Наблюдение при проведении социального расследования
Много полезной информации может дать непосредственное наблюдение за ребенком, членами семьи и взаимодействиями между ними. Специалист должен следить за тем, как члены семьи ведут себя по отношению к нему и друг к другу, обращая внимание на мимику, жесты и тон голоса, которые являются хорошими показателями эмоционального состояния. Ему также необходимо выявлять несоответствия между тем, что говорят члены семьи, и их поведением и настроением, и использовать различные методы для уточнения значения заявлений, которые делают члены семьи. Если вербальное (то, что люди рассказывают) и невербальное (то, что вы наблюдаете) сообщения не соответствуют или противоречат друг другу, то более точным, как правило, является невербальное сообщение.
Например, мать говорит о том, что очень привязана к ребенку, что ее недоношенный сын «очень красив», несмотря на то, что он «очень маленький», и что она рада его появлению на свет. Однако специалист наблюдал, как она длительное время игнорировала призывные крики младенца и когда все же брала ребенка на руки, то делала это неуклюже и спешила положить ребенка обратно в колыбель. Специалист пришел к выводу, что слова матери не соответствовали ее поведению: на самом деле мать боится брать ребенка на руки и ухаживать за ним, и не слишком к нему привязана. Метод наблюдения также эффективен в ситуациях:
• когда видимые признаки физических травм отсутствуют;
• результаты медицинского освидетельствования не позволяют сделать каких-либо однозначных выводов;
• рассказы участников событий противоречат друг другу;
• доказательств фактов, изложенных в обращении в органы защиты детства;
• данных о прошлых случаях жестокого обращения с ребенком нет;
• свидетели случая жестокого обращения с ребенком не найдены.
Наконец, специалист, проводящий расследование, при содействии других специалистов системы защиты детства должен ознакомиться с содержанием архивных документов своей организации, судебных органов, правоохранительныхорганов, органов системы здравоохранения, а также с содержанием переписки с другими организациями, ранее работавшими с семьей.
9. Подведение итогов социального расследования
Подводя итоги и оценивая собранную информацию специалисту необходимо:
• проанализировать всю доступную информацию, полученную в ходе бесед
и других методов расследования с целью оценки положения дел в семье, степени
безопасности ребёнка, вероятности нанесения ему вреда в ближайшей и отдалённой
перспективе;
• подготовить письменный отчёт о результатах социального расследования с приложением собранных и размещённых в хронологическом порядке всех доказательств и свидетельств;
• если возникнет необходимость, немедленно обеспечить безопасность ребёнка - изъять его из семьи до разработки итогового плана помощи несовершеннолетнему (СОП), либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего
(НЕЗ);
• собрать и зарегистрировать всю необходимую информацию, для обоснования временного изъятия ребенка из семьи, либо возбуждения иска с целью обеспечения безопасности ребёнка, когда специалисты по защите детства сотрудничают с правоохранительными органами в установленных случаях жестокого обращения с ребёнком и неудовлетворения его основных жизненных потребностей;
• использовать собранную информацию для принятия решения (то есть решения о том, следует ли приступить к оказанию услуг семье, передать дело другой организации или закрыть дело по результатам предварительного рассмотрения соответствующего обращения);
• оценить и указать в отчёте возможности родственников ребёнка по его размещению в будущем, если обеспечение безопасности ребёнка по месту проживания окажется опасным;
• включить в план помощи несовершеннолетнему (СОП), либо план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НЕЗ) дополнительные пункты, касающиеся дальнейшего жизнеустройства ребенка в случае, если семья не в состоянии или не желает участвовать в программах по ее реабилитации.
Оптимальные сроки проведения расследования определяются на этапе оценки безопасности ребёнка. В случае, когда жизни и здоровью ребёнка угрожает непосредственная опасность, расследование может быть сокращено до нескольких часов до принятия решения об изъятии/отобрании ребёнка. Расследование может быть продолжено, с целью определения проблем, поиска ресурсов, составления плана оказания помощи семье, если есть основания для сохранения семьи для ребенка или возврата ребёнка в семью.
По завершению расследования нужно дать ответ заявителю об отказе в расследовании на основании собранных материалов или приступить к оказанию семье необходимых услуг по реабилитации.
