Работа в тетради «Русский язык» №1 3 страница
Работа в тетради «Русский язык» № 2 (уроки 36-37)
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 развитие связности движений при написании строчной буквы ю, написание второго и третьего элементов за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Не стоит предлагать первоклассникам прописывать всю букву ю за одно движение, т.к. им еще довольно трудно проводить линию снизу вверх точно попадая в проведенную перед этим линию, если же учитель оценивает возможности класса как высокие, можно поработать над написанием буквы ю за одно движение на четвертой строчке уже после того, как будет отработано написание за два движения. На свободной строчке можно потренироваться в написании некоторых буквосочетаний, например, юл, юм, юя, юг, юз. Количество отрывов при прописывании буквосочетаний определяет возможностями учащихся.
Упражнение 3 отработка правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща. Начинается выполнение устно в парах. Перед началом письменного выполнения целесообразно фронтально поработать над значением пословиц, которые прочитывают хорошо читающие учащиеся. Завершается выполнение упражнения как самостоятельное: учащиеся вписывают буквосочетания.
Вариант выполнения: в классах, где учащиеся нуждаются в пошаговой помощи, каждое слово с пропущенной орфограммой проговаривается, учащиеся сообщают, какую букву нужно вставить.
Дополнительный вопрос: Что объединяет все эти пословицы? (Все они о дружбе).
Упражнение 4 отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Должны быть выписаны слова: ле-ни-вец, ви-сит, (на) ве-тке (вет-ке), ска-зал, по-про-бу-ет, про-ви-сеть, хо-тя. Учитель должен предупредить возможность возникновения ошибки в слове по-про-бу-ет (поп-ро-бу-ет).
Вторая часть упражнения позволяет продолжить наблюдения над группами родственных слов. Выполняется фронтально, устно. Учитель просит учащихся объяснить значение слова ленивец, используя при этом слово лень. Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы: «Как называются такие слова в русском языке? Есть ли у этих слов общая часть? Назовите её». Работа с однокоренными словами строиться таким образом, чтобы закрепить в сознании учащихся представление о двух признаках родственных слов: близость по значению и наличие общей части.
Упражнение 5 отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется самостоятельно письменно с последующей фронтальной проверкой. Учитель выясняет, в какой последовательности учащиеся будут выполнять это задание. Поскольку аналогичные задания уже выполнялись, учащиеся формулируют последовательность своих действий: сначала поставить ударение в слове, поделить его на слоги, а потом записать в нужный столбик. До начала выполнения упражнения учитель обращает внимание учащихся на то, что могут встретиться слова, которые не соответствует ни одной из схем.
Самопроверку можно организовать по-разному: после выполнения задания учащиеся зачитывают слова, которые они подобрали к каждой слогоударной схеме или параллельно у доски работают четыре ученика, каждый подбирает слова к одной слогоударной схеме. Выполненное задание выглядит так:
| ´ | |
поэт | улыбка | |
делить | рисунок | |
всегда | смешинки |
´ | ´ |
помогать | огромные |
пополам | пословица |
почему |
Ни к одной из схем не подошли слова: дружба, настоящий, правда, горькая, льдина.
Дополнительные задания: 1) На какие группы можно разделить слова, не вошедшие ни в один из столбиков? (На три: 2-слоговые, 3-слоговые, 4-слоговые); 2) Что объединяет слова дружба, правда, льдина? (Они все состоят из двух слогов, первый слог ударный); 3) Записать эти слова в рабочую тетрадь, начертив их слогоударную схему.
Упражнение 6 отработка умения задать вопрос к слову. Выполняется письменно, самостоятельно, в слабом классе лучше выполнить фронтально. До начала самостоятельного выполнения устно в ходе фронтальной работы нужно задать вопрос к каждому слову. Проверку выполненной работы можно провести по-разному: учащиеся последовательно называют слова с вопросами, на которые они отвечают; а можно на доску вынести следующую таблицу:
кто? что? | какая? какой? | что делать? что делает? что делают? |
В этом случае учащиеся сначала называют все слова, отвечающие на вопрос кто?, затем что? и т.д. Такой способ проверки возможен только в хорошо подготовленном классе.
Дополнительные вопросы: 1)Что называют слова красивая, кислый: какие-то предметы или признаки? 2) В каком случае мы говорим что делает?, а в каком что делают?
Упражнение 7 закрепление действия списывания. Возможную трудность может представлять написание слов превратиться, исчезнет, совершенно, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть опасные места, слово обнюхивал поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Дополнительно нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь встречаются предложения, внутри которых стоят запятые: важно при списывании не пропустить их. Выполняется письменно самостоятельно. Вариант выполнения: в классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После завершения самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчеркнутые места.
Дополнительные вопросы: 1) Почему слово Бимбо пишется с заглавной буквы? 2) Какие еще примеры слова, пишущихся с заглавной буквы, вы можете привести?
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 37
Задачи урока: моделировать ситуацию общения, в которой нужно рассказать о своих друзьях, о том, чем они увлекаются; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений; закрепить умение задавать вопросы к словам; отработать правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу и порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) продолжает наблюдение за словами, имеющими несколько значений (термин «многозначные слова « не употребляется), моделирует ситуацию речевого общения, в которой нужно рассказать об увлечении друзей. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Значения слов ученики читают самостоятельно и указывают, какое из значений слова «морж» использовано в текст. Затем ученики должны рассказать о своих друзьях, о том, чем они увлекаются. Если ученики не могут начать рассказ, учитель может первым рассказать о ком-то из своих близких или знакомых, об их увлечениях, чтобы ученики имели возможность опереться на речевой образец.
Упражнение 2 (речь) продолжает знакомить с текстами, в которых готовится о настоящей дружбе; учит интерпретировать и обобщать информацию (соотносить смысл текста с пословицей, в которой тот же смысл выражен сжато в неявном виде). Выполняется фронтально. Рекомендуется снова обратиться к текстам о дружбе из предыдущих уроков. Ученики должны проанализировать как саму ситуацию – настоящий друг может сказать горькую правду, так и проанализировать пословицу. Учитель должен продемонстрировать ученикам, что один и тот же смысл (о настоящем друге и настоящей дружбе) может быть выражен в разной форме: в форме стихотворения, в форме пословицы, в форме рассказа и т.д.
Упражнение 3 (язык) закрепляет умение задавать вопросы к словам, повторяет правило написания заглавной буквы. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Упражнение 4 (язык) аналогично упр. 3.
Упражнение 5 (язык) отрабатывает правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу и порядок действий при списывания. Выполняется полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 38
Задачи урока: моделирует речевую ситуацию рассуждения на заданную тему; знакомит с признаками слова (единство звучания, написания и значения); формулирует представление о грамотном, безошибочном письме как показателе индивидуальной культуры; знакомит с местами в слове, где можно допустить ошибку; повторяет ударные и безударные гласные; отрабатывает порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) организует обсуждение ситуации, представленной в тексте. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Ученики должны прийти к выводу о том, что маленькая девочка не знает, что значит писать, т.к. она не знакома со звуками, буквами, правилами написания слов, и если бы даже мальчик умел читать, он все равно не прочитал бы письмо.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами и случайным набором букв. Выполняется фронтально. В классах с хорошо подготовленными учениками может быть предложено для парной работы. В ответах учеников должны прозвучать доказательства их точки зрения, т.е. высказывания учащихся по форме должны приближаться к рассуждению. Поэтому, как и на предыдущих уроках, рекомендуется выписать на доске некоторые опорные формулы, например: …потому что; …так как…; если…, то…
Рубрика «Тайны языка» знакомит с определением слова. Несмотря на условность этого определения, оно в адаптированном виде все же позволяет установить первокласснику различие между словами и случайными наборами звуков или букв. Не рекомендуется усложнять, углублять или иллюстрировать дополнительными примерами приведенное определение.
Упражнение 2 (язык) на основе текста стихотворения формулирует проблемный вопрос. Текст читает учитель. Ученики должны прийти к выводу, который сформулирован в рубрике «Обрати внимание». Если учащиеся испытывают затруднение, учитель сразу читает или пересказывает своими словами материал рубрики.
Рубрика «Обрати внимание» знакомит с местами в слове, где можно допустить ошибку. Рекомендуется продолжить обсуждение, приводя по образцу в рубрике дополнительные примеры на изученные правила: «Например, вы пишете слово живет. Гласный в сочетании жи – это место, где можно допустить ошибку. Следует вспомнить правило: сочетание жи пишется с буквой и» и т.п.
