Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий | Спикеры | |||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | О1 | О2 | О3 | О4 | |
Содержательность выступлений | ||||||||
Полнота | ||||||||
Конкретность | ||||||||
Осознанность | ||||||||
Содержательность ответов на вопросы | ||||||||
Оперативность | ||||||||
Гибкость | ||||||||
Структурированность | ||||||||
Системность | ||||||||
Логичность | ||||||||
Рациональность использования времени | ||||||||
Формулировка вопросов | ||||||||
Проблемность | ||||||||
Конкретность | ||||||||
Четкость | ||||||||
Культура общения | ||||||||
Выразительность речи | ||||||||
Манера обращения к собеседникам | ||||||||
Умение уважительно отвечать им | ||||||||
Свободное владение материалом |
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:
Оцените активность каждого из участников дебатов.
1. Чьи выступления вам понравились? Почему?
2. Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
3. Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
4. Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?
5. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
6. Достигнута ли главная цель дебатов?
Как показывает наш опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
В качестве примера приведем две темы дебатов.
Дебаты "Школьная форма должна быть обязательной" (для учащихся 5–7-х классов)
Вопросы для подготовки:
1. Какая одежда удобнее для школьных занятий?
2. Какой вы видите одежду для школы? Может ли такой быть школьная форма?
3. Какие проблемы позволяет решить школьная форма?
4. Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.
Дебаты «Компьютерные игры в качестве досуга: "за" и против"»(для учащихся старших классов)
Вопросы для подготовки:
1. Часто ли вы играете в компьютерные игры? Сколько времени в неделю вы проводите за игрой?
2. Какие компьютерные игры вам нравятся? Почему?
3. Как компьютерные игры влияют на вашу жизнь?
4. Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.
Примерные вопросы после проведения дебатов (рефлексия):
1. Актуален ли тезис дебатов?
2. Все ли принимали участие в выборе тезиса?
3. Почувствовали ли вы, что организаторы дебатов провели подготовительную работу? Что свидетельствует о ней?
4. Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам?
5. Оцените активность участников дебатов.
6. Чьи выступления вам понравились и запомнились? Почему?
7. Соблюдался ли регламент дебатов? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
8. Почему некоторые участники дебатов отмалчивались?
9. Были ли отходы от основной темы? Почему?
10. Оцените общую культуру участников. В чем она проявилась?
11. Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов?
12. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.)
13. Оцените участие в дебатах своих соседей.
14. Достигнута ли главная цель дебатов.
КОЛЛАЖ
Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления.
Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи:
Развивающие:
- формирование художественно-оформительских способностей;
- развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
- развитие творческого мышления;
- выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
- развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- формирование авторских умений и навыков;
- выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
- создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
- развитие личной и групповой активности, инициативы;
- создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
o Формирование небольших групп (не более 5 чел.)
o Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж» (Наш класс. День рождения …Ура! У нас каникулы! Счастливая семья – это… Так мы и живем…. Мы выбираем путь….. Это – Я! Мои права и обязанности. Мир, в котором я живу. Школа будущего. Любовь – это…. На пороге взрослой жизни…. Мы глазами родителей….. Школа будущего…. Наши родители…. Как там у них (инопланетян)?... Мы глазами учителей… Вчера, сегодня и завтра…)
o Работа групп (40-60 мин.)
o Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки
o Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж)
o Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.)
МИКРОТЕХНОЛОГИЯ «КОНТАКТ»
Данная технология направлена на освоение принципов социального взаимодействия, формирование структуры поведенческих реакций в различных социальных ситуациях.
При использовании данной технологии целесообразно пригашать несколько классных коллективов, формируя представления: сообщество – микрогруппа – коллектив; индивид – человек – личность; сообщество – человек; коллектив – личность; микрогруппа – индивид.
