Запись числа, темы занятия. Составление из отдельных предложений связного текста
Составление из отдельных предложений связного текста. Выделение признаков связного текста
• Установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями.
Дунул ветер на березку, Разлохматил ей прическу. Ветер очень торопился — Улетел, не извинился! Он листочки разбросал, Свой рассказ зашифровал. Как листочки соберешь, Так рассказ его прочтешь.
Учитель-логопед выдает ученикам конверт «Гроза» (см. приложение 1) Ученики читают карточки с предложениями рассказа «Гроза».
ЗАГРЕМЕЛГРОМ _____ ТЁМНЫЕ ТУЧИЗАВОЛОКЛ1^НЕБО ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙДОЖДЬ_ ___ БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
— Какой заголовок имеет рассказ?
— Подумайте, какое предложение в этом рассказе должно
быть первым? (Темные тучи заволокли небо.)
Учитель-логопед выставляет на доску 1-ую опорную схему (рис. 5) под заголовком рассказа.
«Предложение»
10 занятие
— Расположите карточку с первым предложением (на парте).
— Выберите и прочитайте следующее предложение. (Блес
нула молния.)
Учитель-логопед выставляет на доску 2-ую опорную схему (рис. 6):
— Расположите карточку со вторым предложением.
— Выберите и прочитайте следующее предложение. (Загре
мел гром.)
Учитель-логопед выставляет на доску 3-тью опорную схему (рис. 7)
Образец.
На доске:
Гроза.
Опорная схема 1. Опорная схема 2. Опорная схема 3. Опорная схема 4.
На партах:
Конверт «ГРОЗА»
ТЕМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
ЗАГРЕМЕЛ ГРОМ
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
— Расположите карточку с третьим предложением.
— Прочитайте последнее предложение. (Пошел сильный
дождь.)
Учитель-логопед выставляет на доску 4-ую опорную схему (см. рис. 8)
— Расположите карточку с четвертым предложением.
• Выделение признаков связного текста.
— Прочитайте все предложения.
— Можно ли назвать прочитанные предложения текстом?
Почему?
Текст— это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
— Очем говорится в этом тексте?
— Связаны ли эти предложения по смыслу?
— Расположены ли предложения в строгом порядке?
— Прочитайте предложения, нарушая установленный
нами порядок следования. (Читают 1—2 ученика.)
— Возможно ли такое в природе?
— Можно ли назвать прочитанные предложения текстом?
Объясните свой ответ.
— Запишите текст в тетрадь, правильно обозначая начало
и конец каждого предложения.
«Предложение»
11 занятие
4. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь. Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку. Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните.
Выполняются соответствующие движения.
Итог занятия
— Что Вы делали сегодня на занятии?
— Что называется текстом?
— Какое задание было самым интересным?
(Материал для закрепления по теме: «Составление из отдельных предложений связных текстов» дан в приложении 1.)