V. Педагог и обучающийся как субъекты образовательной деятельности
Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности. Способности, личностные качества и профессиональное самосознание педагога. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный). Обучающийся как субъект учебной деятельности. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Показатели обучаемости. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности. Дидактическая игра как средство обучения. Особенности организации учебной деятельности младших школьников, подростков и старшеклассников. Специфика групповой работы в процессе обучения. Студент как субъект учебной деятельности. Психологические особенности подготовки и переподготовки взрослых людей. Психологический подход к организации обучения взрослых.
V. Взаимодействие субъектов в образовательном процессе. Педагогическое общение как форма взаимодействия
Образовательный процесс как взаимодействие. Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сотрудничество как форма учебно-педагогического взаимодействия. Схема и основные линии учебного взаимодействия. Психологический контакт во взаимодействии. Сотрудничество как современная тенденция образовательной системы. Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов. Специфика педагогического общения. Направленность педагогического общения. Определение и общая характеристика затрудненного общения. Позитивная и негативная функции затруднения. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии. Статусно-позиционно-ролевая область затруднения в общении. Область индивидуально-психологических затруднений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература основная
1. Александрова, Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: метод. пособие / Ю.В. Александрова. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 96 с.
2. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 432 с.
4. Бараева, Е.И. Педагогическая практика: учеб-метод. пособие / Е.И. Бараева, М.В. Ершова, С.Н. Маковчик; под ред. Е.И. Бараевой. – Мн.: РИВШ, 2007. – 100 с.
5. Безюлева, Г.В. Психолого-психологическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 320 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
7. Ботырко, Н.М. Методология и методы психолого – педагогических исследований: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 319 с.
8. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студентов вузов /О.С. Булатова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007.– 256 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюз. семинара-совещания. Пермь, 10-14 апр. 1973. – Пермь: Б.и., 1974. – 194 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
11. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 480 с.
12.Григорович, Л. А. Педагогическая психология / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
13.Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие/ В.П.Давыдов. – М.: Логос, 2006. – 128 с.
14. Дрейвс, В.А. Как учить взрослых /В.А.Дрейвс. – М.: Телер,2001.– 94 с.
15.Дрейвс, В.А. Продвинутое преподавание Он- лайн: пер. с англ. / В.А. Дрейвс. – М.: РУДН, 2013. – 281 с.
16.Дука, Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.А. Дука, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева. – Омск: Амфора, 2011. – 228 с.
17.Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.
18.Ермолаева, М.В. Психология развития: метод. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения / М.В. Ермолаева. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 376 с.
19.Ерофеева, Н.Ю. Гендерный анализ урока: метод. пособие / Н.Ю. Ерофеева. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРОУР, 2008. – 60 с.
20.Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
21.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – М.: Логос, 2003. – 384 с.
22.Игровые модули в реализации индивидуальных программ реабилитации: метод. рекомендации по проектной деятельности педагогов, работающих в учреждениях социально-медицинской реабилитации детей / авт.- сост. С.В. Иванова, Л.Е. Карпухина. – СПб.: Экспресс, 2010. – 44 с.
23.Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2003. – 366 с.: ил.
24.Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с.
25.Климов, Е.А. Пути в профессионализм: (психол. взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Флинта, 2003. – 320 с.
26.Колесов, Д.В. Оценка: (психология и прагматика оценки): учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 816 с.
27.Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
28.Крыжановская, Л.М. Психолого – педагогическая диагностика и консультирование: учеб. пособие / Л.М. Крыжановская. – М.: МПСИ, 2008. – 584 с.
29.Логвинов, И.И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил.
30.Ломов, Ю.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.
31.Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта / сост. Е.И. Степанова. – Л., Б.и., 1990. – 100 с.
32.Минияров, В.М. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.М. Минияров. – М.: НОУ ВПО Московский психол. – социал. ин-т, 2008. – 288 с.
33.Модернизация педагогического образования: сб. науч. тр. Междунар. форума (3-5 июня 2015 г., г. Казань) / под ред. Р.А. Валеевой. – Казань – Бриг, 2015. – 392 с.
34.Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М..: Высш. образование, 2007. – 639 с.
35.Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
36.Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика/В.И.Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
37.Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.
38.Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
39.Поташник, М.М. Требования к современному уроку: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр пед. образования, 2011. – 272 с.
40.Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
41.Психолого – педагогическая диагностика качества образовательного процесса: учеб.- метод. пособие / А.А. Шаталов. – М.: НИИ шк. технологий, 2008. – 144 с.
42.Розин, В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: концепции / В.М. Розин. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 80 с.
43.Самойленко, П.И. Высшее профессиональное образование: содержательный и методологический аспекты / П.И. Самойленко, А.В. Коржуев. – М.: Янус-К, 2008. – 244 с.
44.Ситаров, В.А. Дидактика: пособие для практ. занятий: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
45.Станкин, М.И. Юмор как средство психолого – педагогического воздействия : от смешного до серьезного – один шаг: учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 256 с.
46.Стоунс, Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс; пер. с англ. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
47.Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 400 с.
48.Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.: ил.
49.Чернышёв, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: учеб. Пособие/А.С.Чернышев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 192 с.
50. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика/В.Э.Штейнберг. – М.: Нар. образование, 2002. – 304 с.
51.Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб., 1998. – 639 с.
52.Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Литература дополнительная
1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А.А.Вербицкий. – М., 1991.
2.Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации/ А.А.Вербицкий, Т.А. Платонова. –М., 1986.
3.Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психология высшей школы. – Минск, 1993.
4.Григорович, Л А. Педагогическая психология/Л.А.Григорович. –М., 2003.
5.Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – №6. – 1981.
6.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В.Давыдов. – М.,2001.
7.Занков, Л.В, Обучение и развитие/Л.В.Занков. – М., 1975.
8.Зеер, Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург, 1997.
9.Зимняя, ИА. Педагогическая психологи/И.А.Зимняя. — Ростов н/Д,, 1999.
10.Ильясов, ИИ. Структура процесса учения/И.И.Ильясов. – М.: МГУ, 1986.
12.Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учител/Н.В.Кузьмина. – Л., 1986.
13.Кан-Калик, В А. Учителю о педагогическом общении/В.А.Кан-Калик. – М., 1987.
14.Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение/П.Н.Леонтьев. –М., 1979.
15.Менчинская НА. Проблемы учения и умственное развитие школьника/Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1989.
16.Орлов А.В. Методы современной возрастной и педагогической психологии: методические рекомендации/А.В.Орлов. – М.: МП СССР, 1982.
17.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1986,
18.Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М., 1977.
19.Психология учителя / Под ред. А.Б. Орлова. – М., 1989.
20.Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика: учеб. пособие/П.И.Пидкасистый. – М.:Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с.
21.Подласый И.П. Педагогика. В 3 к./И.П.Подласый – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2009.
22.Пидкасистый П.И. Искусство преподавания/П.И.Пидкасистый, М.Л. Портнов. –М., 1999.
23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
24.Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
25.Самыгин С.И., Буланова-Топоркова М.В., Столяренко ЛД.
26.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. – М., 1987.
27.Теория и практика высшего педагогического образования // Под ред. В.А. Сластенина. – М.: МПГУ, 1991.
28.Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/Д.И.Фельдштейн. – М., 1995.
29.Хуторской А.В. педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/А.В.Хуторской. – М.: Академия, 2008 – 256 с.
30.Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 144 с.
31.Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с.