Если существует потребность в изъятии ребёнка, необходимо проследить за тем, чтобы сохранилась связь с семьёй. Важно помочь семье наладить контакты с теми, кто будет оказывать социальные услуги.
Необходимо передать все материалы расследования ответственному специалисту, которому поручено оказывать реабилитационные услуги.
Глоссарий терминов
1. Социальное расследование- это процесс, в ходе которого специалистами защиты детства осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/ или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.
2. Системный подход ксоциальному расследованию предполагает, что положение ребёнка в семье будет исследовано всесторонне, с учётом всех факторов, действующих на семью в их взаимном влиянии. Изучение положения ребёнка и семьи включает в себя: сбор достоверной информации, оценку безопасности ребёнка, оценку рисков повторения жестокого обращения, оценку потребностей и ресурсов семьи. Полученная информация является основой для принятия решения об изъятии (оставлении) ребёнка в семье и определения степени вмешательства специалистов для оказания помощи.
3. Оценка- это одновременно процедура определения потребностей ребёнка и семьи, а также результат этой процедуры. Как процедура оценка включает в себя сбор, анализ, и обобщение информации. Как результат оценка представляет собой обоснованное мнение о положении семьи.
4. Ресурсы ребёнка и семьи- это источники и предпосылки благополучия ребёнка (семейного благополучия), которые можно реализовать при соответствующих условиях.
5. Гипотезы- это предположения, которые должны быть проверены специалистом, получившим информацию о случае жестокого обращения с ребенком, в результате чего специалисты могут чётко назвать причины, влекущие за собой неудовлетворение жизненных потребностей ребенка или жестокое обращение с ним, а также назвать ресурсы семьи и её ближайшего окружения.
6. Жестокое обращение(насилие) - это любые действия (или бездействие) в отношении ребенка, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, препятствующие его физическому и психическому развитию, ущемляющие его права и свободы. Жестокое обращение включает и ситуации, когда родители либо лица, их замещающие, либо другие физические лица совершили в отношении ребенка сексуальные действия, преследующиеся уголовным законодательством.
7. Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка- не предоставление ребёнку адекватного питания, одежды, медицинской помощи или убежища, эмоциональная холодность, игнорирование и отторжение ребенка, либо неосуществление надзора за ребенком в такой степени, что это ведет к возникновению угрозы здоровью или безопасности ребенка.
8. Физическое насилие- преднамеренное нанесение родителями физических повреждений ребенку, повлекших его смерть, или серьезные, требующие медицинской помощи, нарушения физического или психического здоровья,
которые привели к отставанию в развитии; а также - телесные наказания, нанёсшие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
9. Сексуальное насилие- вовлечение ребёнка в сексуальные действия с целью получения полового удовлетворения или финансовой выгоды, в том числе сексуальные контакты с ребёнком, проституция, обнажения и другие действия, носящие характер сексуальной эксплуатации. К сексуальному насилию относятся и такие действия, как демонстрация ребёнку половых органов, совместный просмотр порнографических материалов или фотографирование ребёнка в обнажённом виде. Сексуальное насилие имеет место и тогда, когда родители или другие лица, осуществляющие уход за ребёнком, разрешают совершать в отношении ребёнка другим лицам любые действия, которые квалифицируются как сексуальная эксплуатация.
10. Психическое (эмоциональное) насилие- длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и/или нарушающее развитие его личности, а также однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. В качестве патологизирующих эмоциональных воздействий выступают: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
11. Беседа- один из основных инструментов социального расследования, проводится с целью получения достоверной и полной информации о случае, и требует от специалистов профессиональных навыков ведения беседы и знания особенностей её организации, например, когда родители отказываются от участия в беседе.
12. Оценка безопасности- процесс определения уровня непосредственногориска причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедлительное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей.
13. Оценка рисков- это процесс анализа факторов, содействующих жестокому обращению с детьми или снижающих вероятность жестокого обращения либо неудовлетворения основных жизненных потребностей в будущем. В ходе оценки рисков устанавливается, имеются ли в семье ключевые факторы риска и факторы безопасности. Это дает основание спрогнозировать вероятность причинения детям вреда.
14. Всесторонняя оценка положения дел в семье- процесс комплексного анализа положения семьи, её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов.
