Франция

До конца восемнадцатого столетия дети во Франции воспиты­вались по-разному. Высокой была детская смертность. В то время философы и врачи стали активно поднимать вопросы необходи­мости здорового, правильного воспитания. В 1770 г. эльзасский па­стор Ж.-Ф.Оберлен создал в Вогезах первую небольшую «школу вязания», в которой ремеслу, грамоте и началам наук обучались дети 4 — 7 лет, причем вначале с детьми говорили на местном ди­алекте, а потом на литературном французском. С 1826 г. во Фран­ции начали открываться детские сады английского образца, пер­вый — в Париже для детей бедняков 2 — 6 лет; помимо религиозно­го воспитания с детьми занимались чтением, рисованием, трудом, пением, физическими упражнениями. Тогда же начали организовы­ваться ясли для детей в возрасте от 15 дней до 3 лет. В 30-е годы государство стало принимать дошкольные учреждения под свою

опеку, и в 1843 г. в ведении министерства народного образования Ныло уже около 1500 детских садов, где воспитывалось около 100 ты­сяч детей. Основное внимание уделялось дисциплине и контролю. I Ian-Карпантье и П.Кергомар считаются организаторами нового типа дошкольных учреждений, экольматернелъ, материнских школ, » которых должны были работать профессионально подготовлен­ные педагоги, строя образовательный процесс на принципах ува­жения к ребенку, отказа от слишком академических занятий, ис­пользования игры как естественной формы обучения, опоры на психологические особенности ребенка, позволяющие ему макси­мально обучаться. С 1885 г. материальное обеспечение детских садов перешло в ведение коммун, но зарплата педагогов выплачивалась государством. Уже в конце XIX в. всем детям в возрасте от 2 до 6 лет была предоставлена возможность посещать материнские школы. Детские ясли находились под двойной опекой -- государства и местных властей; кроме того, они организовывались и при заводах. Время пребывания ребенка в яслях было сокращено с 12 до 8 ча­сов в 1921 г. Качество обучения в материнских школах неуклонно росло, а с 1940 г. от всех воспитателей требовался уровень образо­вания не ниже бакалавра. Именно высокое качество дошкольного образования позволило Франции выступить в 1948 г. с идеей созда­ния Международной организации по дошкольному воспитанию — ОМ ЕР. Начиная с 60-х годов стали более разнообразными формы помощи семье в организации ухода за детьми: это и родительские объединения, и частные детские сады, и институт нянь, государ­ственные и семейные ясли, и государственные дошкольные учрежде­ния разных педагогических направлений. Приблизительно 50 % детей младше трех лет, чьи матери работают, обеспечены уходом вне дома. Считается, что ребенок должен постепенно знакомиться с жизнью вне дома, учиться общаться со сверстниками, социализи­роваться. Семья и персонал детского сада должны сотрудничать, облегчая ребенку переход от дома к дошкольному учреждению и (обратно.

С 1972 г. материнские школы были заменены начальными школа­ми, образование в которых определяется общегосударственными целями и программами. Педагогический цикл соответствует инди­видуальному психофизиологическому развитию ребенка лучше, чем понятие класса или календарного возраста. Внутри начальной школы материнская школа объединяет детей 2 — 5 лет (они разделены на младшую, среднюю и старшую группы); дети 5 — 7 лет посещают сначала подготовительный курс, а затем элементарный курс ос­нов наук. Возрасту 7 —9 лет соответствуют три цикла обучения (сред­ний курс, первый класс, второй класс). Класс образуется в сред­нем из 25 детей примерно одного возраста (максимально 35 чело­век); в некоторых случаях программы смешанные — для детей, находящихся на разных уровнях обучения. До 1989 г. около 9 %

4 Парамонова Л. А.

детей, в основном из неблагополучных семей, были вынуждены повторять циклы, но после реформы принудительное второгодни­чество было отменено. Обязательное образование заканчивается в 16 лет, степень бакалавра получают около 65 % школьников, пос­ле чего лишь 10 % из -них продолжают учиться.

Во Франции в начальной школе преобладает традиционный ме­тод заучивания наизусть. Иностранные языки до недавнего време­ни преподавались не очень активно и широко, но все же можно было выучить английский, испанский и немецкий. В начале 1997 г. вводится реформа образования, делающая его более современным, в частности, иностранным языкам начинают учить чуть ли не с дошкольного учреждения; кроме того, большое внимание уделя­ется использованию компьютеров в обучении. В то же время фран­цузы не намерены отказываться от старых ценностей образова­ния, в частности от поощрения энциклопедических знаний.

На ступени дошкольного воспитания образовательные цели зак­лючаются в развитии физических, социальных, поведенческих и ин­теллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справ­ляться с разнообразными ситуациями, диктуемыми сложной повсед­невной жизнью. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, ре­гулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права. Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать, поэтому отдается предпочтение детской инициативе, а не обучению. Муль-тикультурное происхождение часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жиз­ни в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми по­нятиями. Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, спо­собности к суждению, восприятию, логическому мышлению, при­обретаемой благодаря коммуникации и взаимодействию со сверст­никами.

В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.

1. Приобрести моторные навыки, функционально значимые, ори­
ентированные на особенности индивидуального развития, позво­
ляющие реализовать свои способности, радоваться социализации
и преодолевать слабости или недостатки развития.

2. Научиться самовыражаться в устной и письменной форме. На­
чиная с двух лет воспитатель учит обращать внимание на картин­
ки, истории в картинках, игры и другие виды деятельности, сти­
мулирующие дифференциацию визуальных, слуховых, кинесте­
тических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При
знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важ­
но, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи,
радовался звучанию голоса. От знакомства с формами письма пе-

реходят к гипотезам о написанном, к анализу букв и расширению репертуара синтаксических структур и словаря.

3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается,
что искусство способствует обучению; воспитатель предоставляет
ребенку разнообразные материалы для манипулирования и твор­
чества, развития самосознания и самоконтроля в области как за­
мысла, так и моторных навыков, жестов, мануальных навыков,
координации, равновесия; знакомства со свойствами материалов
и инструментов; проверки применимости и осуществимости идей
и гипотез, что в целом углубляет знания.

4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребе­
нок исследует, экспериментирует, делает открытия, конструиру­
ет, при этом он наблюдает, проявляет любознательность, исполь­
зует разные материалы, подбирает технические способы осуще­
ствления деятельности. Воспитатель облегчает формирование по­
нятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание
вопросов и опробование ответов, развитие критического мышле­
ния для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы и
играть в игры с использованием чисел.

День у малышей начинается со свободных игр в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушеч­ный транспорт). Далее детей собирают для речевых занятий (ис­пользуются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории, картинки и диапозитивы). В десять часов — завтрак (ста­кан молока, бутерброд, кусок сыра); после этого прогулка, а за­тем мастерские для малых групп по 15 — 30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, ап­пликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на коври­ках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет). Воспитатели используют марионетки, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2 — 4 лет. В ручном труде применяются разно­образные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инстру­менты (перья, губки, скалки) для получения изображения; воз­никают формы: круглые, заостренные, антропоморфные. Тради­ционно играют в мяч и серсо.

Пространственные «переживания» обязательно сопровождают­ся речевым комментарием (типа: «Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т. п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознава­ние звуков и осознание вкусовых впечатлений. Для 4—5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. При случае стараются обсуждать спонтанно возникающие темы: рождение сестры, посещение рын-





ка, а также специально подготовленные: плакат, серию диапози­тивов. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в пись­менном виде. На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, про­лезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, коорди­нировать движения, часто под музыку. На музыкальных занятиях используется все больше песен, различных ритмов, ударных инст­рументов. Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количества­ми.

Детям 5 — 6 лет предоставляется больше свободы в выборе заня­тий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специ­альном табло отмечают, какими видами деятельности — письмом, чтением, графикой, математикой — занимались в этот день. В классе на всех предметах — этикетки, все происходящее фиксируется в письменном виде. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сход­ства, различия относятся к развитию математических способнос­тей. Настолько-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок в временной последовательности. На занятиях физкультурой появляются кол­лективные игры с правилами. Расписание в старшей группе такое: утром детей принимают в течение 15 минут (им читают, они игра­ют в лего, рисуют). На 15 минут все собираются вместе, и каждому напоминают о его обязанностях (полить растения, покормить кро­ликов, написать сегодняшнее число и т. д.). Далее детям рассказы­вают о занятиях на сегодня, и они распределяются по группам, отправляясь в уголки-мастерские. В течение часа дети занимаются, а затем воспитатель подводит итог сделанному. Затем дети завтра­кают, после чего в течение получаса занимаются физкультурой, а после нее отдыхают. Тридцатиминутное занятие музыкой посвяще­но хоровому пению, иногда вместе с другими группами, изуче­нию ритмов, слушанию музыкальных произведений. После про­гулки дети обедают (в столовой), затем следуют занятие по разви­тию речи (30 минут), работа в мастерских малыми группами (рисо­вание, ручной труд, в том числе работа по дереву, лепка и т.д.) -каждый ребенок должен поучаствовать по крайней мере в двух видах работы. Затем следуют прогулка, полдник, час сказки и свободных игр. Во многих учреждениях дети сами выбирают, какими видами деятельности и в какой день они будут заниматься, и отмечают это в специально приготовленной таблице. Но при этом им известно, что в течение недели они обязательно должны позаниматься все-

