Министерства образования Республики Беларусь. Инструктивно-методическое письмо
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании учебных предметов
“Русский язык. Русская литература” в 2011/2012 учебном году»
Важнейшими задачами языкового и литературного образования являются:
· языковое и речевое развитие учащихся на основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правил функционирования языковых средств в речи, норм русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности (языковая и речевая компетенции);
· формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями, формирование умения создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (коммуникативная компетенция);
· формирование речевой культуры учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой (лингвокультурологическая компетенция);
· развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся;
· приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций личности.
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения соответствующих видов предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам на изучение:
учебного предмета «Русский язык»
Вид учреждения общего среднего образования | Количество учебных часов в учебную неделю по классам | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
Базовая школа Средняя школа Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санаторная школа-интернат Учебно-педагогический комплекс | 2/1 | 2/1 | |||||
Кадетское училище | – | – | – | 2/1 | 2/1 | ||
Гимназия Гимназия-интернат | 1 (3 – для филологического направления) | 1 (3 – для филологического направления) | |||||
Суворовское училище Специализированный лицей | – | – | 2/1 | 2/1 | |||
Лицей | – | – | – | – | – | 1 (3 – для филологического направления) | 1 (3 – для филологического направления) |
учебного предмета «Русская литература»
Вид учреждения общего среднего образования | Количество учебных часов в учебную неделю по классам | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
Базовая школа Средняя школа Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санаторная школа-интернат Учебно-педагогический комплекс | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | ||
Кадетское училище | – | – | – | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 |
Гимназия Гимназия-интернат | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | ||
Суворовское училище Специализированный лицей | – | – | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 |
Лицей | – | – | – | – | – | 2/1 | 2/1 |
В V–XIклассах учреждений общего среднего образования предусмотрено следующее количество контрольных работ за год:
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
Русский язык | |||||||
Диктанты | |||||||
Изложения | |||||||
Тестовая работа | – | – | – | ||||
Русская литература | |||||||
Классные сочинения | – | – | – | – |
Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, составленным с учётом требований СанПиН и утверждённым руководителем учреждения общего среднего образования.
Обращаем внимание на необходимость строгого соблюдения единых требований, предъявляемых к оформлению и ведению тетрадей и классного журнала, а также к проверке тетрадей:
1. В первом полугодии в V классе по русскому языку проводятся только обучающие изложения, которые оцениваются в соответствии с нормами оценки учебной деятельности учащихся для IV класса.
2. Сочинения в V–VIII классах носят только обучающий характер.
3. В VI–ХI(ХII) классах до конца I четверти, а в V классе в течение первого полугодия сохраняется объём текстов контрольных работ, рекомендованных для предыдущего класса:
Класс | Объём контрольного диктанта | Объём словарного диктанта |
V | 85–90 слов | 12–15 слов |
VІ | 90–100 слов | 15–20 слов |
VІІ | 100–110 слов | 20–25 слов |
VІІІ | 110–125 слов | 25–30 слов |
ІХ | 125–145 слов | 30–35 слов |
Х | 145–170 слов | 35–40 слов |
ХІ | 170–200 слов | 40–45 слов |
Класс | Объём текстов для изложений | |
V | 80–100 слов | |
VІ | 100–120 слов | |
VІІ | 120–180 слов | |
VІІІ | 180–240 слов | |
ІХ | 240–340 слов | |
Х | 340–450 слов | |
ХІ | 450–600 слов |
Класс | Объём сочинений |
V | 0,5–1 страница |
VІ | 1–1,5 страницы |
VІІ | 1–1,5 страницы |
VІІІ | 1,5–2 страницы |
ІХ | 2–3 страницы |
Х | 3–4 страницы |
ХІ | до 5 страниц |
Примечание. Объём контрольного диктанта в IV классе (второе полугодие) – 75–80 слов; контрольного диктанта с дополнительным заданием – 65–70 слов, три задания.
При наличии дополнительных заданий (не более 4) количество слов в тексте может быть сокращено по усмотрению учителя на 10–20 слов.
4. Количество орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов предусмотрено следующее:
Класс | Количество орфограмм | Количество пунктограмм |
V | 2–3 | |
VІ | 2–3 | |
VІІ | 3–4 | |
VІІІ | 4–5 | |
ІХ | 5–10 | |
Х | 10–15 | |
ХІ | 15–20 |
5. Проведение контрольных работ в понедельник, на первом и последнем уроках четверти, а также на последних уроках не допускается.
6. В V–ХI(ХII) классах для выполнения всех видов обучающих работ по русскому языку необходимо иметь 2 тетради в линейку, а для написания контрольных работ – 1 тетрадь.
По русской литературе предусмотрена 1 тетрадь для всех видов обучающих работ в V–ХI(ХII) классах, а также 1 тетрадь для контрольных работ в IХ–ХI(ХII) классах.
7. Тетради для контрольных работ хранятся в учреждении общего среднего образования на протяжении всего учебного года и выдаются ученикам для выполнения соответствующих работ.
8. При оформлении обложки тетради допускается делать запись о назначении ученической тетради и названии учреждения общего среднего образования в 2 линейки. Н а п р и м е р:
Тетрадь | Тетрадь |
для контрольных работ | для работ |
по русскому языку | по русскому языку |
ученика 5 «Г» класса | ученика 5 «Г» класса |
гимназии № 61 г.Минска | гимназии № 61 г.Минска |
Петрова Виталия | Петрова Виталия |
Тетрадь | Тетрадь |
для контрольных работ | для работ |
по русской литературе | по русской литературе |
ученика 9 «Г» класса | ученика 10 «А» класса |
средней школы № 2 | Засульской средней школы |
г.Новополоцка | Симончика Михаила |
Фёдорова Александра |
Каждое учреждение общего среднего образования выбирает один образец подписи тетради. Обложка тетради подписывается учеником.
Примечание. В прописном варианте используется открытие кавычек внизу строки и закрытие вверху (“ ”), прочие обозначения встречаются в печатном тексте и при компьютерном наборе.
9. При оформлении работ в тетрадях учащиеся должны соблюдать красную строку; писать аккуратно и разборчиво от самого начала и до самого конца строчки, соблюдая её границы и при необходимости деля слова для переноса; правильно выполнять исправления неверного написания (без использования корректора, ластика и др.); использовать шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета; подчёркивания, условные обозначения, схемы, таблицы, рисунки выполнять аккуратно карандашом или ручкой, при необходимости применять линейку; с внешней стороны страницы отводить поля (в случае их отсутствия).
Использование цветных карандашей, фломастеров, аппликаций в тетрадях для контрольных работ не допускается.
10. В тетрадяхпо русской литературе дата выполнения обучающей работы записывается цифрами на полях (01.09.2011).
Словосочетания «Классная работа», «Домашняя работа» не пишутся. Вместо них на строке, где на полях написана дата, записывается тема урока либо вид выполняемой работы.
В тетрадях для контрольных работ дата пишется словами посреди строки. Запись оформляется следующим образом:
Десятое декабря
Сочинение
Интересен ли роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» современному читателю?
11. В рабочих и контрольных тетрадяхпо русскому языку дата записывается словами по центру строки. На следующих строчках после записи даты пишется «Домашняя работа», затем «Упражнение» с указанием его номера, но без значка №; «Классная работа» или «Работа над ошибками», «Диктант», «Изложение», «Сочинение», «Отзыв». Заголовки записываются без кавычек и точек. (В кавычки заключаются только цитаты.)
В рабочих тетрадях после слов «Классная работа» на следующей строчке может указываться тема урока (по усмотрению учителя). Запись оформляется следующим образом:
Третье сентября Третье сентября Третье сентября
Домашняя работа Классная работа Работа над ошибками
Упражнение 12
Четвёртое декабря Четырнадцатое апреля
Диктант Классная работа
В лесу Главные члены предложения. Подлежащее
12. Между заключительной строкой текста обучающей или контрольной работы и датой следующей работы необходимо пропускать две линейки. Если после работы остаётся одна строчка на странице, дата записывается на верхней строчке следующей страницы.
В случаях, если письменная работа включает дополнительное задание, то между заключительной строкой текста и дополнительным заданием пропускается линейка, на которой указывается номер варианта и арабской цифрой обозначается номер задания. Н а п р и м е р:
Вариант 1 (I)
1.
13. В V–VII классах рабочие тетради по русскому языку проверяются один раз в неделю у всех учащихся, в VIII–IX классах – один раз в две недели, в X–XI(XII) классах – один раз в месяц.
14. Тетради для обучающих работ по русской литературе проверяются не реже одного раза в месяц.
15. В любой проверяемой работе по русскому языку и литературе исправляются все допущенные учениками ошибки.
16. Контрольные работы проверяются у каждого ученика. По результатам контрольной работы выставляется отметка. Контрольные диктанты, контрольные тестовые работы проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку, контрольные изложения, сочинения – не позднее чем через 10 дней. В X–XI(XII) классах контрольные диктанты, тестовые работы могут быть возвращены через один-два урока.
17. Работа над ошибками обязательно выполняется после каждой контрольной работы, при необходимости – после обучающих работ. Работа над ошибками после контрольных работ проводится только в классе.
18. Во всех работах по русскому языку и литературе учитель подчёркивает, зачёркивает ошибочное написание, надписывает правильный вариант ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета.
19. По результатам проверки рабочих тетрадей, работ над ошибками по усмотрению учителя отметка может быть выставлена в классный журнал.
Если отметка за выполненную работу над ошибками не выставляется, то факт проверки данной работы никак не обозначается. Ошибки, допущенные при выполнении работы, исправляются и обозначаются в установленном порядке.
20. В обучающих работах, а также в контрольных и экзаменационных работах учитель исправляет допущенные учащимися ошибки следующим образом:
неправильно написанную букву или пунктуационный знак учитель зачёркивает, подчёркивает, надписывает правильный вариант и обозначает на полях условными знаками: I – орфографическая; V – пунктуационная; Г – грамматическая; С – ошибка в содержании; Р – речевая; о – однотипная; н – негрубая: I(о), V(н);
часть слова, предложение – зачёркивает горизонтальной линией;
цифру, букву – зачёркивает наискось.
В обучающих и контрольных изложениях, сочинениях речевые ошибки и ошибки в содержании подчёркиваются в тексте волнистой линией и обозначаются условными знаками на полях.
Ошибки на правила, которые ещё не изучались, учитель подчёркивает, исправляет, но на поля не выносит и при оценке не учитывает.
21. При проверке диктанта в начале следующей после текста строки в виде дроби указывается количество орфографических (в числителе) и пунктуационных (в знаменателе) ошибок.
Н а п р и м е р:
8/9
22. При проверке творческих работ в начале следующей после текста строки в виде дроби записывается количество ошибок в содержании и речевых недочётов (в числителе), а также количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок (в знаменателе). Н а п р и м е р:
С – Р 2 – 2
I – V – Г 2 – 2 – 1
23. Отметки за ведение тетради выставляются в классный журнал по усмотрению учителя.
24. В V–VIII классах письменные работы по литературе носят обучающий характер. Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя только по литературе и должны носить стимулирующий характер.
Напоминаем некоторые требования к оформлению классного журнала:
1. На всех страницах классного журнала, в том числе при заполнении расписания уроков, названия учебных предметов пишутся с маленькой буквы – русский язык, русская литература.
При оформлении страниц журнала, отведённых для записей факультативных занятий, указывается название факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия факультатива используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
2. На правой странице классного журнала записываются дата проведения урока (09.02), тема, которая изучалась на уроке, и домашнее задание. И тема, и домашнее задание записываются с большой буквы.
3. При заполнении графы «Что пройдено на уроке» необходимо делать запись вида работы, темы урока. Н а п р и м е р:
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Контрольный диктант «…» или Контрольный диктант по теме «…»
Диктант «…» или Диктант по теме «…»
Запись о проведении определённого вида работы в журнале производится наряду с записью темы урока, если этот вид работы занимает значительную часть времени урока. Отметка за выполнение работы выставляется по усмотрению учителя и должна носить стимулирующий характер. Запись в журнале оформляется следующим образом:
Правописание суффиксов причастий. Объяснительный диктант
Фонетика: тематическая проверка знаний и умений
Наречие. Анализ контрольного диктанта
При осуществлении записи темы урока возможны сокращения, которые производятся в соответствии с существующими правилами и должны быть понятны при прочтении.
4. Запись об обучающем изложении (сочинении), если на работу над ним отводится один урок, делается следующим образом:
Изложение «…», Сочинение «…».
При написании обучающего изложения (сочинения), если на выполнение работы отводится два часа, на первом уроке проводится работа по подготовке к написанию текста. В журнале запись необходимо оформлять так: Подготовка к написанию изложения «…» и Изложение «…».
При написании контрольного изложения (сочинения) работа по подготовке к нему не предусматривается. Если на выполнение контрольного изложения отводится два урока, то запись необходимо оформлять так: Контрольное изложение «…» и Контрольное изложение «…».
