Учебно-воспитательного процесса в университете и на факультете
Успеха Вам!
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Подготовительный этап
Производственная педагогическая практика для Вас начнется с установочной конференции. Установочная конференция очень важна для оптимальной организации последующей деятельности. На установочной конференции руководители расскажут Вам о целях практики, ее содержании, видах и формах отчетности.
Конечно, важным условием успешной деятельности является хорошее владение теоретическими знаниями. Поэтому при подготовке к установочной конференции Вы должны повторить необходимый теоретический материал, изученный при обучении на ступени бакалавриата, в частности в курсах «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач».
Выберите одну из тем и подготовьте сообщение на установочной конференции. Готовьте свой доклад индивидуально или группой – по согласованию с руководителем практики. На конференции внимательно слушайте сообщения своих товарищей – это поможет Вам систематизировать свои знания об особенностях учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
Возможные темы выступлений:
§ Компетентностный подход к высшему профессиональному образованию.
§ Документы, регламентирующие содержание образования в высшей школе: ГОС ВПО, рабочий учебный план вуза, образовательная программа, УМКД.
§ Особенности методов, приемов, средств обучения в высшей школе.
§ Особенности организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете.
§ Современные средства оценивания результатов обучения в высшей школе: тестирование, балльно-рейтинговая система, портфолио и др.
§ Электронные средства обучения в образовательном процессе вуза.
§ Взаимосвязь учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности преподавателя высшей школы.
§ Психологические особенности студенческого возраста.
Приказом ректора назначен руководитель практики _______________________________________________
ФИО полностью
По согласованию с руководителем определите факультет, учебную дисциплину и академическую группу, где Вы будете проходить практику.
Основной этап
Ниже определено примерное содержание работы на каждый день первой недели практики. Исходя из реальных условий, Вы можете вносить коррективы.
Неделя практики. Ознакомление с особенностями организации
учебно-воспитательного процесса в университете и на факультете
Задание № 1. Беседа с сотрудниками деканата и руководством выпускающей кафедры
До того как начать практическую деятельность в качестве преподавателя, познакомьтесь с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в университете в целом и на конкретном факультете в частности. Прежде всего, Вы должны встретиться с сотрудниками деканата (зам. декана по учебной работе, зам. декана по воспитательной работе), а также с руководством кафедры, являющейся выпускающей для той или другой специальности или направления подготовки.
Целью этой встречи является сбор, систематизация и осмысление информации о факультете, где Вы будете проходить практику.
В результате бесед уясните для себя следующее:
1. Каковы содержание и структура Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по той специальности или направлению подготовки, в рамках которой Вам предстоит проходить практику? Какое место в нем занимает Ваш предмет (входит в федеральный или вузовский компонент стандарта)? В состав какого блока дисциплин входит Ваш предмет?
ГСЭ – блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
ЕН – блок естественно-научных дисциплин;
ОПД – блок общепрофессиональных дисциплин;
СД – блок специальных дисциплин.
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
2. Каково содержание и структура рабочего учебного плана по той специальности или направлению подготовки, в рамках которой Вам предстоит проходить практику? Какое место в нем занимает Ваш предмет (курс, семестр, общее количество часов, соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы, форма отчетности)?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
3. Какова структура УМКД по Вашему предмету? Какое место в ней занимают темы, занятия, которые Вам предстоит провести (количество часов, вид учебного занятия, соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов и т.д.)?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
4. Каковы особенности академической группы, в которой Вам предстоит проводить занятия (количество студентов, состав, уровень успеваемости, учебная мотивация, дисциплинированность и т.п.)?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
5. Каков уровень материально-технического обеспечения учебного процесса на факультете и кафедре (возможность проводить занятия с использованием компьютеров, мультимедийной установки; наличие лабораторного оборудования и т.д.)?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
6. Каковы организационные условия осуществления учебно-воспитательного процесса на факультете (расписание, обеспеченность аудиторным фондом и пр.)?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
7. Каково содержание деятельности методического совета (комиссии, семинара) кафедры, а также учебно-методического совета факультета? Какие вопросы рассматриваются? Какие формы работы используются?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
8. Как организована система взаимопосещения учебных занятий преподавателями кафедры и факультета? Какие открытые занятия будут проведены в период Вашей практики? Какие критерии анализа учебных занятий приняты кафедрой?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Задание № 2. Беседа с ведущим преподавателем по Вашему предмету
Вы должны получить для себя необходимую информацию о программе, учебниках, пособиях, по которым работает преподаватель, о применяемых им технологиях, методах.
В результате беседы и работы с учебно-методической документацией уясните для себя следующее:
1. Каково основное содержание учебной программы по Вашему предмету? По каким учебникам работает преподаватель?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
2. На какие особенности содержания предмета Вам необходимо будет опираться при выборе методов обучения?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
3. Как преподаватель готовится к учебным занятиям? Ознакомьтесь с планами занятий ведущего преподавателя.
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
4. Как осуществляется организация самостоятельной работы студентов по предмету? Каково содержание самостоятельной работы? Какие формы и методы ее организации используются? Какие методы стимулирования познавательной самостоятельности и активности студентов используются преподавателем?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
5. Какова система контроля качества обучения данному предмету? Какие формы и методы контроля предпочитает преподаватель? Как осуществляется их оптимальный выбор? Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.д.)? Выпишите примеры.
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
6. Какая внеаудиторная работа проводится преподавателем по Вашему предмету (кружок, клуб, проблемная группа, отделение студенческого научного общества, круглые столы, конференции и т.п.)? Познакомьтесь с планом работы кружка или других внеаудиторных занятий, выпишите понравившиеся Вам формы работы.
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Задание № 3. Посещение и анализ учебных занятий
1. Посетите учебные занятия в прикрепленной академической группе по Вашему предмету, а также по другим дисциплинам.
Цель посещений – знакомство с учебной группой ________________________________________________________
шифр группы
а) Зафиксируйте посещенные занятия в таблице:
Дата | Предмет | Вид занятия | Тема | Ф И О проводившего занятие | Подпись преподавателя |
б) На основе анализа посещенных занятий, бесед со студентами и преподавателями выделите основные особенности группы в целом и отдельных студентов; составьте характеристику группы, отразив в ней следующие аспекты:
· численный состав группы;
· соотношение числа юношей и девушек;
· активность студентов;
· внимательность студентов;
· дисциплинированность студентов;
· ценностные установки, преобладающие в данной группе? (мотивы учебы, личностный смысл получаемых знаний, удовлетворенность процессом обучения, отношение к будущей профессиональной деятельности и др.);
· способность студентов к профессиональной саморефлексии (готовность к самообразованию и самовоспитанию, адекватная самооценка, такт как способность прогнозировать последствия своих действий, самокритичность и т.д.);
· сформированность учебно-информационных учебных умений (слушать, работать с текстом, наблюдать);
· сформированность учебно-интеллектуальных учебных умений (анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуации);
· сформированность учебно-организационных учебных умений (планировать деятельность и действовать по плану, оценивать результат);
· сформированность учебно-коммуникативных учебных умений (работать в группе, сотрудничать, дискутировать);
· общекультурный уровень, кругозор;
· уровень знаний и умений по Вашему предмету;
· темп деятельности;
· характер взаимоотношений в группе (взаимная поддержка, негативное отношение, равнодушие).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Посетите учебные занятия ведущих преподавателей кафедры.
Цель посещений – знакомство с опытом работы лучших преподавателей факультета.
Зафиксируйте посещенные занятия в таблице:
Дата | Группа | Предмет | Вид занятия | Тема | Ф И О проводившего занятие | Подпись преподавателя |
3. Проанализируйте одно из занятий по следующей схеме:
Тема занятия _________________________
Форма занятия________________________
ФИО, должность преподавателя_________
Параметры анализа | Результаты наблюдений (отметьте знаком «+» наличие или «-» отсутствие параметра) | Примечание (Ваше мнение) | |
+ | – | ||
Организация занятия | |||
форма занятия соответствует УМКД | |||
аудитория подготовлена к занятию (доска, мел, учебные места студентов, наглядные пособия и т.п.) | |||
оргмомент выполняет функцию сосредоточения внимания студентов | |||
оргмомент занимает минимально необходимое время | |||
Целеполагание | |||
цель занятия доведена до сведения студентов | |||
цель занятия сформулирована с учетом компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию | |||
поставлены задачи в когнитивной, психомоторной и эмоционально-волевой сферах личности | |||
Содержание занятия | |||
тема занятия соответствует учебно-тематическому плану УМКД | |||
содержание занятия логично связано с предыдущими и последующими темами курса | |||
установлены необходимые взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин | |||
содержание отобранного учебного материала соответствует уровню развития современной науки | |||
содержание учебного материала связано с практикой профессиональной деятельности в соответствующей сфере | |||
содержание учебного материала опирается на личностный социальный опыт студентов | |||
проведена работа над понятийным аппаратом темы | |||
содержание аудиторного занятия связано с содержанием самостоятельной работы студентов | |||
реализован воспитательный потенциал учебного занятия | |||
Технология проведения занятия | |||
использованы разнообразные образовательные технологии (в выводах укажите, какие именно) | |||
использованы аудио-, видео- и мультимедийные материалы | |||
использованы интерактивные методы обучения (в выводах укажите, какие именно) | |||
оптимально сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения | |||
Формы организации обучения | |||
на занятии преобладает фронтальная форма организации работы | |||
на занятии использована групповая форма организации работы | |||
на занятии использована индивидуальная форма организации работы студентов | |||
использована нетрадиционная форма проведения занятий (в выводах укажите, какая именно) | |||
Контроль | |||
использована балльно-рейтинговая система оценивания | |||
использовано тестирование | |||
использованы разнообразные методы и приемы контроля | |||
использованы нетрадиционные формы и методы контроля (в выводах укажите, какие именно) | |||
Педагогическая техника преподавателя | |||
выбран оптимальный стиль общения во взаимодействии преподавателя и студентов | |||
выбран оптимальный темп работы с группой, занятие проведено динамично | |||
обеспечены внимание и активность студентов на протяжении всего занятия | |||
на занятии создана ситуация эмоционального комфорта | |||
речь преподавателя грамотна, эмоционально окрашена, интонационно разнообразна | |||
вербальные и невербальные средства общения оптимально сочетаются | |||
Педагогическая этика | |||
преподавателем соблюдены нормы педагогической этики и такта в отношении студентов | |||
Эффективность занятия | |||
время занятия использовано рационально | |||
содержание занятия соответствует заявленной цели | |||
технология проведения занятия соответствует его цели и особенностям содержания учебного материала | |||
цель, содержание, форма и технология проведения занятия соответствуют особенностям учебной группы | |||
цель учебного занятия достигнута |
Общий вывод о посещенном занятии ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Планирование учебной работы
Вы ознакомились с рабочей программой по предмету. На ее основе и по согласованию с ведущим преподавателем, определите, какие занятия Вы будете проводить в период педагогической практики. Вы должны провести не менее 4 занятий за период практики.
1. Заполните таблицу.
Дата | Группа | Предмет | Вид занятия | Тема | Число часов |
2. На основе проведенного Вами анализа содержания учебного материала, особенностей группы, особенностей организационного и материального обеспечения учебно-воспитательного процесса сформулируйте задачи учебно-воспитательной работы в конкретной академической группе в рамках Вашего предмета на период практики.
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________