Алгоритм проведения:
o Выбор лидеров участниками (3-4 лидера в зависимости от количества участников, группа должна состоять из 8-10 человек).
o Отбор лидерами микрогрупп для решения интеллектуальных проблем (при возникновении противоречий и конфликтов участник делает самостоятельный выбор).
o Работа в микрогруппах над понятиями: сообщество, коллектив, микрогруппа. Определение себя в соответствии с рассматриваемыми понятиями. Ответственность за принятие решения берет на себя лидер.
o Определение позиции каждым участником в соответствии с понятиями: индивид, человек, личность.
o Определение психологического состояния: мне хорошо – красный цвет; мне плохо – черный цвет; мне тревожно – желтый цвет; мне безразлично – зеленый; я хочу уйти – синий.
o Высказывание одного участника по вопросу: «Для чего мы здесь собрались?»
o Высказывание одного из лидеров по вопросу: «Легко ли управлять группой».
o Назначение лидеров руководителем – тренером.
o Свободный выбор руководителя участниками занятия.
o Опрос лидеров по плану:
а) чувства при вашем назначении?
б) оказывались ли Вы в жизни в подобных ситуациях?
в) проассоциируйте свое состояние: растение, животное, инопланетянин, простой человек.
o Опрос «Выбранный или назначенный лидер: в чем разница?»
o Подведение итогов: разбор понятий: сообщество, коллектив, микрогруппа. Работа с представлениями: индивид, личность, человек. Разбор смысла технологии «Контакт». Определение сферы его применения в жизни.
МИКРОТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ»
Использование рассматриваемой ситуативной технологии предполагает выработку навыков поведения в различных условиях при сохранении человеческого достоинства.
Реализация технологии предполагает наличие у руководителя авторитарной позиции, проявление психологической лабильности.
В описательном плане данная технология выстраивается на основе различных социальных ролей и проявлении себя как личности, имеющей духовно-нравственный стержень.
Введение в ситуацию игры предполагает разделение группы на четыре микрогруппы.
Первая микрогруппа самая многочисленная и не имеет никаких установок.
Вторая – получает карточки задания на бумаге красного цвета. «Ты – террорист. Найди своих единомышленников, не привлекая внимания».
Третья группа – вездесущие журналисты, пытающиеся пройти аккредитацию – карточки желтого цвета.
Четвертая группа – эксперты, способные оценить ситуацию, причем оценка должна быть проведена с позиции тактической грамотности.
При ролевом распределении первая группа уже чувствует психологическую нестабильность, следующий психологический урон наносится при выведении трех других групп за стены аудитории, где договариваются о стиле проигрывания ситуации.
Руководитель предупреждает всех индивидуально о необходимости соблюдать правило: «Никаких физических контактов».
Алгоритм проведения:
1.деление на группы;
2.взаимосвязь в микрогруппах;
3. реализация ситуации;
4. освещение ситуации прессой;
5. экспертная оценка ситуации;
6. работа в проблемном поле ситуации:
а) «террор и террористы – это хорошо или плохо»
o личностное отношение;
o отношение других людей;
o на чем основываются данные отношения
б) «заложники – это жертвы или…»
o кто такие заложники;
o каждый ли может стать заложником;
o какие могут быть варианты поведения заложников: полного подчинения, неповиновения, частичного сопротивления, агрессивности и полного противостояния.
в) как вели себя «наши заложники» и к чему это могло привести в реальной жизни.
г) рассказ заложников о своих впечатлениях и поступках с отстаиванием духовных ценностей:
o добро,
o красота,
o человечность,
o духовность.
7. подведение итогов и выход из ситуации:
o Что Вы узнали о себе нового?
o Какие качества Вы хотели, но не смогли проявить?
o Какие Ваши душевные качества поставят преграду перед злом?
ВИДЕОТРЕНИНГ
Видеотренинг — тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия.
Видеотренинг позволяет взглянуть на себя со стороны, формирует психические установки самоконтроля.
Основные рекомендации по организации видеотренинга
1. Узловые моменты выполнения заданий слушателями снимаются с начала работы и до ее кульминации.
2. Видеокомментарий следует рассматривать как генезис ошибки, а не как улику, доказательство факта совершения ошибки при раскрытии ситуации или профессионального делового этюда.
1. Просматривая со слушателями видеозапись, необходимо показать психологические закономерности зарождения и развития профессиональной ошибки.
2. Желательно точно уловить начало, мотив и причину (а не следствие) совершенного поступка, рассматриваемого в качестве ошибки, а также указать на реальную возможность правильного решения.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного предприятия, учебного заведения. Характерными признаками деловой игры рекомендуется считать следующие.
o Воспроизведение процесса труда руководящих работников, специалистов учреждений и организаций.
o Наличие объекта игрового моделирование.
o Распределение ролей между участниками игры.
o Взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли (занимающих конкретные "должности").
o Различие интересов у участников игры.
o Наличие конфликтной ситуации в игре.
o Наличие общей цели всего игрового коллектива (игровой группы).
o Реализация в процессе игры "цепочки решений".
o Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.
o Наличие разветвленной системы индивидуального или межгруппового оценивания деятельности участников игры.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков указанное занятие не может считаться деловой игрой.
