Этап логопедической работы

(подготовительный)

На подготовительном этапе проводится дополнительное изу­чение безречевых детей, уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз.

Важная перспективная задача подготовительного этапа — раз­витие системы межанализаторных связей как основы для фор­мирования предпосылок общения. Существенную роль на этом этапе играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоцио­нальной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка, развитие основ звуковых ориентировок, вы­деление лексических единиц из речевого потока. Имеет значе­ние организация зрительного восприятия в заданном простран­стве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат (стимуляция зависит от сохранного анализатора); формирование эмоциональных и фони­ческих аспектов коммуникации и звуковых вокализаций, содер­жащих признаки гласных и согласных звуков.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

- установление зрительного и эмоционального контактов;

- подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;

- настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

- повышение уровня общей активности ребенка;

- организация произвольного внимания — развитие спо­собности к концентрации, распределению и переклю­чению внимания.

Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впе­чатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимо­действия. Родителей нужно учить способам привлечения вни­мания дошкольника, стимуляции его к развитию активного вза­имодействия. Это способствует формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения.

Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различ­ных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка). Эти задания развивают сосредоточение внимания на разви­тии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, ос­нованные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кру­жения, переливание воды, размазывание крема на различ­ных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольши­ми ритмичными стихотворными текстами.

В простейших играх необходимо поддерживать сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимо­действия, сенсорная стимуляция становится более разнооб­разной. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхо л алии. Нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий, сопро­вождающего ребенка в течение дня.

Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в со­ответствии с интересами конкретного ребенка. Обязательно нужно стараться сгладить неприятные ощущения, фиксиру­ясь на приятных, накладывать словесную формулу на аффек­тивные реакции дошкольника. В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление.

Приведем примеры заданий, используемых на подготови­тельном этапе логопедической работы.

- Задания на зрительное внимание.

Цели:

- учить фиксировать взгляд на предмете;

- прослеживать его движение взглядом и рукой, форми­ровать захват руки.

1. Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за нитку в ограниченном пространстве стола (дивана). Логопед, дергая за ниточку, перемещает игрушку, ребенок прослеживает движение взглядом и пытается схва­тить ее рукой.

2. Логопед побуждает дошкольника найти игрушку в про­странстве комнаты (на диване, стуле, полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя детское внима­ние с помощью стихотворных текстов. Если ребенок не фик­сирует взгляд на игрушках, работа начинается с использова­ния цветных повязок на голове, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

- Задания на активизацию ощущений.

Цель: развивать ощущения ребенка с использованием различ­ных поверхностей при помощи легких массажных движений.

1. Перед ребенком на столе устанавливается тарелочка с теп­лой водой, рядом с ней кладутся вата и жесткая щетка. Логопед действует рукой дошкольника, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия эмоциональными вос­клицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!). Если ребенок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным дествиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхнос­ти — наждачная бумага, тарелочка с кремом и т.д.

2.Логопед выдавливает крем на левую ручку дошкольни­ка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков паль­цев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой ребенка, затем меняет руки. Движе­ния сопровождаются эмоциональным комментарием взросло­го. По мере возможностей ребенка побуждают к самостоя­тельным действиям.

3.Игра «Следы». Перед ребенком на столе находятся игру­шечный домик и размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет дошкольнику, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их можно сделать (используются совмещенные действия). Игра прово­дится последовательно: каждым пальцем по отдельности; каж­дой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, сред­ними); указательным и средним пальцами каждой руки.

Построение хода занятий должно отвечать следующим тре­бованиям:

- создание коммуникативных ситуаций;

- осуществление смен различных видов деятельности;

- использование рациональных сочетаний различных при­емов;

- постепенное усложнение форм работы.

Комплексный подход предполагает решение нескольких раз­ноплановых задач в рамках одного занятия (интегративность).

На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и условия, помогающие ребенку овладеть на­выками общения. Так, при демонстрации предмета решаются задачи привлечения внимания к объекту и развития восприя­тия речи. При выполнении действий с предметами — разви­вается понимание слов, обозначающих движения, состояния, признаки действий. Обучение выполнению поручений способ­ствует формированию умения самостоятельно выражать просьбу.

Смысл произносимого иллюстрируется специальными на­глядными средствами — картинками, предметами или игруш­ками. Опосредованное общение через куклу (игрушку) спо­собствует появлению инициативности у детей, обогащает их невербальные средства коммуникации. Прием комментирова­ния действий, помимо развития восприятия речи, подготавли­вает следующую ступень речевого развития, предваряет упо­требление необходимых жестов и слов для коммуникации.

Наши рекомендации