Влияние развода родителей на детей. Формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями
Формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. 90% детей разводящихся родителей, узнав о разводе, испытывают кратковременный шок с ощущением боли и безотчетным страхом. По данным исследователей, 50% отцов прекращают навещать своих детей спустя три года после развода. Около половины детей чувствуют себя покинутыми и заброшенными.
Лишенные в детстве общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.
Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.
Развод травмирует детей гораздо сильнее, чем Вас или мужа. Поэтому самое главное - снять с детей груз ответственности за произошедшее. Сказать нужно примерно следующее: «Я и папа любим вас, хорошо относимся друг к другу, и всегда останемся вашими родителями. Папа всегда будет любить вас, но сейчас он решил переехать в другое место и пожить отдельно. Вы будете видеть его так же часто, как и раньше, а может быть – даже больше, просто жизнь будет организована по-другому».
Двухлетнему малышу этого объяснения более чем достаточно, а шестилетке нужно настойчиво повторять, что его вины в папином уходе нет. Папа не «бросил» его и не «оставил», а просто сменил место жительства. Папа любит его и всегда останется его папой, что бы ни произошло. Главное, к чему мама должна быть в такой ситуации готова – это повторять одно и то же объяснение много раз, не раздражаясь. Дети должны железно усвоить: папа никуда не делся и любит своих малышей как прежде
Свои негативные чувства бывшие супруги «транслируют» ребенку. Принижение роли одного из родителей часто идет по нарастающей: не позвать ребенка к телефону; ни разу не позвонить с дачи, забрав сына или дочь на каникулы; назначить занятия с репетитором именно на тот день, в который другой родитель мог бы с ребенком повидаться… Их могут упрекать в том, что он или она «вылитый отец», «копия матери». Некоторые идут дальше, открыто критикуя качества своего «бывшего» или представляя ребенку нынешнего партнера в качестве нового папы или мамы. В результате такой стратегии – осознанной или бессознательной – страдает личность подрастающего человека. Изо дня в день слыша лишь о недостатках одного из родителей, он может обесценивать отношения с ним, вне зависимости от того, какими до этого они были на самом деле. Ребенок привыкает делить мир на черное и белое, начинает ориентироваться на мнение того, кто сильнее. Одно из самых негативных последствий борьбы за лояльность ребенка – это утрата им контакта с собой, с собственными чувствами. Ему приходится отказываться от своих подлинных переживаний, чтобы выжить в ситуации, когда от него ждут ненависти к отцу или матери, которых он любит и в чьей ответной любви нуждается. Не доверяя своим чувствам, ребенок не в состоянии выстроить свою систему ценностей. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.
Учитывая, что ребёнок познаёт мир через родителей: папа для него - это одна половина мира, а мама - вторая половина, семья – это весь мир, не трудно предположить, чем оборачивается развод родителей для ребёнка - крушением всего мира. Отсюда становится понятным, почему ребёнок старается применить все доступные для него способы примирения родителей в ситуации затяжного брачно-семейного конфликта:7
1. Шантаж (угрозы уйти из дома, не иметь в будущем с ушедшим родителем ничего общего, покончить жизнь самоубийством и др.);
2. Отклоняющиеся поведение как способ объединить родителей для «возвращения» их к «нормальной» жизни;
3. Демонстрация собственных успехов в учёбе родителям, которые будут ими гордиться и захотят жить, как прежде вместе;
4. «Последовательная политика» организации семейных праздников, совместного досуга всех членов семьи и отдельно родителей друг с другом.
Негативные проявления чаще всего демонстрируют подростки, которые, помимо развода родителей, испытывают ещё и проблемы, связанные со своим подростковым возрастом, а конфликты в семье только усиливают негативные проявления подросткового возраста.
Психологи свидетельствуют, что если дети еще маленькие (не старше 2–3 лет), прошлая жизнь, вероятно, не окажет на них сильного влияния. Дети в возрасте 3,5–6 лет переносят развод родителей очень травматично и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10–11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода. И если дети взрослые, развод их может вообще не интересовать.8
Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:
предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;
ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;
дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;
ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.
