Этап логопедической работы
(подготовительный)
На подготовительном этапе проводится дополнительное изучение безречевых детей, уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз.
Важная перспективная задача подготовительного этапа — развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Существенную роль на этом этапе играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка, развитие основ звуковых ориентировок, выделение лексических единиц из речевого потока. Имеет значение организация зрительного восприятия в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат (стимуляция зависит от сохранного анализатора); формирование эмоциональных и фонических аспектов коммуникации и звуковых вокализаций, содержащих признаки гласных и согласных звуков.
Основные направления работы на подготовительном этапе:
- установление зрительного и эмоционального контактов;
- подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;
- настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
- повышение уровня общей активности ребенка;
- организация произвольного внимания — развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Родителей нужно учить способам привлечения внимания дошкольника, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. Это способствует формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения.
Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка). Эти задания развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.
В простейших играх необходимо поддерживать сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхо л алии. Нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий, сопровождающего ребенка в течение дня.
Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка. Обязательно нужно стараться сгладить неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывать словесную формулу на аффективные реакции дошкольника. В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление.
Приведем примеры заданий, используемых на подготовительном этапе логопедической работы.
- Задания на зрительное внимание.
Цели:
- учить фиксировать взгляд на предмете;
- прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
1. Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за нитку в ограниченном пространстве стола (дивана). Логопед, дергая за ниточку, перемещает игрушку, ребенок прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.
2. Логопед побуждает дошкольника найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, стуле, полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя детское внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
- Задания на активизацию ощущений.
Цель: развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений.
1. Перед ребенком на столе устанавливается тарелочка с теплой водой, рядом с ней кладутся вата и жесткая щетка. Логопед действует рукой дошкольника, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!). Если ребенок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным дествиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности — наждачная бумага, тарелочка с кремом и т.д.
2.Логопед выдавливает крем на левую ручку дошкольника. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой ребенка, затем меняет руки. Движения сопровождаются эмоциональным комментарием взрослого. По мере возможностей ребенка побуждают к самостоятельным действиям.
3.Игра «Следы». Перед ребенком на столе находятся игрушечный домик и размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет дошкольнику, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их можно сделать (используются совмещенные действия). Игра проводится последовательно: каждым пальцем по отдельности; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.
Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:
- создание коммуникативных ситуаций;
- осуществление смен различных видов деятельности;
- использование рациональных сочетаний различных приемов;
- постепенное усложнение форм работы.
Комплексный подход предполагает решение нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия (интегративность).
На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и условия, помогающие ребенку овладеть навыками общения. Так, при демонстрации предмета решаются задачи привлечения внимания к объекту и развития восприятия речи. При выполнении действий с предметами — развивается понимание слов, обозначающих движения, состояния, признаки действий. Обучение выполнению поручений способствует формированию умения самостоятельно выражать просьбу.
Смысл произносимого иллюстрируется специальными наглядными средствами — картинками, предметами или игрушками. Опосредованное общение через куклу (игрушку) способствует появлению инициативности у детей, обогащает их невербальные средства коммуникации. Прием комментирования действий, помимо развития восприятия речи, подготавливает следующую ступень речевого развития, предваряет употребление необходимых жестов и слов для коммуникации.