Структура и основные направления деятельности.
5.1. В состав школьного Пресс–центра могут входить следующие подразделения пресс-службы: редакционный (информационный) отдел, фотоцентр (фотостудия), видеостудия, школьное телевидение, издательский отдел (отдел печати), школьное радио, отдел «Внешние связи», WEB-мастерская, Центр изучения общественного мнения (ЦИОМ) и многое другое.
Редакционный (информационный) отдел формирует определённый объём знаний по журналистике, собирает информацию, обрабатывает её и пишет статьи; осуществляет сбор материалов для газеты, сборника, альманаха и т.д.
Фотоцентр (фотостудия) осуществляет посреднические услуги по удовлетворению запросов пользователей (администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей, учеников), развивает такое направление как «авторская фотография» и помогает издательскому отделу, работая «на заказ», выполняя фоторепортажи, иллюстрируя статьи.
Школьное телевидение – редакция телеканала, телестудия.
Видеостудия работает в направлении организационного обеспечения видеосъёмок и создания видеотеки образовательного учреждения и деятельности детской организации.
Отдел печати (издательский отдел) отражает текущие школьные новости, выпускает Школьную газету, журнал и т.п.; устраивает выставки. В него могут войти объединения «Юный журналист», «Юный поэт», «Компьютерная графика» и «Компьютерная верстка», мини-типография (набор и распечатка текстов и эскизов, ксерокопирование, ламинирование, переплёт, брошюрование).
Отдел «Внешние связи» осуществляет взаимодействие юных корреспондентов с различными редакциями газет и журналов.
ЦИОМ проводит социологические опросы и исследования среди учащихся, родителей, учителей и общественности; создаёт рекламу.
WEB-мастерская создает или размещает электронные версии продукции школьного пресс-центра, обновляет школьный сайт, создает новые сайты, освещающие школьные проекты.
5.2. Организационная структура Пресс-центра мобильна и обеспечивает осуществление деятельности во взаимосвязанных направлениях.
Заключительные положения.
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
6.2. Изменения в настоящее Положение вносятся общим сбором участников пресс-центра.
Проект «Пресс-центр «Одной строкой»
Пресс-центр развивает аналитические способности у учащихся, учит работать с литературой и другими источниками информации; учит обосновывать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Из этого вытекает, что ребенок обучается не только четко формулировать проблему, но и предлагать пути решения, учится работать с информацией, грамотно ее анализировать, принимать ответственное решение для реализации намеченных планов, проводить сравнительную деятельность, отличать «черное» от «белого», подводить логическое завершение своей деятельности, т.е. работать «на результат».
Работа в школьном Пресс-центре позволит ребятам, желающим связать свою жизнь с журналистикой, вовремя понять, надо ли им это.
Для совершенствования организационной структуры необходимо выделить следующие рекомендуемые структурные подразделения в составе пресс-центра:
Школьное радио.Радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от дел. Оно ориентированно, прежде всего, на слуховое восприятие и воздействует более других на воображение человека. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из эмоциональной «стабильности».
Школьное радио служит доступным информационным и просветительским каналом, позволяющим охватить широкий круг аудитории в пределах учебного заведения. Современная жизнь требует умений правильно и красиво говорить. У ведущих радиоузла есть шанс развивать дар красноречия. На переменах на каждом этаже школы может звучать классическая и современная музыка, различные объявления, новости школы, поздравления именинников, проводиться пропаганда соблюдения правильного режима дня, выполнения правил поведения на дорогах, правил техники безопасности дома и в школе, пропаганда здорового образа жизни. В штат на радио могут входить корреспонденты, ведущие, редактор, отвечающий за подборку материала для передач, звукооператор, отвечающий за музыкальную часть передач и их запись.
Школьное телевидение.Телевидение имеет большое преимущество - визуальность, т.е. эмоционально-образная информация вызывает наибольший уровень доверия, поскольку это дает возможность человеку самому прочувствовать ситуацию, которой он не был свидетелем.
Школьное телевидение - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала школьников. Работа над созданием телевизионных программ позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Школьное телевидение должно решать несколько сопутствующих задач:
- активировать познавательную мотивацию учащихся;
- существенно расширить поле творческой деятельности детей;
- создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала учащихся, профильной ориентации учеников старших классов.
Команда ТВ - журналисты, операторы, телеведущие и монтажеры. Юные тележурналисты готовят выпуски новостей, авторские программы, учебно-познавательные передачи, смешные этюды, которые можно посмотреть, например, в актовом зале с помощью проектора, а также все телепередачи в современных условиях можно разместить и смотреть на Школьном сайте. Создание Школьного телевидения с возможностью видеомонтажа на компьютере помогает воплощать творческую энергию учащихся в конкретные видеофильмы. И, главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся. Корреспонденты Школьного ТВ также создают школьную видеотеку: снимают на видео школьные праздники и самые интересные события школьной жизни. Школьное телевидение позволяет сохранить для истории традиции и лучшие моменты школьной жизни.
Интернет, WEB-мастерская.Сегодня Интернет оказывает все более возрастающее влияние на природу коммуникаций и социального взаимодействия. Без сомнения, всемирная глобальная сеть стала одной из наиболее существенных форм сжатия времени и пространства. Новые виды медиа оказывают более сильное влияние на молодежь, чем на другие социальные группы.
Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения, он начинает формировать его мировоззрение. Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, изучит исследования, просмотрит фото и видеоматериалы. В этом большой плюс интернета - изучение интересующего вопроса во всех его аспектах, в доступной и наглядной форме. Другим преимуществом является то, что интернет является источником безграничного общения с широким кругом людей, близких по взглядам и идейным соображениям.
Команда WEB-мастерской занимается созданием сайтов, специальных страниц на сайте, выкладывает необходимую информацию и т.п. А деятельность Пресс-центра дает возможность поделиться информацией о своей школьной жизни. Создание сайта начинается с самого важного проектного документа - технического задания.
Интернет-СМИ в силу специфики сети Интернет наиболее похожи на обычную стенгазету, вывешенную в общедоступном месте. Таким же образом информация в них, как правило, имеется в единственном экземпляре, ознакомление с ней происходит неодновременно исключительно по инициативе читателя, требуется знать адрес: географический - для стенгазеты, электронный - для интернет-СМИ. Аудитория читателей по этим причинам достаточно случайна и непостоянна у обоих этих источников информации.
Школьная газета.Школьную газету сегодня можно рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
У каждого вида газет свои особенности – и в подаче материала и в его оформлении.
Стенная газета — действенный орган классного, общешкольного коллектива, общественного объединения. Она является важным средством организации интересной и содержательной работы на местах.
Газета-приложение. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)
Газета-молния. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса), т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии. Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать:
а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить;
б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть;
в) когда произошло какое-то событие и т.д.
Рядом с газетой - “молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета - “молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.
Боевой листок. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью, заметка, фельетон и др. Хорошо бы часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.
«Живая газета». История «живой газеты» началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. «Живая газета» представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. «Живая газета» - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа «живой газеты» может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для «живой газеты» важны актуальность и злободневность.
Пресс-бюллетень. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.
Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в «телеграфном» стиле.
Обменный номер. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно с редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.
Сатирические газеты.Различного рода «Крокодилы», «Колючки», «Ежи» и другие сатирические газеты включают в себя карикатуры, шаржи, басни, частушки, эпиграммы и другие сатирические и юмористические материалы. Оформляются они ярко, но не кричаще. К оформлению сатирических газет предъявляются те же требования, что и к оформлению всех остальных видов стенгазет.
Также в качестве ранее неиспользованных информационных методов работы мы предлагаем всем школьным пресс-центрам проводить активную PR-кампанию.
Любую детскую организацию в PR-деятельности можно сравнить с парусником в океане общественного мнения. Общественное мнение — это отношение общества к чему-либо. Оно влияет на выбор. Откуда может появиться ветер и куда можно уплыть? Общественное мнение не выражено — нет и ветра в парусах. Если же есть отношение, то нужно смотреть, в какую сторону ветер, чтобы не сесть на мель, не напороться на рифы и т.д.
PR-мероприятия — это общественно значимые, целевые, планируемые акции, проводимые в целях достижения PR-результата. Существуют следующие виды
PR-мероприятий: информационные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, праздничные и т.п.
По формам PR-мероприятия делятся на девять основных категорий:
· Брифинг — это акция одной новости, короткая встреча официальных лиц, представляющих государственные, общественные или коммерческие структуры с представителями СМИ, на которой сообщается новость, излагается позиция по определенному вопросу. Брифинг удобен для сообщения запланированных сенсаций (т.е. новостей, рассчитанных на неожиданность, эмоциональное восприятие, на эффект).
· Пресс-конференция — организованная встреча журналистов с представителями детской организаций или отдельными персонами. Цели пресс-конференции: предоставление СМИ информации и комментариев по различным аспектам, из первых рук, проверка сведений и уточнение версий с помощью вопросов и ответов.
· Пресс-тур — экскурсия, организованная для журналистов с целью привлечения внимания к детской организации или ее проектом. Пресс-тур может выступать самостоятельным информационным поводом.
· Презентация — официальное представление чего-то нового в кругу приглашенных лиц.
· Выставка — показ достижений детской организации.
· Конференция — совещание представителей детских организаций и специалистов разных сфер деятельности по заранее определенной тематике.
· Спонсорство — осуществление вклада (в виде денежного взноса, предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) юридическим или физическим лицом в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
· «Горячая линия» — эффективное средство двусторонней доверительной связи с общественностью.
· Промо-акция — стимулирующее мероприятие по продвижению конкретного дела детской организации, рассчитанное на формирование интереса к товару, личности, детской организации в целом или направлению деятельности.
Проект «Проба пера»
В рамках проекта «Проба пера» каждому активисту школьной детской организации предлагается попробовать себя в работе журналиста в школьном пресс-центре.
Все желающие активисты получают информационную карту, в которой приводится подробная информация обо всех направлениях деятельности школьного пресс-центра. После знакомства с предоставленными возможностями, будущие журналисты составляют личный план развития.
Личный план развития включает себя следующие обязательные компоненты:
- активная работа в одном из отделов;
- объем подготовленных публикаций, видео- и аудиоматериалов;
- количество освещенных мероприятий, проектов и акций;
- востребованность профессиональных качеств.
«Виртуальный активный журнал: ВирАЖ»
Внутренний круг программы продолжает работу детских организаций в освещении их деятельности в официальной группе Союза детских организаций Тамбовской области в социальной сети ВКОНТАКТЕ (vk.com/sdoto).
Информационное сопровождение любого дела детской организации является важным условием его существования и продвижения. Реализация дел нуждается в том, чтобы потенциальные участники могли своевременно ознакомиться со всеми аспектами, типами, видами и возможностями в рамках проекта или мероприятия. На сегодняшний день информационная открытость является одним из ключевых факторов повышения эффективности реализации дела детской организации.
Самой важной функцией всего информационного сопровождения во время реализации проекта или мероприятия детской организации является коммуникация с определенной целевой аудиторией, которая заинтересована в получении информации.
Информационное сопровождение, организуемое детской организацией, включает в себя такие материалы как:
· легенда проекта (предыстория);
· пресс-релизы;
· новостные заголовки;
· информационные материалы по проекту для журналистов и экспертов;
· сценарии информационных событий, промо-акций, пресс-конференций;
· информацию в официальной группе Союза детских организаций в социальной сети ВКОНТАКТЕ (vk.com/sdoto) в виде фото- и видеоотчетов.
· пост-релизы.
Виртуальный активный журнал «ВирАЖ» предлагает детским организациям познакомиться с различными PR-мероприятиями, которые могут стать дополнением к информационному сопровождению совместного дела соседних детских организаций.
В рамках Виртуального активного журнала «ВирАЖ» детские организации ведут активную работу, выбирая определенную дистанцию в освещении деятельности детских организаций.
Ближняя дистанция – это видеоролики из жизни активистов детской организации.
Средняя дистанция – это видеоролики о школе и жизни школьной детской организации.
Дальняя дистанция - это видеоролики о селе, районе, городе, людях, которыми они славятся, планы территориальной детской организации.
Перспективная дистанция – это видеоролики о совместных мероприятиях в рамках Гостиной «Факультет успеха».