Упражнение 3 (язык) организует обсуждение текста, в котором ставится вопрос о необходимости безошибочного письма. Выполняется фронтально во всех классах. Учитель может записать на доске сочетания – смотрю в окно и смотрю в акно (не следует бояться, что ученики запомнят неправильное написание и впоследствии будут допускать ошибки) и предложить ученикам прочитать эти сочетания, а затем ответить на вопрос: поняли ли они значение словосочетания, в одном из слов которого допущена ошибка? Важно, чтобы ученики убедились в том, что ошибочная запись слова не влияет на его понимание. Значит, грамотное письмо не связано с пониманием. О необходимости грамотного письма говорится в рубрике.
Рубрика «Тайны языка» формулирует целевую установку безошибочного письма: грамотное письмо – это показатель индивидуальной культуры человека.
Обратите вниманиедействительно, грамотное, безошибочное письмо не связано с пониманием текста, т.к. даже в тех редких случаях, когда возможно некоторое непонимание, широкий контекст обязательно уточнит значение слова. Следовательно, грамотное письмо - это один из элементов общей культуры человека. Начиная с этого урока и до последнего урока русского языка в 4 классе учитель, проводя работу по формированию навыка грамотного письма, должен напоминать ученикам о том, зачем нужно учиться писать без ошибок. Вот некоторые из предложений, которые следует обязательно произносить на всех уроках, связанных с правописанием: «Быть грамотным – значит быть культурным. Человек, который пишет грамотно, без ошибок, является культурным. Вежливость, аккуратность, умение вести себя за столом, грамотное, безошибочное письмо – все это показатели культуры человека» и т.п. Напоминаем, что учителю достаточно произнести одно из этих предложений в любой момент урока, напомнив тем самым целевую установку обучения письму без ошибок. Но ни в коем случае не следует организовывать дискуссии или обсуждения того, зачем нужно грамотно писать: как было сказано в одном из первых комментариев к урокам, у учеников начальной школы недостаточно социального опыта, чтобы участвовать в подобного рода обсуждениях и дискуссиях.
Упражнение 4 (язык) повторяет знание об ударных и безударных гласных, предупреждает о местах возможных ошибок. Выполняется фронтально. Все слова учитель выписывает на доске, после ответов учеников ставит знак ударения и подчеркивает безударные гласные.
Упражнение 5 (язык) отрабатывает порядок действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.
Работа в тетради «Русский язык» № 2 (уроки 38-39)
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы – написание предлагаемых образцов за одно движение. На свободной строчке отрабатываются буквосочетания, в соединении которых учащиеся класса допускают ошибки.
Упражнение 3 различение слова и «неслова», закрепление понимания слова как единства значения и звучания (написания). Выполняется фронтально, письменно. Материал упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик. Перед тем как подчеркнуть слова, учащиеся должны объяснить логику своего выбора: знают ли они значение этого слова; слышали ли когда-нибудь такие слова или нет. Каждый раз, называя «неслово», учащиеся должны отмечать отсутствие значения в данном наборе букв. Если темп работы класса позволяет, то можно выписать все слова, встретившиеся в упражнении.
Упражнение 4 развитие самоконтроля. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся сравнивают два текста и приходят к выводу, что грамотно и красиво написанный текст - это показатель общей культуры человека. Кроме того, предложения, написанные небрежно и с ошибками, затрудняют понимание. Далее продолжается как самостоятельное: учитель просит самостоятельно найти и исправить ошибки, а затем записать текст в тетрадь. Важно, чтобы учащиеся назвали причину ошибок, сформулировали правила, которые забыл ученик первого класса.
Упражнение 5 повторение словарных слов адрес, ученик, дорога, класс, собака, деревня, фамилия в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов.
Вариант выполнения: В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов, для этого работу лучше организовать максимально развернуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов.
Дополнительное задание: устно придумать предложения с отрабатываемыми словарными словами, наиболее удачные предложения под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь.
Упражнение 6 наблюдение над написанием родственных слов; выбор проверочного слова, основанный на общем смысле предложения. Следует обратить внимание учащихся на слова л[и]са, м[и]чей, отметив, что при работе с этими словами нужно особенно внимательно относиться к их значениям, выбор проверочного слова зависит от контекста. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчеркивают проверочные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают пропущенные орфограммы.
Упражнение 7 отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и тире. Возможную трудность может представлять списывание слов загорать, (на) солнце, ходить, слякоть, погоде, поэтому нужно обратить особое внимание учащихся на эти слова и попросить подчеркнуть опасные места. Слова любимое, загорать, встречаются, предпочитают поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них внимание. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 39
Задачи урока: повторить речевые формулы извинения; наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию как возможной орфографической проблемой; знакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова (без отработки и запоминания правила); повторить звуковой анализ слова; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) повторяет речевые формулы извинения. Выполняется фронтально. Рекомендуется напомнить ученикам материал уроков 4, 5, 6 («добрые слова»), 20 (различные варианты извинения). Ученики могут предложить свои варианты извинения.
