Тема 4. Формы реализации социального партнерства
Социальное партнерство как инновационный процесс в образовании.
Организационные формы социального партнерства: советы, комиссии, временные
творческие коллективы, проектные группы, клубы и др.
Сетевое взаимодействие как форма социального партнерства. Особенности сетевого взаимодействия социальных партнеров: образовательная сеть; экспертная сеть; проектно - разработческая сеть; ассоциация; образовательный консорциум.
Образовательный кластер.
Роль социальных партнеров в организации производственного обучения и обучения на рабочем месте.
Гранты как форма поддержки образования в рамках социального партнерства.
Виды социальной отчетности. Публичный отчет (открытый информационный доклад). Специально организованные и представительские мероприятия: виды, значение и требования к подготовке и проведению мероприятий.
Тема 5. Моделирование социального партнерства
Социальное партнерство с работодателями. Работа с органами управления. Работа с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения. Работа с общественностью.
Роль и специфика имиджа образовательного учреждения в развитии социального партнерства. Этапы формирования и способы построения имиджа: определение миссии, определение целевой группы, планирование конкретных мероприятий, реализация проекта, проверка эффективности.
Виды дистанционной работы в развитии социального партнерства. Информационно-коммуникативные системы. Новые информационно-коммуникативные технологии взаимодействия. Принципы организации социального партнерства как социальной коммуникации.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, рефераты.
При проведении занятий используются активные и интерактивные формы организации педагогического процесса (компьютерное моделирование, дидактические игры, проектные методики, мозговой штурм, анализ педагогических ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий.
К реализации модуля планируется привлечь специалистов органов управления образованием, научно-методических центров, руководителей образовательных организаций различного вида и типа.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В ходе текущей аттестации оцениваются результаты освоения студентами дисциплины «Социальное партнерство в отрасли». Для этого используются устные и письменные формы аттестации: сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами; реферативные обзоры, анализ учебно-программной документации, конспектирование первоисточников, выступление с докладами и научными сообщениями.
Итоговая аттестация студентов по дисциплине предполагает зачет, проводимый в традиционной форме по билетам или в форме подготовки и презентации творческого задания (разработка и презентация проекта).
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Социальное партнерство: основные характеристики
Контрольные вопросы:
1) Назовите предпосылки возникновения социального партнерства.
2) В чем заключается специфика социального партнерства в сфере профессионального образования?
3) Назовите особенности социального партнерства в России.
Задания:
1) Начните составлять кластер «Социальное партнерство в образовании». Рекомендации: центральное понятие – социальное партнерство, элементами кластера могут быть следующие понятия – цели партнерства, партнеры, способы поиска партнеров, способы мотивации партнеров, способы представления информации и т.п.
2) Составьте аннотированный список источников, рассматривающих вопросы организации социального партнерства.
3) На основании прослушанных докладов о социальном партнерстве за рубежом, заполните таблицу
Великобритания | Франция | Германия | Нидерланды | |
Модель (участие государства) | ||||
Организационные формы | ||||
Национальные структуры |
4) Обоснуйте ваше мнение по поводу возможности использования зарубежного опыта в России.