На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.
Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу; либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.
Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.
Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних ребят надежды на воссоединение отца и матери питают 65,7% мальчиков и девочек. С возрастом эти надежды уменьшаются, однако и в юношеском возрасте они сохраняются у 16% детей разведенных родителей.
Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок.
Однако, наблюдения за детьми к концу второго года после развода показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.
25. Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений в целях воспитания детей. Внутрисемейные отношения – это первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, и, следовательно, ее воспитательных возможностей. Семейная близость является уникальной, специфической и неповторимой характеристикой внутрисемейных отношений, как супружеских, так и между родителями и детьми. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств. Атмосфера отношений в семье – это та арена, где у ребенка формируется способность к сопереживанию, способность чувствовать как огорчение и боль, так и радость другого, будто свои собственные. Повышенная детская чувствительность в условиях деспотического, равнодушного отношения к ребенку родителей ведет к острому ощущению своего одиночества. Материнская любовь и забота – это наиболее желательные источники удовлетворения чувств ребенка, стимулятор его психосоциального и даже физического развития. Отсутствие материнской заботы либо ее длительное лишение ведет к тому состоянию ребенка, которое обозначается понятием «психическая депривация» и обозначает отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы. Таким образом, внутрисемейные отношения – сильнейший специфический воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, «ее ахиллесова пята», когда эмоциональные контакты семьи деструктивны, носят отрицательный характер.
26. Воспитание гражданина-патриота, труженика и хорошего семьянина как главные направления семейного воспитания. семья как фактор воспитания – это первая ниша, откуда берут начало духовно-нравственное, предметно пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное составляющее каждого ребенка. Итак, первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятия жизни: свою любовь к природе, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать на заводе, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому и т.д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм. Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны,; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы и другие. Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
47. Роль родительских комитетов, родительских собраний, индивидуальных встреч родителей с воспитателями, классными руководителями, учителями и психологами в деле организации воспитательной работы с детьми. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.главная задача этосоздание единого классного коллектива, в котором каждому ученику было бы комфортно. В то же время необходим благоприятный климат для формирования личности воспитанников. С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.
31.Использование традиций народной педагогики белорусов в семейном воспитании.С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение. Современное дошкольное образование ориентируется также в первую очередь на семью, которая выступает заказчиком развития разных видов, типов, профилей дошкольных учреждений, партнером в воспитательно–образовательном процессе. Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. Использовались такие методы воспитания, как убеждение, внушение. Кроме того, белорусский народ отличается исключительным терпением, особенно в воспитании маленьких детей. «Не той моцны, хто стрымлівае коней, а хто стрымлівае сябе». Если ребенок ударялся о какой–нибудь предмет (стол, стул и др.) и его надо было успокоить, то этот предмет били и ругали до тех пор, пока ребенок не успокаивался. Отвлекаясь от боли, ребенок успокаивался. В белорусских семьях было принято давать ребенку любую игрушку или предмет, который он требует, только бы он не плакал. Детей не попрекали без необходимости: «Не крычы, а лепш навучы». При чужих людях вообще не осуждали. Наоборот, нередко можно было наблюдать такие ситуации, когда мать в присутствии посторонних, не близких людей, стремилась похвалить своего ребенка.Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству. Авторитет бабушек и дедушек был непререкаемым. Они являлись основателями рода, старшими членами семьи, основателями семейных традиций. К мнению бабушек и дедушек прислушивались. К старшему поколению обращались за советом не только дети, но и все члены семьи. 32. Распространённые ошибки семейного воспитания и причины неудовлетворительного воспитания детей в семье. Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель «причесывает» своего ребенка «под себя», подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы, т.д.) Очень часто родители (неосознанно) проецируют ( переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш «научился» им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. Причины неудовлетворительного воспитания детей
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей гратится не добывание средств к существованию.
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенною нервного напряжения- стресса.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов, являющихся следствием социально-бытовых и моральный причин. Развод — это всегда проблемы воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитание детей на практике нарушается.