V. Педагог и обучающийся как субъекты образовательной деятельности

Педагог как субъект педагогической деятельности. Педаго­гическая деятельность: формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности. Способности, личност­ные качества и профессиональное самосознание педагога. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. Стили педа­гогической деятельности (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный). Обучающийся как субъект учебной деятельности. Обучаемость — важнейшая характеристика субъ­ектов учебной деятельности. Показатели обучаемости. Возрас­тная характеристика субъектов учебной деятельности. Дидакти­ческая игра как средство обучения. Особенности организации учебной деятельно­сти младших школьников, подростков и старшеклассников. Спе­цифика групповой работы в процессе обучения. Студент как субъект учебной деятельности. Психологические особенности подготовки и переподготовки взрослых людей. Психологический подход к организации обучения взрослых.

V. Взаимодействие субъектов в образовательном процессе. Педагогическое общение как форма взаимодействия

Образовательный процесс как взаимодействие. Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сотрудни­чество как форма учебно-педагогического взаимодействия. Схе­ма и основные линии учебного взаимодействия. Психологиче­ский контакт во взаимодействии. Сотрудничество как современ­ная тенденция образовательной системы. Влияние сотрудничест­ва на учебную деятельность. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов. Специфика педагогического обще­ния. Направленность педагогического общения. Определение и общая характеристика затрудненного общения. Позитивная и негатив­ная функции затруднения. Основные области затруднения в пе­дагогическом взаимодействии. Статусно-позиционно-ролевая об­ласть затруднения в общении. Об­ласть индивидуально-психологических затруднений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература основная

1. Александрова, Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: метод. пособие / Ю.В. Александрова. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 96 с.

2. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80с.

3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 432 с.

4. Бараева, Е.И. Педагогическая практика: учеб-метод. пособие / Е.И. Бараева, М.В. Ершова, С.Н. Маковчик; под ред. Е.И. Бараевой. – Мн.: РИВШ, 2007. – 100 с.

5. Безюлева, Г.В. Психолого-психологическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 320 с.

6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

7. Ботырко, Н.М. Методология и методы психолого – педагогических исследований: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 319 с.

8. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студентов вузов /О.С. Булатова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007.– 256 с.

9. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюз. семинара-совещания. Пермь, 10-14 апр. 1973. – Пермь: Б.и., 1974. – 194 с.

10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

11. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 480 с.

12.Григорович, Л. А. Педагогическая психология / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

13.Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие/ В.П.Давыдов. – М.: Логос, 2006. – 128 с.

14. Дрейвс, В.А. Как учить взрослых /В.А.Дрейвс. – М.: Телер,2001.– 94 с.

15.Дрейвс, В.А. Продвинутое преподавание Он- лайн: пер. с англ. / В.А. Дрейвс. – М.: РУДН, 2013. – 281 с.

16.Дука, Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.А. Дука, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева. – Омск: Амфора, 2011. – 228 с.

17.Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.

18.Ермолаева, М.В. Психология развития: метод. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения / М.В. Ермолаева. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 376 с.

19.Ерофеева, Н.Ю. Гендерный анализ урока: метод. пособие / Н.Ю. Ерофеева. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРОУР, 2008. – 60 с.

20.Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Академия, 2007. – 224 с.

21.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – М.: Логос, 2003. – 384 с.

22.Игровые модули в реализации индивидуальных программ реабилитации: метод. рекомендации по проектной деятельности педагогов, работающих в учреждениях социально-медицинской реабилитации детей / авт.- сост. С.В. Иванова, Л.Е. Карпухина. – СПб.: Экспресс, 2010. – 44 с.

23.Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2003. – 366 с.: ил.

24.Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с.

25.Климов, Е.А. Пути в профессионализм: (психол. взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Флинта, 2003. – 320 с.

26.Колесов, Д.В. Оценка: (психология и прагматика оценки): учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 816 с.

27.Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

28.Крыжановская, Л.М. Психолого – педагогическая диагностика и консультирование: учеб. пособие / Л.М. Крыжановская. – М.: МПСИ, 2008. – 584 с.

29.Логвинов, И.И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил.

30.Ломов, Ю.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.

31.Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта / сост. Е.И. Степанова. – Л., Б.и., 1990. – 100 с.

32.Минияров, В.М. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.М. Минияров. – М.: НОУ ВПО Московский психол. – социал. ин-т, 2008. – 288 с.

33.Модернизация педагогического образования: сб. науч. тр. Междунар. форума (3-5 июня 2015 г., г. Казань) / под ред. Р.А. Валеевой. – Казань – Бриг, 2015. – 392 с.

34.Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М..: Высш. образование, 2007. – 639 с.

35.Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

36.Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика/В.И.Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

37.Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

38.Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

39.Поташник, М.М. Требования к современному уроку: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр пед. образования, 2011. – 272 с.

40.Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

41.Психолого – педагогическая диагностика качества образовательного процесса: учеб.- метод. пособие / А.А. Шаталов. – М.: НИИ шк. технологий, 2008. – 144 с.

42.Розин, В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: концепции / В.М. Розин. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 80 с.

43.Самойленко, П.И. Высшее профессиональное образование: содержательный и методологический аспекты / П.И. Самойленко, А.В. Коржуев. – М.: Янус-К, 2008. – 244 с.

44.Ситаров, В.А. Дидактика: пособие для практ. занятий: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

45.Станкин, М.И. Юмор как средство психолого – педагогического воздействия : от смешного до серьезного – один шаг: учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 256 с.

46.Стоунс, Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс; пер. с англ. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.

47.Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 400 с.

48.Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.: ил.

49.Чернышёв, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: учеб. Пособие/А.С.Чернышев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 192 с.

50. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика/В.Э.Штейнберг. – М.: Нар. образование, 2002. – 304 с.

51.Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб., 1998. – 639 с.

52.Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Литература дополнительная

1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: кон­текстный подход/А.А.Вербицкий. – М., 1991.

2.Вербицкий А.А. Формирование познава­тельной и профессиональной мотивации/ А.А.Вербицкий, Т.А. Платонова. –М., 1986.

3.Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтап­ном формировании умственных действий // Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психология высшей школы. – Минск, 1993.

4.Григорович, Л А. Педагогическая психология/Л.А.Григорович. –М., 2003.

5.Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьни­ков // Вопросы психологии. – №6. – 1981.

6.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В.Давыдов. – М.,2001.

7.Занков, Л.В, Обучение и развитие/Л.В.Занков. – М., 1975.

8.Зеер, Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург, 1997.

9.Зимняя, ИА. Педагогическая психологи/И.А.Зимняя. — Ростов н/Д,, 1999.

10.Ильясов, ИИ. Структура процесса учения/И.И.Ильясов. – М.: МГУ, 1986.

12.Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учите­л/Н.В.Кузьмина. – Л., 1986.

13.Кан-Калик, В А. Учителю о педагогическом общении/В.А.Кан-Калик. – М., 1987.

14.Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение/П.Н.Леонтьев. –М., 1979.

15.Менчинская НА. Проблемы учения и умственное разви­тие школьника/Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1989.

16.Орлов А.В. Методы современной возрастной и педагоги­ческой психологии: методические рекомендации/А.В.Орлов. – М.: МП СССР, 1982.

17.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1986,

18.Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М., 1977.

19.Психология учителя / Под ред. А.Б. Орлова. – М., 1989.

20.Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика: учеб. пособие/П.И.Пидкасистый. – М.:Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с.

21.Подласый И.П. Педагогика. В 3 к./И.П.Подласый – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2009.

22.Пидкасистый П.И. Искусство преподава­ния/П.И.Пидкасистый, М.Л. Портнов. –М., 1999.

23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. – 720 с.

24.Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

25.Самыгин С.И., Буланова-Топоркова М.В., Столяренко ЛД.

26.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психоло­гия: психодиагностика интеллекта. – М., 1987.

27.Теория и практика высшего педагогического образова­ния // Под ред. В.А. Сластенина. – М.: МПГУ, 1991.

28.Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогиче­ской психологии/Д.И.Фельдштейн. – М., 1995.

29.Хуторской А.В. педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/А.В.Хуторской. – М.: Академия, 2008 – 256 с.

30.Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 144 с.

31.Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с.

Наши рекомендации