ми видами работ, т. е. осуществляется, с одной стороны, право выбора, а с другой — обязательность.

Во Франции существует единая государственная образователь­ная программа, выполнение которой обязательно для всех учреж­дений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое вни­мание уделяется негосударственным школам, соблюдению инте­ресов и прав детей. Конкретные методики (технологии) реализа­ции этой общей программы разрабатываются методистами, и по­этому они всегда вариативны.

Школьный день начинается в 8.30 и заканчивается в 16.30, учеб­ная неделя состоит из 26 часов и разделена на девять частей по полдня. В некоторых городах предоставляется дополнительное вре­мя, в которое с учениками занимается учитель, помогающий им справляться с учебой, либо же дети просто могут выполнить под руководством взрослого свои домашние задания. Учебный кален­дарь составляется на каждый год Министерством национального образования. Он планируется для 36 учебных недель, разделенных на пять периодов и четыре каникулярных отрезка: неделя Всех Святых, две недели на Рождество, две недели весной и два с по­ловиной месяца летом; дополнительный день отдыха может быть определен местными властями. По воскресеньям дети не учатся, но второй выходной может быть не в субботу, а в среду (ранее это было в четверг), когда дети имеют возможность изучать Закон Божий. Цели, содержание, методы, средства и структура образова­ния, а также формы контроля определяются правительством, ко­торое издает программы и официальные инструкции.

В начальной школе уделяется внимание подготовке к обучению в школе второй ступени (обязательное образование — до 16лет). По­скольку не все усваивают учебную программу настолько хорошо, чтобы получить свидетельство бакалавра, а задачи, с которыми должны справляться ученики, становятся все более и более слож­ными, программы пересматриваются таким образом, чтобы прак­тическому знакомству с изучаемыми понятиями уделялось бы все боль­ше и больше внимания. Например, вместо изучения общественного строя по учебнику предлагается принять участие в жизни города. Вообще, задачи ставятся в такой последовательности: знать (овла­деть определенной суммой знаний); знать, как делать что-то (ов­ладеть практическими навыками); знать, как жить (овладеть со­циальной компетенцией); знать, как меняться (приобрести такое отношение к жизни, которое позволяет не останавливаться на до­стигнутом, не становиться косным и ограниченным, не бояться стремиться к новому, более совершенному).

На уроках родного языка и литературы (устная речь, чтение и письмо, грамматические правила и словообразование, француз­ская и иностранная литература, прежде всего поэзия) вначаяе учат­ся правильному произношению, правописанию, правилам пись-





ма; использованию адекватного словаря и синтаксиса при написа­нии рассказов, легенд, плакатов. Затем обращается внимание на последовательность развертывания мысли от параграфа к парагра­фу. В завершение предлагается пользоваться приемами целостного построения достаточно больших фрагментов текста и утверждени­ями-аргументами. Ученики выступают с докладами, выражая и орга­низуя свои собственные мысли.

На уроках математики в подготовительном классе изучаются такие разделы, как классификация объектов, написание и иден­тификация чисел от 0 до 100, сериация чисел, сравнение чисел, предметов, количеств, сложение, измерение длины и веса. В эле­ментарном классе дети обучаются написанию чисел до 10 000; де­монстрируется, как можно решать задачи по более сложным фор­мулам, находить симметричные фигуры при помощи линейки, компаса, происходит знакомство с метрической системой. Затем ученики изучают десятичную систему счисления, дроби, процен­ты, а также формулы, позволяющие высчитывать длину, поверх­ность, объем, углы, длительность.