Рассмотрим сформулированные признаки более подробно.
1. Деловая игра является практически занятием имитационного типа. Поэтому ее первое требование — воспроизводить процесс труда работника. Иногда деловыми играми пытаются называть практические занятия, связанные с выработкой управленческих решений, но не имеющие имитационной основы деятельности руководителей, их заместителей, воспитателей и педагогов. Это неверно.
2. Для описания объекта игрового моделирования рекомендуется использовать два подхода: формальный и эвристический. Формальное описание объекта может быть осуществлено на бумаге или с помощью машинного моделирования; эвристический подход предполагает словесное описание объекта с указанием его качественных характеристик и признаков.Описание объекта игрового моделирования означает:
во-первых, определение условий функционирования объекта, т.е. среды, в которой объект действует, органов управления, программных воздействий на объект;
во-вторых, определение начальных условий деятельности объекта;
в-третьих, указание целей, критериев, оптимальности и ограничений, которыми обязаны руководствоваться участники игры при выработке любых решений;
в-четвертых, сообщение входных характеристик и параметров, т.е. информации об объекте, которая предоставляется участникам игры. Неполнота информации об объекте, предоставляемой участникам игры, порождает (в числе других факторов) конфликтную ситуацию — неотъемлемый атрибут всякой деловой игры. Полнота и глубина описания объекта игрового моделирования определяется спецификой решаемой в деловой игре задачи.
3. Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении в игре функциональных обязанностей, обусловленных этой ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением реакций у каждого участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом, каждая роль в деловой игре приобретает определенную личностную окраску. Это позволяет решать с помощью деловых игр три группы задач:
o обучать навыкам принятия решений в конфликтной ситуации каждого слушателя независимо от его личностных качеств;
o исследовать влияние личностного фактора, установок на определенный характер деятельности и эффективность принимаемых решений;
o изучать деловые и моральные качества обучаемых в условиях, максимально приближенных к их реальной деятельности.
В деловых играх допускаются: роли любого уровня, групповое исполнение ролей (как правило, малыми группами), привлечение некоторых участников деловой игры к организации игрового процесса или выполнению ролей арбитров, посредников и т.д.; исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов на практике. Последнее объясняется возможностью использования объекта игрового моделирования, также не имеющего реальных аналогов на практике. Допускается исполнение некоторых ролей электронными вычислительными машинами, т.е. должна быть продумана соответствующая компьютерная программа, обеспечивающая работу участников игры в режиме диалога. Применение компьютера позволяет заранее предусмотреть определенное ролевое поведение моделируемого ею лица. Например, когда игрок-компьютер и участник деловой игры, вступающий с ним в диалог, имеют противоположные интересы, соответствующая программа реализует наилучшие в некотором роде стратегии поведения компьютера. Это составит дополнительную трудность для участников игры при разработке и принятии решений. Роли, исполняемые компьютером, совсем не обязательно будут "обезличены". Программа выработки решений для компьютера может учитывать и определенные личностные качества человека.
4. Коллективная форма работы — одно из главных преимуществ таких занятий. В деловой игре обычно работают подгруппы из 5—6 человек, в которых обсуждается та или иная модель учебно-воспитательного процесса, анализируется педагогическая ситуация, выдвигается педагогическая задача, намечаются пути ее реализации. И уже, когда в ходе коллективной работы принято окончательное решение, от имени подгруппы докладывает один из ее участников. При такой форме работы слушатель имеет возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, убедиться в правильности или ошибочности своего подхода к решению педагогической задачи. Руководитель занятия выясняет, как ориентируются обучающиеся в обсуждаемых вопросах, как усвоен лекционный материал, что представляется им значительным для дальнейшей практической деятельности, а что нет. На основе сделанных выводов он может оперативно влиять на позицию и ориентацию слушателей, гибко менять методику обучения, содержание лекций с учетом интереса слушателей, их профессиональных ориентаций.