Упражнение 2 (язык) организует наблюдение за словами, которые слышатся одинаково, но пишутся по-разному; готовит к знакомству с орфографическим правилом. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске слова спишите и спешите и после прочтения текста снова произносит их, чтобы ученики еще раз пронаблюдали, что эти слова не различаются на слух.
Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение проблемного вопроса о подборе слов, которые помогут не ошибиться в написании. Так как слова из упр. 2 уже выписаны, рекомендуется после обсуждения записать рядом с ними проверочные: спишите – пишет, спешите – спешка. Следует также обратить внимание учащихся на то, что в отличие от юмористических стихотворений или языковой игры, где схожие по звучанию, но различные по значению слова использовались с изобразительной целью, эти же слова могут вызвать проблемы при их написании.
Рубрика «Тайны языка» пропедевтически знакомит с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Важно помнить, что в первом классе анализируемое правило не изучается, не отрабатывается и не входит в перечень предметных действий, которыми должны обязательно овладеть учащиеся. Следовательно, учитель должен сосредоточиться на объяснении проблемы и знакомстве с алгоритмом ее решения. Приведенные в рубрике примеры следует выписать на доске, продемонстрировать совпадение звучания слов и показать, как можно избежать ошибки при написании. Также следует особо указать, что с данным правилом ученики подробно познакомятся во 2-ом классе.
Упражнение 3 (язык) на основе знакомства с материалом рубрики предлагает самостоятельно записать слова с безударным проверяемым гласным в корне. Выполняется в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Прежде чем ученики запишут слова, необходимо обсудить, какое из приведенных слов является проверочным для спеши, а какое – для спиши. Не рекомендуется приводить дополнительные примеры.
Упражнение 4 (язык) повторяет звуковой анализ слова и работу со звуковыми моделями. Рекомендуется для проведения с теми из учеников, кто испытывает трудности в выполнении подобных заданий. Слову ошибка соответствует вторая схема (по горизонтали).
Упражнение 5 (язык) с опорой на юмористические рисунки организует наблюдение за словами, имеющими несколько значений. Выполняется в классах с высоким темпом работы. Также рекомендуется для обязательного выполнения (возможно, на следующем уроке) с учениками, испытывающими трудности в усвоении русского языка (русский язык неродной). В этом случае учитель сам должен привести примеры употребления слов в разных значениях: подвела - подвести: 1) поставить в затруднительное положение (Миша меня подвел, так как не вернул вовремя книгу); 2) приблизить к чему-либо (Мама подвела Иру к своей любимой картине); пролетел – пролететь: 1) пропустить нужное место, не остановиться или не повернуть вовремя (Папа в очередной раз пролетел поворот на деревню), 2) миновать кого-либо, что-либо (Журавли пролетели на юг).
Рубрика «Вспомни» напоминает о словах, имеющих несколько значений.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 40
Задачи урока: анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств обусловлен тем, с кем происходит общение; повторить функции ь; знакомить со значками транскрипции (квадратные скобки, запятая над звуком, обозначающая мягкость согласного); повторить звуковой анализ; отработать порядок действий при списывании; продолжать наблюдать за словами, имеющими несколько значений.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) анализирует речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств обусловлен тем, с кем происходит общение. Текст и вопросы к нему читает учитель. Ученики должны самостоятельно или с помощью учителя сформулировать одно из правил речевого общения, а именно выбирать языковые средства в зависимости от того, с кем происходит общение: с ровесником или взрослым человеком, со знакомыми или незнакомыми людьми. Рекомендуется напомнить материал упр. 3 из урока 20.
Рубрика «Вспомни» напоминает о функции ь как показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного. В случае необходимости учитель может привести дополнительные примеры и попросить учеников определить, на что указывает ь, например: конь, пыль, вьюга, семья, полька, соловьи и т.п.
Рубрика «Обрати внимание» знакомит со значками транскрипции – квадратными скобками и запятой над согласным звуком, обозначающей мягкость согласного.
Обратите внимание и в 1-ом класса и в последующие годы обучения на уроках русского языка не ставится цель научить безошибочно составлять фонетические транскрипции. Использование значков транскрипции – это методический прием, позволяющий обратит внимание учеников на расхождение звучания и написания, увидеть (а не только услышать) разницу в количестве звуков и букв, составить задания для отработки навыка безошибочного письма. Таким образом, категорически не рекомендуется предлагать дополнительные задания по составлению транскрипций или усложнять языковой материал, т.к. механическое оформление слова при помощи значков транскрипции не имеет никакого смысла (ученики не владеют знаниями о полных характеристиках звуков, а также о фонетических процессах, которые призвана отразить транскрипция).
Упражнение 2 (язык) повторяет звуковой анализ слова и функцию ь. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске слова день и пенье, предлагает ученикам проанализировать их звуковой состав, рисует или составляет звуковую модель и, если уровень подготовленности класса позволяет, записывает транскрипцию: день – звуковая модель – [д’эн’]; пенье – звуковая модель – [п’эн’й’э].
Обратите внимание при записи транскрипции одним из проблемных вопросов для школьной практики является запись звука [э] в безударной позиции. Согласно правилам записи транскрипции слова, звук [э] фиксируется только под ударением, в безударных позициях выступают звуки, близкие к [и]. Однако – и это в очередной раз подтверждает, что фонетическая транскрипция используется в школе в первую очередь с методической целью, а не с целью отразить фонетические явления – в начальной школе можно и в безударных позициях записывать звук [э], т.к., например, в слове пенье передать последний гласный как [и] невозможно (его там и нет). Тем более невозможно и категорически не рекомендуется вводить в практику изучения русского языка в начальной школе специальные фонетические значки [ь] (ерь) и [ъ] (ер), обозначающие степень редукции гласных [а], [о], [э].
Упражнение 3 (язык) учит составлять фонетическую транскрипцию слова. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся может не проводиться. В остальных классах проводится фронтально: учитель открывает квадратные скобки и просит учеников последовательно называть звуки, уточняя, мягким или твердым является согласный звук. Запись на доске: [л’имон] - лимон, [торт] – торт.
Упражнение 4 (язык) отрабатывает порядок действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.
Упражнение 5 (язык) и рубрика «Вспомни» продолжают наблюдение за словами, имеющими несколько значений. Выполняются аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Работа в тетради «Русский язык» № 2 (уроки 40-41)
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 написание первых двух элементов строчной и заглавной букв ф, Ф за одно движение. На третьей строчке целесообразно отработать написание букв ф, Ф с использованием отработанного на предыдущих строчках единого написания начальных элементов, при этом не стоит предлагать прописывать эти буквы за одно движение. При написании строчной буквы ф второй овал целесообразно теперь писать как строчную букву о с использованием нижнего способа написания, предложив учащимся за одно движение написать еще и соединительный штрих. На четвертой строчке целесообразно отработать написание буквосочетаний, первой буквой в которых идет строчная ф. Лучше, если учащиеся сами будут предлагать буквосочетания для записи, при этом особенности соединения сначала разбираются на доске, а потом учащиеся записывают буквосочетание в тетрадь.
Упражнение 3 наблюдение над группами родственных слов, отработка умения находить повторяющуюся общую часть в словах. Выполняется письменно, фронтально. Учитель организует наблюдение над тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в этом же корне в составе однокоренного слова. Можно продублировать этот материал на доске. В каждой паре слов, где возможно, ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов, обратить внимание на сходство значения. Учитель просит в каждой паре называть слова, которые не требуют проверки на письме. Возможные ошибки связаны с постановкой знака ударения в односложных словах. В этом случае стоит ещё раз напомнить учащимся, что знак ударения в таких словах не ставится, т.к. место ударения очевидно.
Упражнение 4 наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, и буквенной записи этого же слова. Выполняется фронтально, поскольку упражнение может быть отнесено к трудным. Впервые вводится новая запись звуков с помощью транскрипции. Начинается выполнение с разбора первой строки. Учитель напоминает детям, что во втором столбике нарисована привычная для них модель слова тигр, в третьем столбике дана транскрипция этого же слова, при этом необходимо обратить внимание на способ обозначения мягкости согласного, в четвёртом столбике слово записано буквами. Во втором случае учащиеся делают буквенную запись слова торт, это не должно вызвать никаких сложностей. А далее нужно записать транскрипцию слов луг [лук] и лук [лук]. При сравнении буквенной и звуковой записей слова луг ученики должны обратить внимание на несовпадение последнего звука и буквы.