Рекомендуемый список тем проектных работ
1. | Робот помощник | Может быть реализован проект для любой сферы деятельности: от домашних бытовых дел до военных отраслей. Необходим комплект робототехники. |
2. | 3D-модель | Может быть реализован проект для любой сферы деятельности: от домашних бытовых дел до военных отраслей. Необходим 3D-принтер. |
3. | Терминал, банкомат | Разработка программного обеспечения для различных терминалов оплаты, банкоматов |
4. | Сотовый телефон | Разработка программ (приложений) для сотовых телефонов |
5. | Компьютерная игра | Программирование простейшей компьютерной игры |
6. | Безопасность в интернете | Разработка простейшей антивирусной программы |
7. | Анимация | Разработка простейшего анимационного объекта |
8. | Интернет-магазин | Разработка сайта интернет-магазина |
Для организации изучения предмета «Информатика» в ведущих издательствах опубликованы различные примерные программы. Список таких программ представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Список примерных программ для изучения учебного предмета «Информатика»
Программы для изучения учебного предмета «Информатика» ФГОС | |
Начальное общее образование | |
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» | 1. Матвеева Н.В. Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, Цветкова М.С. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г. 2. Плаксин М.А. Информатика. Программа для начальной школы: 3-4 классы/ М.А. Плаксин, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 3. Могилев А.В. Информатика. Программа для начальной школы: 3-4 классы/ А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г. |
Издательство «Просвещение» | 1. Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. – М.: Просвещение, 2011. |
Издательство Академкнига/Учебник | 1.Программы по учебным предметам. Русский язык. Литературное чтение. Английский язык. Математика. Информатика и ИКТ. В 2-х ч. Ч.1. / сост. Чуракова Р.Г., Малаховская О.В., Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Чекин А.Л., Лаврова Н.М., Агаркова Н.Г., Байкова Т.А., Бененсон Е.П., Паутова А.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. |
Основное общее образование | |
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» | 1. Босова Л.Л., Босова Л.Ю. Информатика. Программа для основной школы. 5–6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г. 2. Семакин И.Г. Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы./И.Г. Семакин, М.С. Цветкова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 3. Угринович Н.Д. Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы./Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 4. Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы: программы и планирование / М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. |
Издательство «Дрофа» | 1. Рабочие программы. Информатика и ИКТ. 8 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Д.Ю. Усенков. – М.: Дрофа, 2012. |
Среднее (полное) общее образование | |
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» | 1. Поляков К.Ю. Информатика. Программа для старшей школы: 10–11 классы. Углубленный уровень/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г. 2. Самылкина Н.Н. Информатика. Программа для старшей школы: 10–11 классы. Углубленный уровень/ Поляков К.Ю., Еремин Е.А. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г. 3. Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы: программы и планирование / М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. |
Издательство «Дрофа» | 1.Рабочие программы. Информатика. 10 – 11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебно-методическое пособие / сост. О. Н. Масленикова. – М.: Дрофа, 2012. |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы основного общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы основного общего образования.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ уровней общего образования, создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для многогранного развития и социализации каждого школьника в свободное от учёбы время.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [4, 5, 6, 7, 8].
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). [23]
Для организации внеурочной деятельности в образовательной организации издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» выпущены в помощь педагогическим работникам сборники рабочих программ:
1. В.М. Кирюхин, М.С. Цветкова. Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: 5–11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.
2. Цветкова М.С. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. В этом сборнике содержатся следующие программы:
— Программа учебного курса по выбору «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде».
— Программа курса по выбору «Информатика и ИКТ. Начальный курс».
— Комплексная программа учебного курса по выбору «Мой инструмент — компьютер».
— Программа учебного курса по выбору «Первый шаг в робототехнику».
— Программа учебного курса по выбору «Занимательная информатика».
— Программа учебного курса по выбору «Виртуальные лаборатории по информатике».
— Программа учебного курса по выбору «Проекты на основе ИКТ».
— Программа курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Скретч».
3. Цветкова М.С. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, Н.Н. Самылкина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. В этом сборнике содержатся следующие программы:
— Программа учебного курса «Продвинутый пользователь».
— Программа учебного курса «Офисные программы».
— Программа учебного курса «Офисные программы на основе свободно распространяемого программного обеспечения».
— Программа учебного курса «Обработка текстовой информации».
— Программа учебного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office».
— Программа учебного курса «Настройка и техническая поддержка персонального компьютера и сети».
— Программа учебного курса «Основы программирования на примере Visual Basic .NET».
— Программа учебного курса по выбору «Решение нестандартных задач».
— Программа учебного курса по выбору «Построение треугольника».
— Программа учебного курса «Подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике».
Итоговая аттестация в 2016-2017 учебном году для обучающихся, выбравших сдавать информатику, будет осуществляться в форме ОГЭ. Таким образом, преподавателям следует обратить внимание на демо-версии контрольно-измерительных материалов и в обязательном порядке познакомить учащихся с ними в начале учебного года.