5. Отметки за письменную обучающую работу выставляются в графу, соответствующую дню её проведения.
Если проводятся сдвоенные уроки по одной теме, это фиксируется на обеих страницах журнала с указанием даты дважды.
6. Отметки за контрольную работу выставляются в одну графу всем ученикам класса в соответствии с датой её проведения.
7. Отметки за каждую четверть выставляются учителем после записи даты последнего урока без пропуска клеток, первый урок четверти также записывается без пропуска клеток (сразу после четвертных отметок).
8. В графе «Домашнее задание» содержание задания записывается с большой буквы. Запись в журнале оформляется следующим образом:
Упражнение 125 или Упр. 125
Стихотворение А.Блока наизусть (по выбору учащихся)
Составить план сказки-были «Неизвестный цветок»
Ответить на вопр. № 2–4, с. 75
§ 12, с. 23–24, упр. 54
В классный журнал записывается только обязательное домашнее задание, которое должно быть выполнено каждым учеником. Дифференцированное домашнее задание не записывается в классный журнал.
9. Если учащимся даётся задание на повторение, то характер задания конкретно указывается в журнале. Н а п р и м е р:
Повторение. Правописание ы, и после ц.Упр. 16
10. Отметки за сочинение по русской литературе в IX–XI(XII) классах выставляются по литературе и языку: первая – по литературе, вторая – по языку.
Если на написание сочинения по литературе отводится два учебных часа, оба урока записываются на странице, отведённой на этот предмет. Отметка выставляется в графу на 2-й урок.
Отметка по языку выставляется без указания даты, запись «Сочинение по литературе» на правой странице журнала тоже делается без указания даты.
Если на написание сочинения используются один урок языка и один урок литературы, то запись и выставление отметок делаются соответственно на обеих страницах журнала с указанием даты на каждой.
11. При написании изложения с дополнительным заданием, на которое отводится 2 часа, первые две отметки через дробь выставляются на 1-й урок, отметка за дополнительное задание выставляется в графу на 2-й урок.
12. При написании домашнего сочинения или других творческих работ отметка за работу выставляется в графу, соответствующую дате, когда давалось задание, или дате, когда проходила защита творческой работы.
13. Отметки за чтение наизусть выставляются на уроке, следующем за уроком, на котором было дано задание выучить наизусть, или на любом другом уроке, тема которого включает изучение данного произведения.
14. Отметка за выполнение контрольной работы обязательно выставляется всем учащимся.
15. В случае ошибочного выставления отметки исправление делается следующим образом: неправильно поставленная отметка в клетке зачёркивается, рядом выставляется правильная отметка, в конце страницы делается запись: «Отметка ученику (указывается фамилия, имя) исправлена с “5” (указывается отметка) на “6” (указывается отметка)». Далее ставятся подпись учителя и дата.
Обращаем внимание на требования, предъявляемые к оформлению реферата:
1. Реферат – это краткое изложение содержания статьи или исследования.
Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание (введение, основную часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение), список литературы в алфавитном порядке, приложения (по необходимости).
Объём реферата
Реферат | Класс | Объём реферата при компьютерном наборе | Объём реферата при написании от руки |
Обучающий | Х | 12–14 страниц | 14–15 страниц |
Обучающий | ХІ | 15–17 страниц | 17–19 страниц |
Экзаменационный | ХІ | 15–17 страниц | 17–19 страниц |
2. На титульном листе указываются название учреждения общего среднего образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения учреждения общего среднего образования, год.
Предлагаем образец оформления титульного листа.
Название учреждения общего среднего образования
Название реферата
Выполнил(ла)
Фамилия, имя, отчество
ученик(ца) ___ класса
Место нахождения учреждения общего среднего образования, год написания реферата
3. Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.
Н а п р и м е р:
Содержание*
Введение
1 Название главы
1.1 Название раздела
1.2 Название раздела
1.2.1 Название подраздела
1.2.2 Название подраздела
2 Название главы
Заключение
Список литературы
Приложение
___________________
* Размещается после титульного листа.
4. Во введении даётся краткая характеристика темы реферата, обосновывается её актуальность, раскрываются цели и задачи работы, даётся перечень литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.
5. В основной части реферата кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает определённую проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заголовок.
6. При написании реферата необходимо сделать ссылки на источники, из которых взят материал: в скобках указать номер из списка литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также оформлены в виде подстрочных сносок, нумерация которых начинается на каждой странице с единицы и проводится в соответствии с правилами библиографического описания.
7. Заключение должно быть кратким, конкретным, в нём нужно сделать обобщающие выводы, а также отразить информацию о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно по объёму превышать введение.
8. При компьютерном наборе нужно использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.
При планировании домашнего задания необходимо учитывать нормы, определённые СанПиН. Время, отводимое на выполнение домашних заданий по всем предметам, не должно превышать в V–VI классах 2 часов, VII–VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часов.
В помощь учителю разработано календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», в котором предлагается примерное распределение часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений. В то же время он имеет право в пределах часов, отведённых на изучение предмета, вносить в планирование изменения с учётом особенностей класса. Календарно-тематическое планирование размещено на сайте www.adu.by.
Преподавание русского языка и русской литературы необходимо осуществлять по учебным программам:
Программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V–XI классы. – Минск: НИО, 2009;
Программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русская литература. V–XI классы. – Минск: НИО, 2009.
Программа по русской литературе предлагает три списка литературных произведений:
· для чтения и изучения;
· для чтения и обсуждения;
· для дополнительного чтения.
В первом списке предлагается обязательный минимум произведений, изучение которых проходит все три этапа (восприятие, анализ, обобщение). Произведения из этой группы изучаются текстуально, достаточно подробно, с выполнением устных и письменных заданий разного характера (репродуктивного, аналитического, творческого).
Произведения из второго списка предназначены для чтения, осмысления, обсуждения в классе, для письменного или устного отзыва о них и т.д. Предметом рассмотрения могут быть проблема, герой, своеобразие композиции или сюжета.
Третий список включает произведения для самостоятельного чтения. Это рекомендательный, расширяющий круг чтения учащихся список, который не должен быть слишком объёмным (не более 3 произведений из каждого раздела учебника).
Количество часов, отводимое программой на изучение произведения, не является жёстким требованием, а носит рекомендательный характер. При необходимости учитель может увеличить или уменьшить количество часов на изучение какого-либо произведения, откорректировав при этом распределение часов в рамках темы.
Предусмотренные учебной программой резервные часы могут быть использованы для увеличения количества часов на изучение произведений, для проведения творческих работ, поэтических чтений, читательских конференций и др.
Обращаем внимание, что при постановке целей урока, указываемых в поурочных планах, следует ориентироваться на реализацию задач, определённых учебными программами. Цель зависит от темы и содержания каждого занятия.
Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Национальным институтом образования в 2010 году.
Л.А.Худенко. «Кладовая слов русского языка». 5 класс;
Т.А.Дикун. «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов». 6 класс;
Р.С.Сидоренко. «Поэтические гимны морфологии». 7 класс;
Т.В.Игнатович. «От значения к написанию». 8 класс;
Е.Е.Долбик. «Секреты синтаксиса и пунктуации». 9 класс;
И.М.Саникович. «Функциональная стилистика русского языка». 10 класс;
В.Ф.Русецкий. «Культура речи». 10 класс;
Л.А.Мурина. «Современная риторика: основы речевого общения». 11 класс;
С.Н.Захарова. «Занимательное введение в литературоведение». 5 класс;
О.И.Царёва, Г.М.Юстинская. «Содружество литературы и других видов искусства». 6 класс;
О.И.Царёва, Г.М.Юстинская. «Многообразие тем и жанров литературы, живописи, музыки и кино». 7 класс;
Н.В.Голубович. «Русская литература как художественная летопись Человека». 8 класс;
М.Г.Лобан, И.Л.Чернейко. «Художественный образ в литературе, живописи, музыке». 9 класс;
Н.П.Капшай, Е.А.Темушева. «Познание мира и человека в литературе русского реализма». 10 класс;
Т.В.Сенькевич, Л.В.Скибицкая. «Традиции и новаторство в русской литературе XX–XXI веков». 11 класс.
Данными комплексами в обязательном порядке должны быть обеспечены библиотеки учреждений образования.
Тексты программ опубликованы в научно-методическом журнале «Русский язык и литература» (№ 8, 9, 2010).
При организации факультативных занятий по русскому языку и литературе учителям гимназий и лицеев рекомендуем учебные программы, разработанные Т.В.Игнатович:
«На уроке и после урока (готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе)», X–XI классы филологического направления;
«Русский язык в алгоритмах», XI класс физико-математического и химико-биологического направлений;
«Правильность речи: языковые и речевые нормы», XI класс филологического направления.
Перечень учебных программ факультативных занятий по русскому языку и литературе для гимназий и лицеев размещён на сайте www.adu.by.
При организации факультативных занятий по русскому языку и литературе учителя могут также использовать программы, ранее утверждённые Министерством образования Республики Беларусь и соответствующие требованиям действующих учебных программ.
Выпускной экзамен для учащихся IX классов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2011/2012 учебном году будет проводиться в форме диктанта.
Выпускной экзамен для учащихся XI классов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2011/2012 учебном году будет проводиться в форме изложения по разным текстам для школ (в том числе для классов физико-математического и химико-биологического направлений гимназий и лицеев) и для классов филологического направления гимназий и лицеев.
В помощь учителю при подготовке уроков русского языка и литературы в научно-методическом журнале «Русский язык и литература» опубликованы примерные сценарии уроков:
Мурина Л.А., Сидоренко Р.С., Долбик Е.Е. Примерные сценарии уроков по русскому языку для X класса средних общеобразовательных учреждений всех типов с белорусским и русским языками обучения (№ 8–10, 2009; № 1, 2, 2010);
Мурина Л.А., Литвинко Ф.М., Долбик Е.Е. Примерные сценарии уроков по русскому языку для XI класса общеобразовательных учреждений (№ 8–12, 2010; № 1, 3, 2011).
В научно-методическом журнале «Русский язык и литература» систематически публикуются методические, дидактические и занимательные материалы, призванные помочь учителю как при подготовке к урокам, так и при организации внеклассной работы по русскому языку и литературе. Рекомендуем обратить внимание на отдельные статьи, напечатанные в журнале:
Долбик Е.Е., Игнатович Т.В., Галкина Г.В. Материалы для отработки орфографических умений и навыков учащихся (№ 8, 10, 11, 12, 2009; № 1, 2010);
Василевская Т.З. Материалы к урокам русской литературы в VII классе. А.П.Платонов. «Неизвестный цветок» (№ 5, 2010);
Казакова Е.А. Вырастить мыслящего читателя (автор и читатель в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире») (№ 6, 2009);
Ковалёва Н.Н. Семинарские занятия как эффективная форма изучения обзорных тем в старших классах (№ 6, 2010).
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 2011/2012 УЧЕБНОМ ГОДУ
В целях непрерывного и качественного обеспечения повышения квалификации педагогов в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение следующих мероприятий:
1. Целевое повышение квалификации методистов Р(Г)УМК, руководителей районных (городских) методических формирований учителей русского языка и литературы «Активные формы преподавания русского языка и литературы как фактор повышения качества филологического образования» (ноябрь 2011 г.). Программа курсов включает вопросы нормативного правового и учебно-методического обеспечения преподавания русского языка и литературы, использования эффективных методик и технологий преподавания и вопросы организации методической работы с учителями.
2. Базовое повышение квалификации учителей русского языка и литературы гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов (февраль 2012 г.).
Цель курсов: совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы. Во время прохождения курсовой подготовки учителя познакомятся с современными подходами к организации образовательного процесса, актуальными вопросами методики преподавания русского языка и литературы, психолого-педагогическими особенностями работы с высокомотивированными учащимися.
3.Республиканский семинар «Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы, белорусского языка и литературы» (ноябрь 2011 г.). В программе семинара будут рассмотрены следующие вопросы:
· предметные компетентности учащихся и проблема цели и результата в обучении русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе;
· современный урок как дидактическая система.
4.Республиканская научно-практическая конференция «Духовное наследие Ф.М.Достоевского», посвящённая 190-летию со дня рождения писателя (10–11 ноября 2011 г.).
В областных, Минском городском ИРО на базовых курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
· нормативное и учебно-методическое сопровождение образовательного процесса предметной области «Русский язык и литература»;
· организационно-методические особенности образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2011/2012 учебном году;
· структура современного урока как неотъемлемое условие познавательного процесса;
· роль современных образовательных и информационных технологий в развитии интеллектуальных способностей учащихся;
· целеполагание в деятельности учителя русского языка и литературы;
· методика организации чтения литературных произведений;
· роль мотивационной основы процесса обучения в проведении урока;
· совершенствование орфографической грамотности учащихся;
· моделирование уроков русского языка и литературы.