Приложение 1
Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка
Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:
• синяки под глазами либо ушибы на обеих сторонах головы или тела (случай-
ные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне головы или тела);
• часто появляющиеся увечья, такие как синяки, порезы, ожоги, особенно, если
ребёнок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
• враждебное или агрессивное поведение ребёнка;
• пассивное, отчуждённое, лишённое эмоций поведение ребёнка и боязнь возвра-
щаться домой или испытываемое им чувство страха по отношению к родителю (родителям).
Признаки совращения детей могут включать в себя:
• симптомы заразных венерических заболеваний;
• повреждения в области половых органов;
• трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
• сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
• появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
• преследование других детей на сексуальной почве.
Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей могут включать в себя:
• очевидное недоедание ребёнка, апатия или быстрое переутомление;
• случаи, когда ребёнок занимается воровством или попрошайничает; неухожен-
ность ребёнка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
• ситуации, когда ребёнок нуждается в очках, услугах стоматолога и других ме-
дицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья ребенка);
• случаи, когда ребёнок часто пропускает школу или опаздывает на занятия;
• ситуации, когда ребёнок лишён надлежащего надзора;
• ситуации, когда ребёнок оставлен без надзора на длительный срок.
Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающие жизни, здоровью и развитию ребёнка, то неудовлетворение .жизненных потребностей ребёнка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.
Примечание: в перечисленных списках приводятся лишь наиболее часто встречаемые признаки жестокого обращения с детьми, совращения или неудовлетворения их жизненных потребностей (могут встречаться и другие симптомы).
Приложение 2
Форма оценки безопасности. Инструкции по заполнению формы оценки безопасности
Для оценки безопасности необходимо как минимум провести индивидуальную беседу с ребенком, предполагаемой жертвой жестокого обращения, а также хотя бы с одним из его родителей. Форма должна быть заполнена в течение 4 рабочих дней с момента получения заявления на жестокое обращение с ребенком. Форма должна быть завизирована руководителем. Если первые попытки провести беседу потерпели неудачу, специалист должен предпринять последующие попытки в течение 4 рабочих дней с момента начала оценки. Если и эти попытки не увенчаются успехом, специалист должен продолжать делать попытки организовать индивидуальные беседы каждые 5 рабочих дней, до того момента, пока с ребенком и как минимум с одним родителем не будет проведено собеседование и пока не будет принято решение по делу. Форма заполняется на семью, на которую было получено заявление. Для проведения оценки безопасности необходимо привлечь следующих людей:
- Ребенок, предполагаемая жертва жестокого обращения
- Братья/сестры ребенка, предполагаемой жертвы жестокого обращения
- Родители или опекуны ребенка, предполагаемой жертвы жестокого обращения
- Сводные братья/сестры ребенка, проживающие совместно с ним
- Сожители родителя/опекуна
- Дети сожителя, проживающие совместно с ребенком
- Другие дети, проживающие совместно с ребенком, находящиеся на попечении у родителя/опекуна
- Состоящие или не состоящие в родстве взрослые, проживающие совместно, которые обычно несут ответственность за заботу над ребенком, предполагаемой жертвой жестокого обращения (например, присматривают за детьми или помогают в удовлетворении основных жизненных потребностей, таких как кормление или купание ребенка) и его братьями/сестрами.
«Другие взрослые», проживающие совместно с ребенком, однако не считающиеся членами семьи, это другие взрослые, проживающие совместно с ребенком, однако не несущие ответственность за заботу о ребенке и его братьях/сестрах, не взирая на их отношения с родителем/опекуном ребенка или вовлеченность в дело. С этими взрослыми также будет проведена беседа, однако они НЕ будут фигурировать как члены семьи. Их присутствие и влияние на семью будут отражены в Секции 2 Формы Оценки Безопасности. К категории «Другие» относятся другие люди, имеющие доступ к ребенку, являющиеся или не являющиеся его родственниками (например, биологический отец, возлюбленный, родственник или друг, которые не проживают совместно с ребенком).
Существует пятнадцать (15) различных факторов оценки безопасности, которые необходимо определить как действующие или как отсутствующие. По каждому из факторов специалист, занимающийся рассмотрением дела, должен ответить «Да» или «Нет». Основываясь на достоверной информации о том, присутствует ли фактор на момент заполнения Формы Оценки. Ответ «Да» означает, что есть факты, подтверждающие наличие фактора. Ответ «Нет» означает, что существуют доказательства