Технология учебно-воспитательного процесса

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспита­тельных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологиче­скими образованиями обеспечивается возможность достижения эф­фективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной ра­боты. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она есть организа­ционно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология конкретно реализуется в техноло­гических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. Технологическими про­цессами в теории воспитания являются, например, методика.орга­низации коллектива, «коммунарская педагогика», организация внед­рения единых требований, самоуправления, соревнования, системы воспитательной работы в школе или в классе. В теории обучения технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения определенной темы учебного курса, организа­ция практических занятий по отработке умений и навыков гра­мотного письма или решения задач.

Технологические подходы к организации воспитания и обуче­ния: тесты на измерение умственной одаренности; разнообразные схемы — карты научения и отработки навыков; опорные схемы обучения; организационные структуры формирования самоуправ­ления, соревнования, единых требований самообслуживания. В ра­ботах ученых-дидактов и учителей-новаторов разработаны: техно­логически четкая оптимизационная организация учебного процесса на уроке (Ю. К. Бабанский); технологический процесс поэтапного формирования умственных действий (Н. Ф. Талызина); основные технологические приемы укрепления дидактических единиц усвое­ния математического учебного материала (П. М. Эрдниев); опор­ные листы (В. Ф. Шаталов); комментированное управление учеб­ным процессом (липецкий опыт, С. Н. Лысенкова); технологиче­ские опорные моменты процесса обучения творчеству; знание как фундамент творчества, строгий отбор учебного материала, мно­гократность повторения по-разному организованного материала, разностороннее развитие ученика, формирование устойчивого ин­тереса, обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого, постоянный контроль учителя за работой ученика и индивидуальный подход (И. П. Волков).

Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой обла­сти деятельности, организованные на основе четкого структури­рования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стан­дартизации способов и приемов обучения или воспитания, с ис­пользованием компьютеризации и технических средств. В резуль­тате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения. Прямыми задачами педаго­гической технологии и технических процессов являются:

— отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

— отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

— научение действиям с технологическим инструментарием;

— развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою учеб­ную, самообразовательную деятельность;

— воспитание привычки четкого следования требованиям техно­логической дисциплины в организации учебных занятий и об­щественно полезного труда.

Особенности педагогической технологии и технологических про­цессов заключаются в следующем. Отдельные технологические це­почки имеют определенный воспитательный потенциал. Одни тех­нологические процессы по своей структуре и способам их реали­зации воспитывают только внимание, исполнительность, способ­ность действовать механически, исключительно при жестко задан­ной последовательности основных элементов программы. Такие технологии, в случае их абсолютизации, подавляют творческое

начало личности, угнетают ее и ведут к воспитанию послушных «винтиков». Другие технологические процессы выполняют функ­цию подспорья для активной сознательной мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования поддающейся формализации информации.

Важной особенностью педагогической технологии является так­же «технологичность» содержания обучения или воспитания, его способность подвергаться кодированию, не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей. Существует и дру­гой познавательный материал, не поддающийся технологической обработке без утраты своих обучающе-воспитательных свойств. Один материал легко кодируется и при раскодировании, воспро­изведении не искажается, не деформируется и осознается учащи­мися во всей полноте и целостности. Так происходит, например, при кодировании математических формул, способов решения ти­повых задач; физических и химических формул и законов; подле­жащих запоминанию исторических фактов, событий, дат. В данном случае введение в процесс обучения кодированных технологических цепочек повышает его эффективность и качество. Другая информа­ция, суть которой в обеспечении интеллектуального развития лич­ности, будучи закодированной, утрачивает свои воспитательно-обу­чающие возможности. Из философской, художественной, историче­ской информации технологической обработке поддаются лишь фак­ты, внешние признаки и остается за кадром самая суть: идеи в их движении, развитии, теории и концептуальные подходы, разно­образные оценки, плюралистические мнения, противоречия. Абсо­лютизация кодирования и ограничение процесса обучения литера­туре, искусству, обществоведению, истории, этике и психологии семейной жизни чисто технологическими подходами ведет к без­думному зазубриванию, к формализму в знаниях и безыдейности в воспитании.

К особенностям педагогической технологии относится и то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом про­цессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоцио­нального человеческого общения.

Важная особенность — связь педагогической технологии с пси­хологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система дости­гает высокой эффективности, если имеет психологические обосно­вания и практические выходы. Одни технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на особенностях детского образного мышления и обеспечивают наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других положены психологиче­ские законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознательному усвоению информации или навыка в процессе игровой деятельности, или даже сна. Нет ни одной педагогической технологической системы, в основе которой не лежали бы психологические законы.

