Система образования в россии. управление образованием

Система образования формируется государством, которое опре­деляет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и на­правления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образо­вания играют принципы государственной политики,которые рег­ламентируют деятельность всех образовательных учреждений и ор­ганов управления образованием в стране. Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Фе­дерации «Об образовании». В соответствии с ними система образова­ния должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечело­
веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, России,
семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное про­
странство во всей стране, то есть не только обучать учащихся, но и
защищать и развивать национальные культурные традиции и особен­
ности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, при­
способления системы образования к уровням и особенностям разви­
тия и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский характер в государственных и в муници­
пальных образовательных учреждениях (к негосударственным учре­
ждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внима­
тельно относиться к различным мнениям и подходам (исключение
составляет деятельность политических партий - в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, органах управления
образованием, создание и деятельность политических партий, обще­
ственно-политических и религиозных движений и организаций не
допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный ха­
рактер управления образованием и допускать автономность образо­
вательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современ­ным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без

соответствующей образовательной системы. Сама система формиро­валась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавате­лей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания препода­ваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять дейст­вующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специаль­ные (общегосударственные и местные) органы управления образова­тельными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в дейст­вие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, ко­торые, наряду с органами управления, начали регламентировать дея­тельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система об­разования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образова­тельных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерациипред­ставляет собой совокупность взаимодействующих:

— государственных образовательных стандартов, образова­
тельных программ;

— сети образовательных учреждений;

— органов управления образованием.

Образовательные программыопределяют содержание образо­вания на каждом конкретном уровне образования в данном образова­тельном учреждении и состоят из двух частей. Первая частьформи­руется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая частьобразовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в

данном регионе. Все образовательные программы Российской Феде­рации подразделяются на общеобразовательные и профессиональ­ные.

Общеобразовательные программы направлены на формирова­ние общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жиз­ни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования (I-IV классы);

- основного общего образования (V-IX классы);

- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).
Профессиональные программы предназначены для подготовки

специалистов соответствующих квалификаций путем последователь­ного повышения профессионального и общеобразовательного уров­ней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образователь­ные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и де­тей, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, него­сударственными (частными, учреждениями общественных и религи­озных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют раз­личные образовательные программы и работают с учащимися разно­го возраста, уровня подготовки и способностей, различают образова­тельные учреждения нескольких типов:

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего об­
разования).

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и после­
вузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклоне­
ниями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­
ния родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный про­
цесс.

В России, кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Ши­рокое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, «детский сад-школа» и другие.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентиро­ванного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности и различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-X1 классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностран­ных языков.

Лицей — может открываться только на базе профильного высше­го учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей пред­назначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускни­ков к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческо­му обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением от­дельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отделььым предметам одной, выбранной области знаний и осуществ­ляет раннюю профилизацию соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотруд­ников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгай научно обоснованный харак-

тер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не толь­ко в области технических производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направ­ленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирова­ние объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные сис­темы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управление образования края, области или города, а так­же районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы об­разования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состо­ит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в реше­нии проблем образования, предоставить учителям, учащимся, роди­телям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образова­тельных учреждений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в об­ласти образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании».Организационной основой государственной поли­тики является Федеральная программа развития образовании, при­нимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на опреде­ленный промежуток времени. Программа содержит три основных раз­дела - аналитический, Освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляет­ся и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Рос­сийской Федерации на образование независимо от расы, националь­ности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, иму­щественного и должностного положения, социального происхожде­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача ор-

ганов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием:

- центральные - Министерство образования Российской Феде­
рации и другие федеральные органы, имеющие отношение к
системе образования;

- ведомственные, республиканские (республики в составе
Российской Федерации);

- краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономных областей, автономных округов.

К ведению федеральных органов управления образованием от­носятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

- формирование и осуществление федеральной политики в об­
ласти образования;

- разработка и реализация федеральных и международных про­
грамм развития образования;

- установление федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов;

- разработка и утверждение типовых положений об образова­
тельных учреждениях, установление порядка их создания, ре­
организации и ликвидации;

- установление перечней профессий и специальностей, по ко­
торым ведутся профессиональная подготовка и профессио­
нальное образование;

- установление порядка аттестации педагогических работников го­
сударственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации опреде­ляют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

- формирование законодательства субъектов Российской Феде­
рации в области образования;

- разработка и реализация республиканских, региональных
программ развития образования;

- установление национально-региональных компонентов госу­
дарственных образовательных стандартов;

- формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных нало­гов на образование и так далее.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы ос­воения гражданином Российской Федерации образовательной про­граммы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстерна­
та.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования по­стоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при оч­ном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обу­чаемый только сдает экзамены по определенным частям образова­тельной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образова­тельной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следова­тельно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса мо­жет быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформ­ление соответствующих документов.



Содержание

Предисловие................................................................................. 3

Вопрос 1. Педагогическая деятельность и ее особенности. Про­
фессионально-обусловленные требования к личности педагога 4

Вопрос 2. Предмет, задачи, методология и структура педагоги­
ческой науки............................................................................... 10

Вопрос 3. Целенолагание в педагогике. Роль идеала в воспита­
нии. Цель воспитания и образования в современной школе... 15

Вопрос 4. Развитие, социализация и воспитание личности... 20

Вопрос 5. Целостный педагогический процесс. Структура, зако­
номерности и принципы............................................................ 26

Вопрос 6. Воспитание как целенаправленный процесс. Совре­
менные проблемы воспитания................................................... 32

Вопрос 7. Содержание и источники воспитания.................... 37

Вопрос 8. Система методов и средств воспитания. Условия выбора ., 44

Вопрос9. Коллектив как средство воспитания....................... 56

Вопрос 10. Задачи, содержание и формы работы классного ру­
ководителя................................................................................. 62

Вопрос 11. Обучение в целостном педагогическом процессе.
Сущность, структура и виды обучения.................................... 67

Вопрос 12. Содержание образования. Стандартизация образования 72

Вопрос 13. Методы и средства обучения. Классификация методов 78

Вопрос 14. Формы обучения. Типы и структура уроков. Нестан­
дартные уроки............................................................................ 86

Вопрос 15. Система образования в России. Управление образованием 92

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Наши рекомендации