Преподавание науки и технологии связано со знакомством со свойствами предметов, умением обращаться с техническими сред­ствами (магнитофоном, видеокамерой), началами биологии (рост человеческого тела, жизнь растений и животных). В ходе элемен­тарного курса биология изучается более глубоко, школьников зна­комят с началами физики и науки о Земле, свойствами материи и формами ее существования, свойствами воздуха, воды и минера­лов. Предлагается много технологических проектов, посвященных, например, электрическому току, рычагам, весам. В среднем курсе ученики учатся решать проблемы, связанные с пространством и временем, формулировать гипотезы в области астрономических и географических явлений, экспериментировать. Когда учащиеся начинают понимать, что результаты опытов воспроизводимы, что их исследования имеют социальное значение, они знакомятся с элементами технологической культуры (компьютерами, роботами, автоматами).

Гражданское воспитание на первом уровне состоит из таких по­нятий, как этические нормы и фундаментальные правила обще­ственной жизни в области гигиены, безопасности, целеустрем­ленности, оценки труда, самоуважения, прав человека; нацио­нальные символы (скульптура Марианны, французский флаг, «Марсельеза», День взятия Бастилии). На втором уровне уроки посвящены общественным правилам и требованиям, например понятиям личности, собственности, контакта, родины, респуб­ликанским принципам свободы, равенства, братства; объясняется также, как устроена работа государственных учреждений. На тре­тьем уровне ученики больше занимаются французским обществом, анализируя гражданские институты, изучают важнейшие даты (на-

пример, 1789 г. — Декларация прав человека, 1948 г. — Всеобщая декларация прав человека), а также узнают об основных законах и правилах общественной жизни и роли Франции в мире.

По истории и географии в подготовительном курсе изучается «организация» времени — день, ночь, времена года, календарь, часы — и пространства; формируется умение описывать местопо­ложение и давать характеристики людей, событий, явлений (день рождения, праздник, каникулы, торжество); происходит знаком­ство с прошлым и основной хронологией. В элементарном курсе речь идет об основных событиях истории Франции, умении занять свое место на оси времени и локализовать свое положение в про­странстве, овладении некоторыми методами и средствами пред­ставления материала. В среднем курсе эти предметы изучаются бо­лее систематически, при помощи разнообразных вспомогательных материалов.

В ходе занятий искусством происходит вначале слушание фоль­клорных песен, детских потешек и песенок, исполнение некото­рых произведений. Затем ученики учатся выделять звуки и анали­зировать короткие отрывки музыкальных произведений, сочинять и импровизировать, а к концу начальной школы их репертуар со­ставляет 30 — 50 песен, причем они могут аккомпанировать себе при их исполнении. Они продолжают импровизировать и крити­чески оценивать различные музыкальные жанры и типы. Каждый ученик во Франции должен знать установленный список из 28 пе­сен, а также региональные песни и песни по своему выбору.

Уделяется внимание и физкультурным занятиям и спорту (в том числе умению проводить досуг активно в зависимости от местных условий; сюда же относятся и танцы). Круг предлагаемых для физ­культуры видов спорта и иных активных занятий постоянно рас­ширяется, к ним относятся, например, верховая езда, занятия в фитнесс-клубе (где есть помещения для тренажеров и другие при­способления для приобретения и поддержания хорошей формы), гребля на байдарках и каноэ, индивидуальные и групповые, со­временные и джазовые танцы, а также более традиционные виды спорта. Муниципалитеты озабочены созданием условий для прове­дения досуга после школы и во время каникул детьми всех возра­стов, чтобы обеспечить их осмысленными занятиями, способны­ми увлечь их, отвлечь от вредных влияний.

Совершенствование системы идет в направлении меньшей цен­трализации, образования более адаптивного, открытого, привлека­тельного для учащихся, но сохраняющего высокий академический стан­дарт. В частности, предлагается разрабатывать мультикультурное содержание обучения, уделять внимание развитию коммуникатив­ной и когнитивной компетенции как следствия социального взаи­модействия, кооперации, конструктивной конфронтации, обще­ния между сверстниками. Использование компьютеров предпола-



гается исследовать как средство преодоления школьной неуспева­емости. Большое значение придается реабилитации детей с недо­статками развития. Специалисты считают, что роль родителей дол­жна быть изучена более глубоко; им должна оказываться всесто­ронняя помощь.

Вопросы для повторения

1. Как проявляется тенденция к централизации во французской систе­
ме образования? В чем ее сильные стороны?

2. Что особенно близко россиянам во французской системе образова­
ния по сравнению с подходами других стран?

3. Какое внимание уделяется формированию языка и речи, знанию
исторических фактов? Какими должны быть дети, как они должны вести
себя согласно образовательным программам?

4. Какие новые тенденции появились в последние годы в системе обра­
зования?

Наши рекомендации