Еще одна особенность состоит в том, что любая педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в разработке технологического ин­струментария: составлению технологических опорных схем, карт, к организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников, и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов. Например, при обработке навыков ре­шения типовых задач одни ребята, наиболее подготовленные, зна­ющие последовательность технологических рабочих циклов, полу­чают полную самостоятельность. Другим, менее подготовленным. учитель оказывает помощь и предоставляет возможность постоян­ной консультации. В ходе реализации технологических процессов учитель организует в детской среде взаимные консультации, вза­имопроверку и взаимооценку. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе тех­нологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности уча­щихся в технологическом процессе имеют психологическая уста­новка на глубокое освоение материала, введение элементов игры, а также постановка перспектив опережающего характера.

Особенностью педагогических технологий является также и то, что они не обеспечивают всем школьникам одинаково высокий результат обученности и воспитанности. Педагогическая техноло­гия не механический, раз навсегда заданный процесс с неизмен­ным выходом, а организационно-содержательная структура, серд­цевина, определяющая направление взаимодействия педагога и детей при бесконечном разнообразии подходов и отношений.

На педагогический результат технологического процесса боль­шое влияние оказывает уровень мастерства педагога, степень под­готовленности, общего развития каждого ребенка, общий психоло­гический климат в коллективе, материально-техническая оснащен­ность, психологический настрой каждого ребенка. Таковы основные особенности всякой педагогической технологии.

Все явления технологического порядка в педагогике условно можно классифицировать на:

— крупные методико-технологические структуры;

— технологические микроструктуры;

— методико-технологические системные формообразования;

— технологические приемы;

— технологические звенья;

— методико-технологические цепочки;

— технологизированные формы учета результатов;

— технологические средства.

К крупным технологическим структурам относятся: структура целостного педагогического процесса; последовательно реализуе­мые структурные блоки организации детского воспитательного

коллектива; структурные звенья организации детского производи­тельного труда. Нарушение технологической дисциплины в педа­гогической практике приводит к тому, что не соблюдается обяза­тельная последовательность реализации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Так, при наличии целей, содержания, форм работы нередко забывают о диагностике, обратной связи и коррекции, что делает педагогический процесс неуправляемым. То же происходит и в организации коллектива, когда игнорируются такие технологические звенья, как постановка перспектив или об­разование традиций. Строгое соблюдение технологической дисцип­лины обеспечивает необходимый порядок, освобождает духовные силы для творческих проявлений и взаимодействий.

Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных формах педагогической работы, в методах пе­дагогического взаимодействия. Так, технологическая структура обнаруживается в различных типах урока: комбинации таких основных элементов, как объяснение новых знаний, их усвоение и закрепление, применение на практике, проверка, творчество, получение обратной информации, контроль. Технологическое структуирование урока создает организационный каркас рабо­ты, определяет русло, обеспечивающее движение к учебной цели. Необходимо технологическое структурирование и форм воспита­тельной работы: классных часов, студийных, кружковых, секци­онных занятий.

Технологические системные формообразования порождены пе­редовой и новаторской педагогической практикой. Эффективность учебно-воспитательного процесса растет за счет перехода педаго­гов от применения разрозненных, изолированных форм к исполь­зованию совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих детей в систему активной деятельности, отношений, общения. Так, например, для изучения цельной темы по истории, исходя из специфики изучаемого материала, учитель планирует устойчивую, последовательную систему форм деятельности, вклю­чающую: лекцию—урок—практическое занятие с документа­ми — экскурсию по местам исторических событий — встречу с ве­теранами — самостоятельный отчет или доклад ученика. Для изу­чения цельной темы по биологии — экскурсию в природу — прак­тические бригадные занятия — урок — обобщающую лекцию. Эти технологические последовательные системы форм обеспечивают глубокое и целостное освоение знаний. В воспитательной работе возможна такая, например, технологическая объединенная система форм педагогического взаимодействия: первичный коллектив — проблемная социальная ситуация — выбор, совместно с учащими­ся, способов деятельности. Технологические системы представляют собой целесообразную подборку взаимосвязанных, последователь­но взаимодействующих форм обучения или воспитания, форми­рующих устойчивые системные знания, умения и навыки, свойства личности, качества и черты характера воспитанника.