При коллективной форме работы обучающиеся высказываются менее жестко, легче отказываются от ошибочных мнений ("ошибаюсь не я один"). Корректировка их деятельности, принятых решений со стороны преподавателя-руководителя игры воспринимается психологически проще.
o Порядок взаимодействия участников игры обусловлен:
o структурой игрового комплекса;
o определенными функциональными обязанностями лица, в роли которого выступает участник игры;
o установленными правилами игры;
o принятой в данной деловой игре системой оценивания деятельности участников.
Взаимодействие проявляется на всех этапах деловой игры: при уяснении задачи, оценке состояния объекта, подготовке и выработке решений, защите собственных решений и обсуждении решений, принятых другими игровыми группами. Оно может осуществляться по горизонтали и вертикали (если иметь в виду иерархическую структуру игрового комплекса). Взаимодействие по горизонтали может происходить в форме совместного обсуждения и согласования решаемых вопросов должностными лицами, находящимися на одном уровне. Взаимодействие по вертикали означает взаимодействие обучаемых, находящихся в игре на разных должностных уровнях (отдача и исполнение приказов и распоряжений и т.д.), а также взаимодействие их с преподавателем-руководителем деловой игры.
Характер взаимодействия участников игры между собой, с руководителем игры может быть разным. В одних деловых играх, например, право обращаться к руководителю игры (с любым вопросом) рекомендуется предоставлять только "Директору", которой докладывает принимаемые группой решения, защищает их, выдвигает аргументы против решений, выработанных остальными игровыми группами. В других деловых играх характер взаимодействия может быть иной. Все участники игры могут выдвигать свои решения и обосновывать их, все могут выступать с критикой решений, принятых другими. При таком характере взаимодействия большое значение имеют четко очерченные правила игры и система оценивания деятельности участников.
5. Несовпадение интересов участников игры является одним из основных факторов, порождающих конфликтную ситуацию в деловой игре. Различие интересов может проявляться стихийно и обусловливаться личными свойствами участников: субъективными оценками важности критериев и планируемых альтернативных мероприятий, своей позицией в деловой игре, являющейся отражением позиции в реальной обстановке. Ввиду важности этого признака деловой игры рекомендуется при разработке ее замысла, структуры и системы оценивания предусмотреть и обеспечить несовпадение интересов игровых групп. Это достигается за счет реализации:
o разного положения тех или иных участников игры по отношению к рассматриваемой проблеме;
o неодинаковой объективной ответственности участников игры за принимаемое решение;
o разных критериев оценки деятельности участников, принадлежащих разным уровням иерархической структуры игрового комплекса, соревновательного характера деятельности игровых групп;
o процедуры взаимного оценивания принимаемых решений. При этом обоснованное контрпредложение по решению другой игровой группы приводит к перераспределению итогов по оценке деятельности участников игры.
6. Достижение общей цели группой обеспечивается взаимодействием участников игры, подчинением их разных интересов одной общей цели.
7. В воспроизведении в деловой игре принятия решений рекомендуется цепочка решений. Она должна состоять не менее чем из трех звеньев:
o принятие исходного решения;
o получение информации о результатах исходного решения и принятие решения на втором этапе;
o получение информации о результатах решения на втором этапе и принятие решения на третьем этапе и т.д.
Шестой и седьмой признаки деловой игры взаимосвязаны. Наличие в ней аспектов конфликтной ситуации, например, неопределенности (неполноты) исходной ситуации, соревновательного характера деятельности игровых групп, возможности получения нескольких решений, а также других аспектов, не должны противодействовать принятию оптимального педагогического решения. Разрешению конфликтной ситуации в игре способствует общая цель, которая при различии интересов объединяет всех участников игры.
8. Соотношение моделируемых событий с определенными моментами времени является неотъемлемым свойством деловой игры. Согласно Положению об аттестации деловых игр, рекомендуется отнесение игрового времени к любому периоду – настоящему, прошлому или будущему. Указание конкретного момента времени позволяет учитывать реальные условия деятельности объекта игрового моделирования.
9. Построение системы оценивания деятельности участников деловой игры на всех этапах разработки и принятия решений, а именно при:
o анализе объекта игрового моделирования;
o выработке частных (промежуточных) решений педагогических задач;
o анализе (обсуждений) выработанных частных решений;
o выработке и принятии обобщенного (согласованного) решения;
o анализе (обсуждении) обобщенного решения, которое, по общему мнению группы, признано оптимальным, отвечает определенной системе критериев и может считаться потенциально эффективным.
