и не только. Режим доступа: http://vk.com/games_etc;
2. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале6 Хрестоматия /Авт.-сост. Е.А. Репринцева. — М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 600с.
3. «Игра как способ жить» видео-лекция. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=GotccDYan5c;
4. Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Пер. с англ. М.: «Прагматикакультуры», 2003. -431 с.
5. Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.:ОГИ, 2007.— 504 С.
6. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.
7. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры / Л.Т. Ретюнских.- М.- Липецк, 1997. 150 с.
8. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
9. Куликова, И.В. Игра как способ освоения мира человеком Текст.: дис. канд. философ, наук: /Куликова И.В. М., 2000. — 155с.
ЗАНЯТИЕ 2. Психологические аспекты игровой деятельности
Игра — практика развития. © С.Л. Рубинштейн
Цели и задачи занятия:Рассмотреть психологические теории игры, уточнить структуру игровой деятельности; определить роль игры в развитии личности ребенка. Разработать сборник тезисов.
Ключевые понятия:игровое общение; произвольность, социализация;
1. Составьте краткий конспект по тексту «Общение и социализация ребенка в игре» (М/Ч №2.12., ЦУ № 4.5.)
2. В парах или группах подготовьте презентации по следующим темам:
· Роль игры в развитии эмоциональной сферы
· Развитие произвольности в игре
· Развитие мотивов и потребностей в игровой деятельности
· Роль игровой деятельности в развитии мышления
· Развитие в игре воображения и творчества
Ваша задача — ознакомиться с информацией по выбранной теме и представить её коллегам. Найденный материал необходимо критически осмыслить и составить тезисы (ЦУ № 4.9.), которые вы сможете представить аудитории. Свои тезисы необходимо оформить на одном слайде презентации Power Point.Используя научные термины, будьте готовы их пояснить, чтобы избежать непонимания аудитории темы. При возникновении проблем в поиске материала, можно обратиться за помощью к преподавателю.
Критерии оценки выступления группы (ЦУ № 4.2.):
· Четкость и ясность изложения (запрещается читать текст по распечаткам!).
· Конкретика и полезность для слушателей (поясняйте сказанное, приводите примеры, апеллируйте к опыту слушателей).
· Вклад каждого участника в работу группы. (Подумайте над выступлением, чтобы это не выглядело как поочередное чтение абзацев с одного листа а-ля «один читает — остальные скучают, смотря по сторонам»)
· Творческий подход к представлению результатов.
· Качество наглядного и раздаточного материала.
· NB! Регламент выступления: 5-7 минут