Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -у/-ю | |
Ударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: петух (петуху), конь (коню), еж (ежу), лось (лосю) Существительные среднего рода: крыльцо (крыльцу), яйцо (яйцу), кольцо (кольцу), ведро (ведру), письмо (письму) |
Безударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: брат (брату), арбуз (арбузу), орех (ореху), клоун (клоуну), лимон (лимону), автобус (автобусу), медведь (медведю) Существительные среднего рода: солнце (солнцу), дерево (дереву), платье (платью), мыло (мылу), кресло (креслу), полотенце (полотенцу) |
Ударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: пень (пню), скворец (скворцу), лев (льву) |
Безударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: дятел (дятлу), заяц (зайцу), котенок (котенку), ягненок (ягненку), лисенок (лисенку) |
Окончание-е | |
Ударное окончание -е при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: свинья (свинье), сосна (сосне), оса (осе), пила (пиле), пчела (пчеле), лиса (лисе), коза (козе) |
Безударное окончание -е без изменения звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: ворона (вороне), синица (синице), роза (розе), береза (березе), кошка (кошке), ромашка (ромашке), чашка (чашке), белка (белке) |
Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.
а) Дополнение предложенияс помощью предмет
ной картинки, например: «Петя несет кресло ... (бабушке)»; «Мама шьет юбку ... (дочке)»; «Папа строит будку ... (собаке)»; «Папа купил машинку... (сыну)»; «Девочка
дает молоко... (котенку)»; «Мальчик наливает воду... (попугаю)».
б) Игра «Кому приготовили угощенье?».
На столе игрушки животных: белка, коза, корова, медведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость.
Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковь — зайцу.
в) Игра «Кому что дадим?».
Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим медведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д.
4. Творительный падеж (со значением орудийности).
Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем,которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода.
На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: «Покажи картинку, о которой можно сказать он, она»).
При закреплении каждой грамматической формы в первую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные.
Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с помощью предметной картинки. Например: «Траву косят
Примерный речевой материал для закрепления творительного
Падежа формы
Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -ом/-ем | |
Ударное окончание -омпри сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: жук (жуком), топор (топором), карандаш (карандашом) Существительные среднего рода: ведро (ведром), крыльцо (крыльцом), перо (пером), кольцо (кольцом) |
Безударное окончание -ом/-ем при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: медведь (медведем), волк (волком), чайник (чайником), клюв (клювом) Существительные среднего рода: полотенце (полотенцем), море (морем), одеяло (одеялом), зеркало (зеркалом) |
Ударное окончание -омпри изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: молоток (молотком), сачок (сачком), свисток (свистком), крючок (крючком) |
Ударное окончание -ойпри сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: пила (пилой), коса (косой), оса (осой), лиса (лисой), коза (козой) |
Безударное окончание -ойпри сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: лапа (лапой), вилка (вилкой), лейка (лейкой), девочка (девочкой), удочка (удочкой), бабушка (бабушкой) |
(чем?)... (косой)»; «Олялюбуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?) ... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»; «Сын гордится (кем?) ... (мамой)».
б) Игра «Кто чем работает».
Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки.
Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на вопрос: «Кто чем работает?» Например, плотник — топором; дворник — метлой; садовник — лопатой; художник — карандашом и т. д.
Подбор существительных к глаголу. Логопед задает вопрос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно — ручкой, карандашом; пилить — пилой; рисовать — краской, карандашом; копать — лопатой, совком; умываться — мылом и т. д.
Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап); затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап).
При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) винительный падеж с предлогами в, на, за, подсо значением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол;
2) предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе;
3) дательный падеж с предлогом по(значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;
4) родительный падеж с предлогом у (значение местонахождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола;
5) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: сидит с чашкой.
Один и тот же предлог, который употребляется с разными предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, местонахождения предмета, место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет на стол, лежит на столе).
В процессе обучения первоначально осуществляется работа над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап).
На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:
1) уточнение значений одного и того же предлога: а) с существительными одного склонения; б) с существительными других склонений;
2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;
3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахождения или направления);
4)
4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.
Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы.
Рассмотрим примерный план работы по закреплению значений предлога в.
1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) существительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме); б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи).
2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существительные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (в стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину).
3. Дифференциация понимания и употребления предлога в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе).
4. Дифференциация предлога в с другими предлогами: а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под; в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у; в и за; в и над; в и под; в и перед).
5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом).
Для уточнения понимания предлогов в им-прессивной речи можно предложить следующие задания:
1) ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Например, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на коробке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответствующую картинку;
2) выполнение действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: Положи мяч на стол (под стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.).
Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают:
1) сказать, где расположен предмет на картинке {птичка в клетке, мяч на столе, книга ё шкафу, мяч под диваном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т. д.);
2) назвать действия с предметами, выполняемые логопедом;
3) придумать предложение с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке;
4) составить предложение из слов в начальной форме, например: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина.