Лекция 4. современная система образования, ее социальные функции и проблемы

Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учитель, уче-ник. Методы обучения и воспитания. Кризис образования.

В Конституции Российской Федерации (1993) говорится, что
каждый гражданин России имеет право на образование (статья
43), гарантируются общедоступность и бес-
Конституционныеплатность образования в государственных или
основы образова-муниципальных образовательных учреждени-
ния в Россииях и на предприятиях, предоставляется право

каждому на конкурсной основе бесплатно по-лучить высшее образование в государственном или муниципаль-ном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование в России является обязательным. Родители или их замещающие лица обязаны обеспечить получение детьми ос-новного общего образования.

Конституцией устанавливаются государственные образователь-ные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Конкретные вопросы образования определяются федеральны-ми законами. Так, Закон РФ «Об образовании», подписанный Б.Н.Ельциным 10 июля 1992 г., был дополнен Федеральным за-

2 Василькова

-^ 3

коном «О внесении изменений, дополнений в Закон РФ «Об об-разовании», принятый Государственной Думой в 1995 г., и одоб-рен Советом Федерации в 1996 г. Данный Закон определяет госу-дарственную политику в области образования, общие требования к организации образовательного процесса.

Статья 19 Закона уточняет, что среднее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. При этом основное общее образова-ние и государственная (итоговая) аттестация являются обязатель-ными.

Законом предусматривается также начальное и среднее про-фессиональное образование. В нем изложены основы получения высшего образования, устанавливается порядок платной образо-вательной деятельности.

Специальная глава Закона устанавливает социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Сформулированы и эко-номические основы образования в России, регламентируются си-стема управления образованием и педагогическая деятельность в школах и вузах.

В современной России система образования включает государ-ственные, межгосударственные и негосударственные (частные, об-щественные и религиозные) учебные заведения.

После всех преобразований и целого ряда реформ существую-щая школа представляет следующую систему: общеобразователь-ная школа, средние профессиональные учебные заведения и выс-шие специальные школы.

I. Общеобразовательная школа представляет собой такую струк-
туру: начальная школа (1—3-е и 1—4-е классы); основная школа
(1—9-е классы); старшая школа (10-11-е классы); гуманитарные
гимназии (1-11-е классы), работающие по разноуровневым и об-
щеразвивающим программам.

II. Профессиональные учебные заведения:
* специализированные лицеи, техникумы, колледжи (5—12,

1-12, 9-12, 10—12-е классы), где осуществляется профессио-нальная подготовка при дифференциации, поуровневой подго-товки специалиста по принципу непрерывного образования: шко-ла-лицей (техникум, колледж) - вуз.

III. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы (1—9-е,
1 —11-е классы) для детей с отклонениями в здоровье, в физи-
ческом и психическом развитии, с различными проблемами в
семье.

IV. Учебные заведения, дающие дополнительное образование:
центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные

школы, коррекционно-развивающие центры, центры для одарен-ных детей.

V. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа,
для особо одаренных детей, где учителя работают по авторским
программам развития ребенка. Это программы профессионально-
го и жизненного ориентирования.

VI. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, епар-
хиальные гимназии, духовные академии.

Современная школа связана с огромным числом самых раз-личных организаций. Это:

- органы социальной защиты семьи и детей;

— правовые органы;

— попечительские советы;

- спонсорские организации;

— учебно-производственные базы и комбинаты;

— внешкольные детские центры досуга и творчества;

- учреждения культуры: кинотеатры, театры, музеи, клубы,
библиотеки;

— территориальные детские учреждения;

— медицинские детские учреждения;

— дошкольные учреждения воспитания детей;

- неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);

- специальные школы и студии.
О социальных функциях школы еще в 20-е гг. писал Питирим

Сорокин. Дальше мы подробно разберем его статью «Социальная роль семьи и школы», где он говорит о социальных функциях шко-лы, сейчас же только остановимся на выделенных им трех главных функциях: селекция по способностям; обучение; воспитание.

Вторая и третья функции достаточно освещены нашими уче-ными. Первая рассматривалась как буржуазная теория.

Все подразделения образования решают задачи совершенство-вания личности, ее культуры, физического и нравственного раз-вития, приобретения общего и профессионального образования. Существующая система должна подготовить поколение к обще-ственной и трудовой жизни, обеспечить творческое развитие каж-дой личности.

Рассматривая существующую систему образования, следует остановиться на таких ключевых понятиях, как «обучение» и «вос-питание», с которыми повседневно сталкивается каждый соци-альный работник.

Обучение дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививают-ся навыки поведения в обществе, отношения к труду, к людям.

Задача обучения — освоение подрастающим поколением систе-мы учебных предметов — основ наук, техники, идеологии, куль-туры и искусства, освоение общественного опыта. Получение зна-ний по основам математики, основам естественно-научного, художественного и физического образования, изучение родного и иностранного языков. Обучение связывается с т р у д о в ы м в о с п и -танием, с участием школьников в производительном труде, с участием в общественно-полезной работе.

Задача обучения состоит в образовании человека, развитии его задатков и способностей, формировании гармонически развитой личности, формировании его нравственных и культурных качеств, соответствующего поведения в обществе.

Процесс обучения несет в себе обязательно воспитательные функции. Необходимость единства обучения и воспитания подни-малась неоднократно педагогами прошлого. Термин «воспитыва-ющее обучение» был принят не только современными педагога-ми.

Процесс обучения носит социальный характер, так как он про-текает при общении, взаимодействии учителя и ученика, учени-ка и ученического коллектива. Кроме знаний в школе ученик по-лучает знания через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу) в семье.

Воспитание — это формирование личности, ее характера, чувств, этических и эстетических идеалов, умения трудиться, куль-туры поведения.

В процессе обучения в школе, как показала практика, наи-больший эффективности достигает учитель, поставивший перед собой цель развивать у детей творческое мышление: научить при-менять метод умственных разминок, развивающих детское вооб-ражение, нестандартное мышление, помогать ученику приобрес-ти уверенность в себе. К воспитывающему обучению обращались многие педагоги в истории отечественного образования. Об ис-ключительной важности этого метода писал великий педагог Рос-сии К.Д.Ушинский.

Методы воспитания, способы воздействия взрослых на разви-тие ребенка — это целая наука. От содержания воспитания, от методов и форм его организации зависят конечные результаты развития личности. В процессе приобретения з н а н и й об окружаю-щем мире происходит умственное воспитание, развивается мыш-ление, творческое мышление. В результате организованной рабо-ты в школе по укреплению здоровья, занятий спортом осуществляется физическое воспитание. Проводимое в школе пра-вовое обучение, патриотическое, интернациональное, половое,

развитие нравственных чувств и настроений направлено на нрав-ственное воспитание.

В УПК, мастерских, учебных цехах, на пришкольных участ-ках, школьных заводах, в различных формах самообслуживания осуществляется трудовое воспитание. Деятельность организован-ных в школах различных художественных кружков, где происхо-дит соприкосновение с красотой природы и человеческих отно-шений в труде и быту, направлена на эстетическое воспитание. Именно в школе, в первом детском коллективе, ребенок получа-ет первый опыт отношений в обществе, осваивает культуру свое-го народа, семьи, культуру своего поведения в обществе.

Воспитательная деятельность школы зависит также от учени-ческого коллектива, от взаимодействия классных коллективов, от организации ученического самоуправления.

В работе школы существуют также понятия внеучебное и вне-
школьное воспитание. Его цель — создание условий для занятий
ребят в художественных, изобразительных, драматических и на-
учных кружках. Это и организация общественно-полезной рабо-
ты, проведение различных развлекательных зрелищных меропри-
ятий и содержательных игр школьников для различных возрастов.
Управление учебно-воспитательными учрежде-
Руководство ниями осуществляют Министерство народного

работой школы образования, областные, городские и район-ные отделы народного образования.

Внутришкольное руководство всем учебно-воспитательным процессом осуществляют директор школы, завучи, педагогичес-кий совет, классные руководители.

Важный фактор руководства учебно-воспитательным процес-сом школы — планирование. Рассмотрим план работы школы на год.

Годовой план охватывает все стороны жизни школы и состоит из следующих разделов:

- краткий анализ работы школы за прошлый год;

- задачи школы на новый учебный год;

- выполнение Закона о всеобуче;

- учебно-воспитательная работа;

- внеклассная и внешкольная работа с учениками;

- совместная работа школы, семьи и общественности;

- работа педагогического совета школы;

- методическая работа, повышение квалификации и аттеста-ция учителей;

- контроль и руководство;

- укрепление материальной базы, хозяйственная работа.

Каждый раздел конкретизируется мероприятиями, которые обеспечат решение поставленной задачи.

В составлении плана принимают участие все сотрудники шко-лы, педагогический коллектив и общественные организации.

Кроме годового существуют текущие планы отдельных мероп-риятий, поурочные и тематические планы учителей, планы класс-ных руководителей, директора школы, завучей, клубов, кружков внеклассных занятий и т.д.

Важно, чтобы эти планы были взаимосвязаны.

Осуществление внутришколъного контроля ставит целью не толь-ко проверку осуществления учебно-воспитательного процесса чле-нами педагогического коллектива, но и оказание помощи учите-лю. Для проведения внутришкольного контроля привлекается педагогический актив, результаты проверок обсуждаются на пе-дагогических советах.

Школьная документация: книга записи учащихся, классные жур-налы, личные дела учащихся, журналы всей учебной и внекласс-ной работы, учет золотых медалей, похвальных грамот, выдачи свидетельств, протоколы педагогических советов.

Материальная база школы, финансирование, оборудование и его сохранение возлагаются на директора школы. Директор школы является единственным распорядителем школьного бюд-жета.

Современная школа связана с огромным числом различных организаций. Это:

— органы социальной защиты семьи и детей;

— правовые органы;

— попечительские советы;

- спонсорские организации;

— учебно-производственные базы и комбинаты;

— внешкольные детские центры досуга и творчества;

- учреждения культуры: кино, театры, музеи, клубы, биб-лиотеки;

- территориальные детские учреждения;

- медицинские детские учреждения;

- дошкольные детские учреждения;

- неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);

— специальные школы и студии.
•£- „ Современными учеными уделено достаточно вни-

мания работе классного руководителя в школе. руководительИзучены его обязанности и задачи, особенности работы в зависимости от возраста учащихся, класса, школы, ре-гиона и т.д.

Достаточно имеется и методической литературы, и обобщения опыта талантливых педагогов — классных руководителей.

Рассмотрим профессиональные особенности классного руко-водителя.

Это воспитатель, знающий психологию воспитанников и их интересы, обладающий педагогическим тактом и у м е ю щ и й пове-сти за собой ребят, организовать их и управлять детским коллек-тивом. Он и организатор и исследователь, психолог, физиолог, педагог и артист, владеющий искусством убеждения.

В содержание его работы входит изучение личности ребенка, его окружения, семьи и среды, в которой он вращается. Он изучает коллектив в целом и его группы, малые коллективы, чтобы после изучения начать работу по его сплочению. Сплоченный коллектив даст возможность создать в коллективе детские органы само-управления. Создание актива поможет ему в организации общих дел, создании здоровой обстановки в коллективе, общественного мнения. Важное направление в работе классного руководителя — работа с родителями: изучение семей, посещение учеников дома, создание родительского актива (комитета) дает возможность осу-ществления единых требований к учащимся школы и семьи. В це-лях повышения педагогической культуры родителей классный ру-ководитель ведет родительский лекторий по вопросам воспитания детей в семье.

План работы классного руководителя охватывает все направле-
ния воспитания: трудового, эстетического, нравственного, физи-
ческого и т.д. Он организатор всей воспитательной работы класса.
В существующей ныне системе образования в пос-
Кризиследние годы обострились социальные проблемы.
образованияПредкризисное состояние экономики в стране ска-
залось и на системе образования. Устаревшие мето-
ды хозяйствования и управления страной, производство и труд,
ориентированные на количество, недооценка развития производ-
ственных отношений и производительных сил, противоречий,
существующих в социальной структуре общества, ограничение
хозрасчетных прав предприятий подрывало заинтересованность
человека в труде. Нарушался главный принцип социализма: рас-
пределение по труду. Отсюда слабая технологическая, производ-
ственная и трудовая дисциплина, низкое качество продукции,
повальный брак, выделение средств на ликвидацию брака, низ-
кий уровень сельскохозяйственного производства1.

См.: Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный про-гресс. - М., 1989.-С. 8-15.

Уравниловка в оплате труда оказывала разрушительное воздей-ствие не только на экономику, но и на мораль и поступки людей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисцип-лины, терял интерес к квалификации.

Уравниловка в школе выливалась в единый уровень знаний, умений и навыков, в единые учебники, единую оплату труда учи-телей. Не учитывалось качество труда каждого независимо от спо-собностей, устанавливались начало и конец учебного года неза-висимо от климата различных регионов страны. Существовала единая форма одежды независимо от возраста, вкусов, традиций и обычаев народа1.

Порождение теневой экономики, нарушение принципов со-циальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества.

В эти годы особенно проявляются отклонения от морали у мно-гих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. За пять лет (1980-1985) она возросла на 2,8%. Среди детей распро-страняются алкоголизм, наркомания. Ежегодно 900 тыс. детей со-вершали преступления, 50 тыс. уходили из семьи. Повальное са-могоноварение и пьянство влияли на здоровье детей. Установлено, что 50 % дошкольного возраста пробовали алкоголь.

Появляются антисоциальные неформальные объединения под-ростков: хиппи, панки, металлисты, рокеры, брейкеры, любе-ры, пацифисты; среди них 5—7 % состояли на учете в психонев-рологических диспансерах.

Особую тревогу вызывало увеличение числа самоубийств сре-ди молодежи. В 1926 г. на 100 тыс. человек было 7 самоубийств, в 1988 г. - 20.

Среди учеников начальных классов Ленинграда в 1988 г. по срав-нению с 1960 г. число самоубийств увеличилось в 3 раза2.

Кризис системы образования объясняется тем, что оно пере-стало быть приоритетным направлением в экономике. Доля бюд-жета на образование постоянно уменьшалось. Так, в 1970 г. она составляла - 12,8%, в 1980 - 10,5%, в 1985 г. - 9,8%. Если в 1950 г. у нас в стране доля национального дохода на образование составила 10 %, а в США - 4%, то в 1985 г. в США - 12%, в СССР - 7%3. Отсюда оснащение школ оборудованием. Даже в Москве в 1987/88 учебном году из 1229 школ 681 работала в две

См.: Хроменков НА. Указ. соч. - М., 1989. - С. 20.

Гилинский Я.И. Утратив смысл жизни//Аргументы и факты. - 1988. - № 2.

См.: Хроменков Н.А. Указ. соч. •С. 23.

смены. Переуплотненность школ сказывалась на состоянии здо-ровья детей. К концу учебного года у трети шестилеток наблюда-лись нарушения сердечно-сосудистой системы. Сорок процен-тов городских школ - - а сельских еще больше - - не имели спортзалов, ученики не занимались спортом. 60% детей не умели плавать.

Современные проекты школьных зданий с сокращенными пло-щадями привели к повышенной концентрации детей. Шумовая нагрузка на одного ребенка составила 80 децибел, что равносиль-но нагрузке на работницу ткацкого цеха.

По данным Минздрава СССР, здоровье школьников и сту-дентов требовало особого внимания. Так, за период обучения с 1 по 8 класс число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, коли-чество страдающих близорукостью увеличилось с 3 до 30%, нервно-психическими расстройствами — с 15 до 40%, гастро-энтерологическими заболеваниями — в 3,8 раза1. Треть школьни-ков-шестилеток наблюдались с нарушением сердечно-сосудистой системы.

В 1982 г. заместитель министра просвещения СССР В.Н.Ягод-кин выступил в журнале «Советская педагогика» с оценкой со-стояния образования в стране, обратив внимание на существо-вавшие противоречия в системе образования2.

Одно из социально-психологических противоречий, писал он, нежелание выпускников средней школы идти на производ-ство, как этого требовало экономическое развитие страны. Про-изводство нуждалось в образованных рабочих, новых профес-сиях в электронике, радиотехнике, вычислительной технике, автоматизированных системах. Система образования не могла готовить специалистов такого профиля. И как следствие, дава-лись высокий уровень образовательной подготовки и низкая профессиональная ориентация, подготовка к отдельным видам труда. Среди части молодежи наблюдались иждивенческие на-строения, преклонение перед материальными благами, анти-общественное поведение, преступления. Ни школа, ни семья не смогли противостоять этим негативным явлениям, так как рассматривали их как единичные факты, а не как социальную закономерность. Воспитательная деятельность общества отста-вала от социальных и экономических процессов. Несостоятель-

1 Хроменков ЕЛ. Указ. соч. С. 29—30.

2 Ягодкин В.Н. О противоречиях в развитии системы просвещения//Советская

педагогика. - 1982. — № 4. - С. 52—58.

ность школы в умении и возможности дойти до каждого ребен-ка не могла воспитывать такие качества, как самостоятельность, творческий подход, смелость мысли, готовность действовать в нестандартных ситуациях.

Невнимание педагогов к реальному состоянию общества, его развитию, достижениям и проблемам, приукрашивание реальной жизни отрицательно влияли на воспитание целого поколения. Го-сударство в лице общественного школьного воспитания не справ-лялось с подготовкой к жизни нового поколения. Семья оказалась полностью отстраненной от воспитания детей. На уровне обуче-ния и воспитания в школе не могло не сказаться и положение в обществе учителя. Обострилось противоречие между затратами труда учителя и уровнем его оплаты. Зарплата учителя была ниже зарп-латы инженера на 67,2%, рабочего - на 76,2%.

Обозначенные В.Н.Ягодкиным противоречия в системе обра-зования переросли в кризис. Попытка приватизации высших учеб-ных заведений — это опасность уничтожения всей науки, высшей школы и образования. Падает престиж педагогического труда. Гра-мотность населения в 1985 г. составляла 98,8%. Сокращается чис-ленность учащихся всех видов обучения. Так, если в 1985 г. было 27,7 млн учащихся, то в 1994 г. — 26 млн.

Сегодня мы стали свидетелями, что в США каждый 20-й -студент, в России - только 30-й.

Анализируя состояние современного образования, следует ска-зать о тех нововведениях, которые осуществляются в образова-тельном процессе. Это:

- обращение к личности ребенка, развитие его познаватель-
ных интересов и умений;

— создание индивидуальных познавательных программ;

- раннее профессиональное самоопределение учащихся;
Появились гимназии, в I класс которой принимаются дети с

6-7 лет. В дореволюционной России в гимназии принимали с 10 лет. Психолого-педагогические исследования показали, что в гим-назии следует принимать после начальной школы.

Некоторые гимназии вводят в старших классах отраслевую и профильную подготовку вместо углубленного изучения школьных предметов.

Современные лицеи - это новое учебное заведение. В дореволю-ционной России учебная программа лицея приравнивалась к уни-верситету. Это были закрытые элитарные учебные заведения, опи-рались на гимназические программы. В современный лицей поступают в 8—9-е классы. Их программа характеризуется предмет-ным и отраслевым профилем, широким выбором специализации.

Программы и лицея и гимназии ориентируются на работу с личностью, на подготовку к высшей школе. В них, как правило, осуществляется углубленное изучение отдельных предметов.

Сегодня на образование из бюджета выделяется только 25% необходимых средств. Идет уничтожение государственной систе-мы образования1.

Из класса в класс падает здоровье школьников. В первый класс приходит 25% здоровых детей, в третьем их 19%, в восьмом 13%, в девятом 9%, в одиннадцатом 2%.

Сегодня высшее образование представляет 500 государствен-ных и 400 негосударственных вузов. В Москве 200 частных школ. Это национальные, религиозные, чаще реабилитационные.

Вопросы и задания

1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений.

2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.

3. В чем кризис современного образования?

Литература к лекции

1. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

2. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодей-ствие. - М., 1993.

3. Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.

5. Павлюченков Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя шко-лы. - Запорожье, 1994.

6. Россия в цифрах. - М., 1995.

7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.

8. Народное образование. 1997. - № 9.

Наши рекомендации