Тема 10.3 Дидактическая система
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Проблема взаимосвязи дидактических категорий в системе В.В.Давыдова.
2. Понятие развивающего обучения и пути его осуществления
в данной дидактической системе.
3. Проблема формирования умственных действий как основа
организации познавательной деятельности учащихся в системе
В.В.Давыдова.
4. Проблема отбора содержания в системе В.В.Давыдова. Виды
заданий и особенности овладения ими.
5. Особенности внутренней стороны методов, используемых в данной системе.
б. Дедуктивный путь движения мысли учащихся как основной стержень обучения в системе В.В. Давыдова.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
2. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
3. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6.
4. Давыдов В.В.О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 1. С. 29-39. .
5. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5. §5.
6. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава 13.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. с. 220-258.
8. Поль Е.В. Вести с открытых уроков. Что можно сделать с яблоком? Урок обучения грамоте.//Начальная школа. 1999. № 7.
Дополнительная
1. Лернер И.Я. Развивающее обучения с дидактических позиций // Педагогика. 1996. №2.
2. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) М., 1995.
Задания
1. Завершите заполнение сравнительной таблицы, характеризующей особенности развивающих систем Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. (Приложение № 25, №26)
2. Прочитайте протокол урока, проведенного по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (приложение № 27), проанализируйте его с точки зрения развивающего обучения
3. Сравните учебные планы и учебные программы системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и традиционного обучения с целью выявления:
а) состава учебных предметов;
б) реализации в них всех компонентов содержания образования;
в) реализации в них всех функций обучения;
(Приложение №25, №9)
Приложение № 25
Примерный учебный план начальных общеобразовательных
учреждений Российской Федерации(по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||
I | II | III | I | II | III | IV | |
Русский язык | |||||||
Чтение | |||||||
Математика | |||||||
Естествознание | |||||||
Музыка | |||||||
Изобразительное искусство | |||||||
Физическая культура | |||||||
Трудовое обучение | |||||||
Обязательные занятия по | |||||||
выбору, факультативные, | |||||||
индивидуальные и групповые | |||||||
занятия | - | ||||||
Максимальный объем учеб- | |||||||
ной нагрузки учащегося при | |||||||
5-дневной учебн. неделе |
Приложение № 26
Г.К. Селевко
Особенности содержания
- Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
- Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Теоретические знания
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.
Содержательные обобщения.Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:
- наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
- понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);
- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
Содержательное обобщение - постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.
Пример: понятие «плод» может быть эмпирическим, если определять внешние признаки (часть растения, родившееся животное). И содержательным, если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).
Дидактические структуры.В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений.
По В.В.Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические.
Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф.Энгельс).
Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом, естественно, рассудочная логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы.
Суть теоретического мышления, по В.В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.
Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова имеют ряд характерных отличий от формально-логического истолкования.
Содержательный анализ является способом обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта; он направлен на поиск и вычленение существенного отношения среди привходящих и частных его особенностей.
Содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.
Особое значение в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.
Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.
Теоретическое, содержательное обобщение, по В.В.Давыдову, осуществляется путем анализа некоторого целого, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.
Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала.
Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.
Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.
Учебные предметы
Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета в соответствии с этой теорией строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно-теоретическое понятие.
Такое структурирование учебного материала принципиально отличается от применяемого в традиционном обучении линейного способа, когда обучение идет от рассмотрения частных фактов и явлений к их последующему обобщению на завершающей ступени обучения. Общее представление, которое возникает на завершающей ступени, не помогает учащимся в изучении частных представлений и понятий и уже не может быть развито, обогащено, так как появляется в конце цикла обучения.
Иначе происходит процесс обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. На начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление об этом понятии, в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает
осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.
Математика. Основная задача начального курса математики состоит в том, чтобы привести учащихся к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа.
Общим генетически исходным основанием всех видов действительного числа является понятие величины (содержательное обобщение). К его построению ведет серия учебных задач: отношение величин, абстракция числа, частные виды чисел, математические операции.
Математические понятия курса формируются по той же схеме: содержательный анализ (выделение исходного отношения), содержательная абстракция (моделирование), обобщение - понятие (преобразование модели). Параллельно арифметическим действиям вводятся графические и буквенные символы и модели.
Вычислительные умения, решение текстовых задач возникают на основе «открытия» и усвоения общих закономерностей.
Особенности методики
• Концепция целенаправленной учебной деятельности (ЦУД)
Распространено мнение, что участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Это то, что ребенок делает, будучи на уроке. Но с точки зрения теории Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова это не так.
Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) отличается от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.
ЦУД - особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.