Во многих деловых играх оценивается только итог игры в целом, т.е. о вкладе участников игры судят по конечному результату моделируемой деятельности. Такая система оценивания не охватывает большинства сторон деятельности участников деловой игры. В связи с этим рекомендуется:
o выявить все основные аспекты, характеризующие качество деятельности;
o для каждого аспекта построить соответствующую шкалу оценок;
o указать, каким образом будет оцениваться деятельность участников по всем основным аспектам;
o ввести правило, позволяющее производить сравнительную оценку деятельности участников в целом на основе полученных оценок по частным показателям.
10. Межгрупповое взаимодействие участников деловой игры. Предлагаемая система оценивания позволяет зафиксировать быстроту принятия решений. Рекомендуется поощрять игровые группы, которые первыми представили решения. В ходе игры оцениваются количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими игровыми группами, аргументированность при защите собственных решений.
11. Взаимодействие участников внутриигровых групп. Работа группой в 5-6 человек имитирует, например, работу совета руководства учебного заведения. В деловой игре рекомендуется обращать особое внимание на характер внутригрупповой работы, на умение руководителя выслушивать мнение коллег. Практика показывает, как непросто складывается стиль общения в игровой группе. Роль "директора", отданная самому опытному (с точки зрения его стажа и должности руководителя), ''отбирается" у него стихийно истинным лидером группы, который в силу своих профессиональных знаний и умений возглавляет работу группы по разработке и принятию решений. Отстраненные "от должности" слушатели по-разному ведут себя в игровой группе. Некоторые с удовольствием сдают полномочия и активно включаются в посильную работу и обсуждение принимаемых решений, другие отходят от всякого участия в деятельности группы, третьи начинают "активно" мешать внутригрупповой работе, четвертые ставят под сомнение вообще полезность, надобность деловых игр и пытаются организовать дискуссию по вопросу, что такое деловая игра.
Рекомендуется обратить серьезное внимание на комплектование игровых групп. Для того, чтобы организовать соревнование между группами, они должны быть равными по составу (имеется в виду уровень готовности каждого члена группы к решению задач). Слушателей, которые пытаются решать любые проблемы лишь с позиции своего опыта практической деятельности, рекомендуется включить в такую деятельность, которая будет ими восприниматься как значимая. Для данной категории участников деловых игр разработана специальная программа мер, названная в шутку "вынесением таких участников за скобку". Руководитель игры до ее начала в присутствии остальных участников обращается к выделенной категории слушателей с просьбой принять участие в работе экспертной группы, так как их стаж работы в должности руководителей, их богатый опыт позволяют ему надеяться, что они будут компетентными и объективными в оценке деятельности других участников деловой игры.
В ходе игры руководитель совместно с экспертной группой разрабатывает критерии оценки деятельности игровых групп. После умело проведенного руководителем обсуждения эти критерии становятся, по мнению слушателей, их собственной точкой зрения, которую они очень уверенно проводят в жизнь и отстаивают, когда выполняют обязанности арбитров. Перед проведением деловой игры рекомендуется специальное анкетирование слушателей для выявления деловых качеств каждого участника игры, его места в коллективе обучаемых. Такой путь позволяет выделить среди участников деловых игр фактических, а не формальных лидеров, что дает возможность наиболее целесообразно использовать их при распределении ролей.
Основные типы деловых игр
Имитационная игра. Этот вид игры характеризуется имитацией реальности и исполнением роли человека в той или иной сфере труда. Моделируются деятельность организации, события, конкретная деятельность людей, а также обстановка и условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Операционная игра. Сущность игры заключается в отработке выполнения конкретных специфических операций, например, методики проведения педсовета. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игра этого типа проводится также в условиях, имитирующих реальные.
Ситуационно-ролевая игра. Данная игра включает два аспекта: инструментальный (решение какой-либо производственной проблемы) и эмоционально-ролевой (решение межличностных проблем, возникающих в рамках коллективного взаимодействия). В этой игре формируется тактика поведения, отрабатывается реализация должностных функций. Для проведения таких игр разрабатывается модель-пьеса, между играющими распределяются роли "с обязательным содержанием".