Технологический педагогический прием —это компактный част-

ный способ решения конкретной воспитательной или обучающей задачи. Прием никогда не реализуется изолированно, а входит в состав той или иной технологической системы обучения или вос­питания. Формой выражения технологического педагогического приема являются: опорные сигнальные схемы, конспекты, игра, драматизация, а также ситуации с использованием диаграмм, карт, графиков, условных чертежей, записей, зарисовок. Так, при изучении математики, физики, химии широко используются опор­ные кодированные конспекты. В преподавании литературы — дра­матизация, суд над литературным героем, движение в анализе от художественной детали к постижению образа и идеи. В истории — мнемонические способы запоминания дат, последовательности со­бытий, имен. В начальных классах в целях заинтересовывания детей широко используются разнообразные игры.

Технологические звенья представляют собой отдельные части крупных технологических структур. Например, цель или диагно­стика, или методы — звенья целостной структуры педагогического процесса. Отсутствие четкой педагогической цели лишает работу педагога смысла, игнорирование диагностик и обратной связи де­лает учебно-воспитательную работу неуправляемой. Нарушение технологичности происходит в организации воспитательного кол­лектива, если из процесса его организации выпадают система перспектив или единые требования, или самоуправление. Вместе с тем то или иное технологическое звено может иметь и самосто­ятельное, самоценное педагогическое значение. Так, например, тех­нологическое звено в организации детского коллектива — самооб­служивание — в условиях хорошо налаженного домашнего быта становится для ребенка повседневной обязанностью и здоровой привычкой. Технологический элемент, звено микроструктуры уро­ка — сообщение новых знаний или применение знаний и навыков на практике может стать самостоятельной и единственной орга­низационной основой занятия.

Методико-технологические цепочки в творческой практике мно­гих передовых учителей и воспитателей создаются в целях отра­ботки навыков и умений. Для этого логически последовательно соединяются отдельные структурные звенья, приемы, диаграммы, карты, рисунки. Чтобы ребенок избежал утомления и потери ин­тереса к занятию в процессе чтения, решения задач, написания букв, учитель разрабатывает систему приемов и способов разнооб­разного применения навыков в творческих работах, в рисунках, в разнообразных ситуациях. Эти задания, приемы, оригинальные способы применения навыка и выстраиваются в методико-технологическую цепочку. В области воспитательной работы организа­ция дежурств, строгий режим, распорядок дня, выполнение обще­ственных поручений — также могут быть выстроены в своеобраз­ную технологическую цепочку, отрабатывающую оптимальный ал­горитм жизни. Таким образом, технологическая цепочка есть сумма взаимосвязанных, последовательно задействованных мето­дов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих отработку и

закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных на­выков, социально ценных форм и привычек поведения.

Технологические процессы оснащаютсятехнологизироваиными формами учета результатов работы, стимулирующими творческую активность детей, выявляющими их индивидуальные склонности и способности. Так, в своем опыте обучения детей творчеству педа­гог-новатор И. П. Волков завел на каждого ученика специальный дневник, в котором отмечается качество выполнения самостоятель­но выполненных детьми работ. Если ученик выполняет задание творчески, с выдумкой, его успех отмечается в дневнике творче­ских работ. Технологически последовательные записи дают учите­лю достаточно полное представление о напряженности интересов и способностей школьника, что облегчает профориентационную работу.

В ряду педагогико-технологических явлений важное место за­нимаюттехнологические средства. Компьютерные устройства, ма­шинное программирование, разнообразные приборы и аппараты могут и должны включаться в педагогическую технологию в каче­стве отдельных звеньев или в виде самостоятельной технико-тех­нологической цепочки.

Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество учи­телей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.

Вопросы и задания:

1. Что такое педагогический процесс? Охарактеризуйте его структуру и назовите основные компоненты.

2. Расскажите о противоречиях педагогического процесса как движущей силе его развития.

3. Назовите и дайте краткое обоснование принципам организации педагогического процесса и принципам руководства разнообразной деятельностью детей в обуче­нии и воспитании.

4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные явления «технологического» порядка в педагогике.

Литература для самостоятельной работы:

1. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения.—М., 1979.

2. Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации//Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского.— 2-е изд., доп. и перераб.—М., 1988.

3. Педагогический поиск.— М., 1987.

4.Хамблин Д. Формирование учебных навыков/Перевод с англ.—М., 1986.

5. Шаталов В. Ф. Точка опоры.— М., 1987.

Лекция VII

ЦЕЛОСТНОСТЬ И ОБЩАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наши рекомендации