Система образования в россии. управление образованием
Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики,которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с ними система образования должна:
1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечело
веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, России,
семье.
2. Поддерживать единое культурное и образовательное про
странство во всей стране, то есть не только обучать учащихся, но и
защищать и развивать национальные культурные традиции и особен
ности.
3. Создавать условия для общедоступности образования, при
способления системы образования к уровням и особенностям разви
тия и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Иметь светский характер в государственных и в муници
пальных образовательных учреждениях (к негосударственным учре
ждениям это не относится).
5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внима
тельно относиться к различным мнениям и подходам (исключение
составляет деятельность политических партий - в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, органах управления
образованием, создание и деятельность политических партий, обще
ственно-политических и религиозных движений и организаций не
допускается).
6. Носить демократический, государственно-общественный ха
рактер управления образованием и допускать автономность образо
вательных учреждений.
Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без
соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.
С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.
С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые, наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.
Сегодня система образования в Российской Федерациипредставляет собой совокупность взаимодействующих:
— государственных образовательных стандартов, образова
тельных программ;
— сети образовательных учреждений;
— органов управления образованием.
Образовательные программыопределяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая частьформируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая частьобразовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в
данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования (I-IV классы);
- основного общего образования (V-IX классы);
- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).
Профессиональные программы предназначены для подготовки
специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и так далее).
Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:
1. Дошкольные.
2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего об
разования).
3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и после
вузовского профессионального образования).
4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклоне
ниями в развитии.
6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попече
ния родителей.
7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный про
цесс.
В России, кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, «детский сад-школа» и другие.
Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности и различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-X1 классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.
Лицей — может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отделььым предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгай научно обоснованный харак-
тер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управление образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании».Организационной основой государственной политики является Федеральная программа развития образовании, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела - аналитический, Освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.
Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача ор-
ганов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием:
- центральные - Министерство образования Российской Феде
рации и другие федеральные органы, имеющие отношение к
системе образования;
- ведомственные, республиканские (республики в составе
Российской Федерации);
- краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономных областей, автономных округов.
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:
- формирование и осуществление федеральной политики в об
ласти образования;
- разработка и реализация федеральных и международных про
грамм развития образования;
- установление федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов;
- разработка и утверждение типовых положений об образова
тельных учреждениях, установление порядка их создания, ре
организации и ликвидации;
- установление перечней профессий и специальностей, по ко
торым ведутся профессиональная подготовка и профессио
нальное образование;
- установление порядка аттестации педагогических работников го
сударственных и муниципальных образовательных учреждений.
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
- формирование законодательства субъектов Российской Феде
рации в области образования;
- разработка и реализация республиканских, региональных
программ развития образования;
- установление национально-региональных компонентов госу
дарственных образовательных стандартов;
- формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.
Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:
1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
2) в форме семейного образования, самообразования, экстерна
та.
Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).
При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.
Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.
Содержание
Предисловие................................................................................. 3
Вопрос 1. Педагогическая деятельность и ее особенности. Про
фессионально-обусловленные требования к личности педагога 4
Вопрос 2. Предмет, задачи, методология и структура педагоги
ческой науки............................................................................... 10
Вопрос 3. Целенолагание в педагогике. Роль идеала в воспита
нии. Цель воспитания и образования в современной школе... 15
Вопрос 4. Развитие, социализация и воспитание личности... 20
Вопрос 5. Целостный педагогический процесс. Структура, зако
номерности и принципы............................................................ 26
Вопрос 6. Воспитание как целенаправленный процесс. Совре
менные проблемы воспитания................................................... 32
Вопрос 7. Содержание и источники воспитания.................... 37
Вопрос 8. Система методов и средств воспитания. Условия выбора ., 44
Вопрос9. Коллектив как средство воспитания....................... 56
Вопрос 10. Задачи, содержание и формы работы классного ру
ководителя................................................................................. 62
Вопрос 11. Обучение в целостном педагогическом процессе.
Сущность, структура и виды обучения.................................... 67
Вопрос 12. Содержание образования. Стандартизация образования 72
Вопрос 13. Методы и средства обучения. Классификация методов 78
Вопрос 14. Формы обучения. Типы и структура уроков. Нестан
дартные уроки............................................................................ 86
Вопрос 15. Система образования в России. Управление образованием 92
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru