Технология расшифровки своего
первого тестового рисунка кратким "ключом"
Уважаемый читатель, в этом разделе мы познакомим Вас с тем, как же расшифровываются тестовые рисунки. Главное здесь — четко придерживаться последовательности действий изложенной ниже технологии расшифровки. Это обеспечит Вам возможность быстрого овладения мастерством в работе с фрактальным "ключом" и соответственно в дальнейшем самостоятельно работать над расшифровкой рисунков.
N - 1X54 Ю5
Правила по расшифровке фрактального рисунка
1. Выписать из книги краткий "ключ" на отдельный лист.
2. Отметить карандашом пункты, которые наиболее
характерны для Вашего первого рисунка.
3. Отмеченные позиции-пояснения выпишите в отдель
ную тетрадь (в нее Вы будете переписывать тестовые рас
шифровки тех, с кем будете работать, используя "ключ",
в дальнейшем.).
Совокупность расшифровок ключевых позиций, выписанных в тетради, и будет являться отражением удивительной неповторимой, глубоко индивидуальнной структуры Ваших характеристик.
Не забудьте, самым первым тестовым рисунком, который Вы расшифровываете, должен быть Ваш собственный рисунок.
Примечание. Как показывает практика, навык по расшифровке Вы обретаете очень быстро, если в соответствии с технологией расшифруете в течение 2—3 недель не менее 20 тестовых фрактальных рисунков. Необходимость в использовании текста "ключа" отпадает уже на 12—14-й работе желающих у Вас протестироваться, а иногда и гораздо раньше.
Линии
Четко прочерченная линия— уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.
Нажим при проведении линии не везде одинаковый— чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.
Слабо прочерченные линии— болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.
Резкие, угловато прочерченные линии— эмоциональное напряжение, стрессовое состояние. 106
Линии с плавными переходами— гармоничное, стабильное состояние.
Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке— склонность к навязчивым состояниям, неврозам.
2. Размер и конфигурация рисунка
Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа)—
с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.
Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка— чаще всего это показатель уравновешенного характера.
Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа)с линиями, выходящими за пределы листа,— нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.
Прямоугольная форма периметра рисунка— прямолинейный, зачастую сложный характер.
Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру— яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.
3. Ячейки. Конфигурация и размеры
Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей пло
щади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 малень
ких)— говорит об уверенности в себе, целеустремленнос
ти, стабильности.
Большое количество крупных ячеек— добрая открытая натура.
Большое количество средних ячеек— исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.
Большое количество мелких ячеек— закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.
s^ 107
Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм— рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.
Большое количество геометрических форм— ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.
Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки— эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.
Примечание.Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:
а) заметное, количество ячеек геометрической формы, по
лученных просто пересечением линий,показывает наличие
твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при
этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настро
ения;
б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответ
ствующими движениями руки и заполняющие весь или боль
шую часть рисунка,свидетельствуют о прямолинейном, кон
сервативном типе характера, также этому человеку могут
быть присущи такие черты, как целеустремленность и бес
компромиссность.
4. Пятна
Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки—
наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).
Любое небольшое черное пятно— свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.
Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета— энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).
Большое локальное темное пятно— острая проблема личного характера.
5. Характерные цветовые акценты
Большие ячейки красного цвета— предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.
Заметное количество красных пятен среднего размера— напряженность, неустойчивые эмоции.
Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета— долго не решаемые проблемы межличностных отношений.
Большое количество оттенков зеленого цвета— природная способность организма к саморегуляции.
Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета— тревожное состояние, агрессия, острый стресс.
6. Цвет
Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка—
высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.
Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета— говорят о значительной невостребованности природных особенностей.
О других цветах можно сказать следующее.
>^ Лимонно-желтый— цвет педагога, учителя.
^ Цыпляче-желтый— цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.
5^ Зеленый цвет всех оттенков— цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.
5^ Синий цвет:
Голубой— цвет спокойной энергии.
Синий и темно-синий— цвет холодной равнодушной энергии.
Сиреневый— цвет сильной энергии.
Фиолетовый— цвет фонтанирующей энергии.
Лиловый— цвет мощной, неуправляемой энергии.
5^ Красный цвет:
Розовый— цвет теплой энергии.
Алый, малиновый— цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.
Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый-— цвет силы, агрессивной энергии.
5^ Оранжевый цвет— цвет жизненной, сексуальной энергии.
^ Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета— цвет чистой энергии, святой энергии.
>=* Коричневый— цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
5^ Темно-коричневый— цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
>* Серый цвет— цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
>^ Черный цвет— цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.
Примечание.В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:
а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмер
ных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств
энергетических функций цвета;
б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества
по энергетическим функциям цвета;
в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные
или мало проявленные качества по энергетическим функ
циям цвета.
В заключение хотелось бы отметить, что анализ может быть объективным лишь в том случае, когда он сопровождается четко построенными и логически выверенными понятиями. А субъективные размышления, которые являются непременным условием процесса анализа, должны соответствовать строгой логике фрактального "ключа".
Анализ фрактального рисунка по возрастным категориям
Мы уже не раз говорили о том, что при выполнении фрактального рисунка необходимо соблюдать пропорциональное соотношение размеров ячеек, т. е. должна быть 1/3 ПО
крупных ячеек, 1/3 средних и 1/3 маленьких ячеек. Естественно, что это деление чисто условное. Например, мелкие ячейки, конечно, будут не одного размера. В своей "мелкоте" они тоже различаются. Их также можно разделить на мелкие, средние и крупные. И так все группы ячеек. Все это мы учитываем в своем анализе, исходя не из каких-то жестко обозначенных рамок и размеров, а из пропорций и соразмерности ячеек, нарисованных конкретным автором.
В любом тестовом фрактальном рисунке самые маленькие ячейки характеризуют период младенческого возраста. Размер чуть больше крошечных ■— это уже детские годы, от 3 до 5 лет. "Крупные" маленькие ячейки, если так можно сказать, характеризуют возраст от 5 и до 7 лет.
Затем переходим к ячейкам среднего размера. Это уже подростковый возраст. "Мелкие" средние ячейки характеризуют возраст от 7 до 10 лет. Средние ячейки среднего размера — от 10 до 12 лет и "большие" средние ячейки — от 12 и до 14—15 лет. Причем "большие" средние и "маленькие" крупные ячейки описывают, как правило, достаточно большой этап в жизни человека. Этот этап начинается где-то в 14—15 лет и заканчивается в 25—30 лет, и все это средние ячейки.
Совсем крупные ячейки не всегда являются характеристикой совсем пожилого возраста, но наличие в рисунке множества крупных ячеек говорит о том, что его автор находится в зрелом возрасте.
Как правило, люди за 65 и ближе к 70 очень редко рисуют маленькие и очень маленькие ячейки, у них получаются в основном средние, крупные и очень крупные
ячейки.
Эта же связь заметна и в детских рисунках. Дети до 5—6 лет рисуют только крупные ячейки.
Поэтому, начиная анализ фрактального рисунка, необходимо оценить, как он выполнен: с соблюдением размерности ячеек или нет. Если да, тогда мы можем совершенно свободно давать характеристики по возрастным категориям. 111
Если человек находится в зрелом возрасте, он непременно в какой-нибудь группе мелких ячеек даст какую-то совершенно конкретную цветовую гамму, которая расскажет нам о его детских годах.
Если у него преобладают темные оттенки, мы говорим о сложном детстве, если это разнообразные оттенки цветовой гаммы, тогда надо выделить доминанту. Предположим, голубой цвет. Значит, детство у него было комфортным, но требования со стороны родителей были довольно строгими. Или, например, группа совсем маленьких ячеек закрашена желтым, оранжевым, голубым, зеленым, одним словом, яркими тонами, значит, детство было благополучным, ребенок был окружен вниманием взрослых, которые в нем души не чаяли. И примерно похожий анализ надо проводить по каждой группе ячеек.
Разберем еще пример. Какую характеристику мы можем дать человеку, который нарисовал только средние ячейки? Бывают рисунки, в которых почти нет ни мелких, ни крупных ячеек.
Во-первых, это говорит о среднем возрасте автора рисунка.
Во-вторых, все равно среди ячеек есть самые маленькие, которые отражают его детские годы. Как правило, такие люди не акцентируют внимание на своем детстве, у них мало воспоминаний о своих детских годах. Они живут сегодняшним днем, но вполне возможно, что самые маленькие из средних ячеек могут дать некоторые сведения о его детском периоде.
Особенности фрактальных рисунков по различным признакам
Сейчас мы хотели бы остановиться на типичных и характерных признаках, по которым можно классифицировать сами фрактальные рисунки. Ключевые признаки могут отражать пол, возраст человека, его эмоциональное и физи-
ческое состояние, а также события и ситуации во времени и проблемы, имеющие место в настоящий момент.
Сначала рассмотрим возрастные признаки. Фрактальный рисунок ребенка до 10—12 лет очень четко и легко отделить от рисунка взрослого человека. В этом рисунке всегда присутствуют характерно прорисованные линии и закрашенные ячейки. Как правило, дети до 12 лет, особенно если они не отличаются прилежностью и усидчивостью (что для этого возраста совершенно естественно), закрашивают ячейки очень характерно, по-детски. Однако дети, у которых есть способность к рисованию, которые прилежны и усидчивы, даже в семилетнем возрасте могут закрашивать рисунки, как взрослые. Но и в этом случае некоторая разбросанность, особенность цветовой гаммы говорят о возрасте автора рисунка.
После 14—15 лет становится сложнее точно определить возраст автора рисунка, так как дети в периоде активного самоутверждения, и рисуют по-взрослому. Дети неуверенные в себе, "забитые", дети, которые плохо учатся, как правило, рисуют достаточно крупные ячейки и закрашивают их неплотно. Очень часто сам рисунок выглядит неопрятно и неряшливо.
Из числа других заметно выделяются рисунки зрелых людей, но с "детской душой". В их работах преобладают яркие, радостные цвета и крупные ячейки. Они отличаются особой творческой изюминкой. Также заметны и рисунки людей, склонных к инфантилизму: линии в их рисунках не контрастны, смазаны, неуверенные ячейки, закрашенные наспех, неаккуратно.
Фрактальные рисунки очень четко делятся на мужские и женские. Хотя и здесь есть свои нюансы и особенности.
Мужские фрактальные рисунки, как правило, более четко вычерчены, в них линии более контрастны, более плотно ложится цвет. Мужской рисунок более четок, более технологичен, хотя есть и женщины, которые выполняют фрактальные рисунки в мужском стиле. Если рисунок выполнен с явным показателем мужских качеств, тогда и в его авторе, очевидно, преобладает мужская натура.
Точно так же есть и мужчины с преобладанием женских качеств, что тоже четко прослеживается во фрактальном рисунке. Показатели эмоционального состояния личности и психофизические признаки четко классифицируются и свободно делятся по основным критериям "ключа". Пластика линии, цветовая гамма ячеек дают всю необходимую информацию, на базе которой мы можем сделать анализ по любому эмоциональному или психофизическому признаку практически любого человека и любого коллектива.
Исследование коллектива фрактальным методом
Цели и задачи проводимых исследований в коллективе определяются целями и задачами жизнедеятельности самого коллектива, его численностью, функциями и масштабами.
Это структуры управления, большие и малые производственные коллективы, бизнес-группы, творческие коллективы и др. Особое внимание в исследованиях уделяется детским коллективам — это дошкольники, младшие школьники, учащиеся средних, старших классов школ-лицеев, слушатели специальных средних, высших учебных заведений, центров дополнительного образования, а также члены спортивных коллективов, досуговых, общественных организаций, клубов по интересам.
Взаимоотношения в коллективе, проблемы совместимости, психологический климат в коллективе, природная способность того или иного члена коллектива к интеллектуальной или физической деятельности; творческий потенциал коллектива, его работоспособность и т. д. — вот далеко не полный перечень проблем, решаемых с помощью данного метода. Любой думающий и знающий руководитель прекрасно понимает, что качество работы коллектива, его производительность и результативность в конечном итоге определяются эмоциональным климатом в
коллективе. Методика исследования коллектива проводится в такой последовательности:
1. Прежде выполняется фрактальный рисунок каждым
членом коллектива.
2. Затем проводится сравнительный анализ рисунков.
3. Рисунки группируются по ключевым признакам ха
рактеристики.
4. Проводится анализ по отдельным группам.
5. Подводится общий итог и итог по каждой группе.
6. Затем следует вывод и общее заключение.
7. На основании заключения предлагаются конкретные
рекомендации.
8. По рекомендациям составляется технологическая
карта действий, с помощью которой решаются выявлен
ные проблемы.
Для проведения такой аналитической работы в коллективе нужен определенный опыт и навыки в использовании фрактального метода.
Самая распространенная задача, которую приходится зачастую решать, — психологическая совместимость членов коллектива. В рамках данного повествования мы рассматриваем один аспект фрактального метода, связанный с тестированием и анализом выявленных проблем в коллективе, а также их причин.
Каждый коллектив имеет свою особенность, которая определяется спецификой его деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детских школьных коллективах. Как правило, мы рассматриваем школьников младших, средних и старших классов, так как во всех трех возрастных группах фрактальные рисунки отличаются друг от
друга.
Что будет интересно узнать педагогу? Наличие психологической совместимости учащихся в группах, готовность каждого ученика к учебному процессу, его эмоциональное и физическое состояние, взаимоотношения с родителями и психологический климат в семье. Получить универсальный ответ одновременно на все перечислен-
ные вопросы достаточно трудно. Требуются опыт, время, терпение, наконец, желание учителя глубже вникнуть в проблемы своих питомцев и найти оптимальное решение. Здесь и приходит на помощь педагогу фрактальный метод.
Приведем несколько примеров для иллюстрации. Учитель младших классов одной из якутских общеобразовательных школ рассказала о том, что в рисунках своих питомцев очень четко увидела все то, чего не хватает ее ученикам в их взаимоотношениях со своими родителями. В процессе анализа выявилась необходимость в работе (по созданию в классе устойчивого эмоционального климата) не только с учениками, но в большей степени с их родителями. Эта работа, по ее словам, объединила ее и родителей для решения всех насущных проблем, которые возникали в процессе обучения детей. Родители стали ближе к учителю, что существенно облегчило решение общей задачи воспитания. В результате этот педагог, используя фрактальный метод, создала и успешно осуществляет программу, которая предусматривает набор детей в первый класс из так называемых трудных семей.
В другом случае метод используется для снятия напряжения и усталости у детей, углубленно изучающих различные дисциплины (математику, иностранный язык и т. д.). На одном из уроков преподаватель математики в "валеологической пятиминутке" показала ученикам девятого класса, как можно снимать напряжение и усталость методом фрактального рисунка. С тех пор в этом классе, когда тема урока сложна или усталость детей очевидна, учитель предлагает: "А сейчас немного порисуем..." Эти слова всегда вызывают положительную реакцию, заметную по вздоху облегчения и улыбкам детей.
В практике часто встречаются случаи неожиданные и неоднозначные. Об одном из них мы хотели бы рассказать. На семинаре в Якутске весной 1999 г. мы вместе с педагогом анализировали фрактальные рисунки первоклассников. Одна из работ привлекла внимание своей удивитель-116
ной самобытностью. Рисунок был старательно выполнен и уверенно закрашен в яркой жизнерадостной гамме. Линия складывалась в четкий аккуратный контур ячеек. Сам лист рисунка был по периметру украшен несложным узором. Рисунок выделялся из общего числа и притягивал взгляд своей неординарностью. Ребенок, нарисовавший такой рисунок, должен быть несомненно талантливым и к тому же обладать твердым и упрямым характером. Как оказалось, эта работа принадлежала девочке, которая была оставлена на второй год в первом классе. В дальнейшем выяснилось, что педагогу, которая вела в прошлом году этот класс, не нравились смелые, порой дерзкие высказывания ученицы по разному поводу. И чтобы угомонить "выскочку", учитель ставила ей сплошные "неуды". В итоге одаренный, но "неудобный" ребенок остается на второй год. Так, к сожалению, не редко происходит в педагогической практике. Подобные примеры показывают, что, проявляя нетерпимость, откровенное нежелание возиться с "трудными" детьми, учитель, по сути, "ставит крест" на судьбе строптивого ученика. Как важно в подобных случаях реально определить личные качества и состояние ребенка, адекватно оценить его возможности.
Бывает и так, что ребенок внешне никак не проявляется, кажется незаметным, тихим, а по рисунку отчетливо заметны такие качества, как упорство, целеустремленность, инициативность. Вызывают тревогу все чаще проявляющиеся в рисунках детей признаки недостатка или полного отсутствия внимания со стороны взрослых. Семейные проблемы, родительское непонимание, отрицательное отношение к себе дети зачастую компенсируют агрессивным поведением в школе и во дворе. Причину того или иного поведения ребенка порой трудно понять. И здесь фрактальный метод просто незаменим. В этом случае не надо каких-то нравоучительных бесед, запретительных мер или наказаний. Коррекция состояния ребенка фрактальным методом чаще всего проходит незаметно для самого ребенка, как бы сама собой, осо-
бенно в случаях, когда он увлечен работой над фрактальными рисунками.
Подход к анализу производственного коллектива чисто технологически не имеет заметных отличий от подхода к анализу коллектива учащихся. И хотя здесь другие задачи, оценка психологического климата в коллективе остается для любого руководителя важнейшим критерием в исследовании. При этом, безусловно, учитывается направленность, специфика, область деятельности, профессиональные задачи больших и малых трудовых коллективов.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность конкретно поставленной цели и четки сформулированных задач в исследовании Вашего коллектива. Это определит качество аналитической работы в решении жизненных проблем, что в свою очередь даст огромную результативность в деятельности трудового коллектива.
Особенности сравнительного анализа
фрактальных рисунков
по подгруппам
Важным моментом в анализе коллектива является дифференциация фрактальных рисунков по группам. Все фрактальные рисунки, выполненные членами конкретного коллектива, внимательно изучаются и сравниваются между собой. Затем группируются по основным признакам, таким как одинаковые размеры и формы рисунков по периметру, рисунки, имеющие сходство по величине и конфигурации ячеек, рисунки с одинаковой цветовой гаммой и т. д. Таким образом, даже неискушенный зритель способен из общего числа работ выделить группы рисунков с одинаковыми признаками. И самым удивительным является тот факт, что члены каждой подгруппы, сформированной по общим признакам в рисунках (так 118
происходит всегда), имеют какие-либо общие черты и между собой. Это могут быть специалисты, работающие в одной и той же области науки или профессиональной деятельности, либо просто члены одной семьи, или, например, люди, имеющие одинаковое хобби, представители одного жанра искусства, вида спорта и многое другое. Схожие признаки в рисунках объединяют и людей одного зодиака. В некоторых группах явно заметны и такие субъективные внешние признаки, как цвет глаз, цвет волос, одинаковый рост, форма глаз и даже одинаковая улыбка. Практический опыт показывает, что эти совпадения не случайны. Как правило, такие люди схожи общими чертами характера, общими привычками, общими взглядами на жизнь и порой судьбами.
Механизм деления на группы достаточно прост. Фрактальные рисунки исследуемого коллектива классифицируются по характерным повторениям в формах ячеек, цветовой гамме, особенностям нанесения линий, а также по количеству и размерам одинаковых пятен. Другими словами, можно сказать, что группы фрактальных рисунков мы объединяем по принципу похожести. А дальше работаем, исходя из особенностей каждой группы. Немаловажную роль играет профессиональный признак. Медики попадают в одну подгруппу, педагоги — в другую, торговые работники — в третью, инженеры — в четвертую, потому что их фрактальные рисунки неизбежно чем-то отличаются.
С большой вероятностью по фрактальному рисунку можно определить, каким видом деятельности занимается человек на момент выполнения рисунка, а также к какой деятельности он склонен. Порой в рисунке четко определяются скрытые качества, творческие возможности и способности человека.
Бывает так, что человек не занимается профессионально той деятельностью, к которой он склонен по информации фрактального рисунка. Значит, эта деятельность является его увлечением. Например, у человека домини-
рует зеленый цвет, а он не является медиком, в этом случае он чаще всего сам занимается оздоровительными системами и помогает в этом другим. Также и с желтым цветом, когда цвет преобладает в рисунке, но человек не является учителем. Значит, или его работа связана с необходимостью быть наставником, или он реализует свои качества дома в воспитании своих детей. Так или иначе, автор неизбежно применяет проявленные цветом возможности в жизненной практике.
Анализ тестовых рисунков
В этой главе мы хотим показать Вам, дорогой читатель, примеры характерных фрактальных рисунков, их особенности и закономерности. Все фрактальные рисунки, которые мы здесь приводим, были выполнены в разное время и разными людьми. Перед нами стояла очень трудная задача: выбрать из огромного количества рисунков те из них, которые наиболее полно иллюстрировали и наглядно показывали бы характерные особенности линий, основные цветовые примеры при закрашивании, наиболее распространенные закономерности самих ячеек и те моменты, на которые необходимо обращать внимание в процессе анализа фрактальных рисунков. Здесь мы приводим наиболее характерные рисунки с основными показателями и особенностями, о которых говорили в главах, посвященных анализу и расшифровке фрактальных рисунков.
Рассмотрим рис. 1, 2 и 3. Эти работы говорят о наличии вполне определенных проблем у их исполнителей. Несмотря на существующие технологические правила, рисунки выполнены частыми круговыми линиями, характерно отражающими нестабильное состояние эмоций.
В 1-м и 3-м рисунках мы видим состояние явной озабоченности и переживаний, близких к стрессу. Кроме того, четко выделенные пятна красного цвета, разбросанные
по всему рисунку, подчеркивают тревожное состояние авторов того и другого рисунков. Во 2-м рисунке линии слабые, тонкие, нарисованы по всей площади листа большими кругообразными движениями. Это свидетельствует о "зацикленности" человека на какой-то проблеме, наличии навязчивого состояния. Во всех трех случаях в той или иной степени необходима помощь авторам рисунков посредством последующих действий фрактального метода, так как рисунки однозначно говорят о существовании вполне определенных проблем у их авторов.
Такие проблемы вполне поддаются решению самим фрактальным методом. Необходимо взять новый лист бумаги, сконцентрировать свое внимание на необходимости выполнения контрастной качественной линии с как можно большим разнообразием направлений. При этом рисунок (в соответствии с технологией) должен иметь небольшое количество кругообразных форм. II в процессе закрашивания красный цвет может использоваться нечасто и только в ячейках небольшого размера. Таким образом, выполнив два-три последующих рисунка, автор почувствует значительное улучшение в эмоциональном состоянии. Может быть, это кому-нибудь покажется неправдоподобным, но, тем не менее, это реальный и доказанный факт. Подробнее об этом и других формах и методах коррекции мы поговорим в следующей книге нашего цикла.
Рассмотрим рис. 4 и 5. Здесь мы видим повторение коротких линий. 4-й рисунок практически весь заполнен мелкими ячейками, выполненными короткими линиями. Это означает замкнутость, озабоченность, закомплексованность. Крупные петлеобразные ячейки 5-го рисунка говорят о нервных расстройствах, навязчивых тревогах. Как следствие, поверхностное восприятие информации, сложность с концентрацией внимания на одной теме, предмете.
Хочется заметить, что не всегда первые тестовые работы сразу показывают те или иные характерные отклонения. Иногда человек выражает ситуативное состояние, какое-то затруднительное положение. В этих случа-
') --- |N54 121
ях необходимо выполнить второй рисунок, чтобы можно было составить наиболее достоверную картину о состоянии этого человека.
6-я, 7-я и 8-я работы включены с тем, чтобы проиллюстрировать разные геометрические формы при выполнении фрактальных рисунков. В них присутствуют треугольные и прямоугольные ячейки, контур самих рисунков угловатый. Нет характерного овала. Такие рисунки говорят об авторе, как о человеке прямолинейном, авторитарном, со сложным, иногда резким характером. При этом данные черты чаще скрыты от окружающих и проявляются лишь по отношению к себе самому. Такой человек скрупулезен, может выполнить детальную и сложную работу, требующую большого внимания, ума и сил. В иных случаях подобная конфигурация ячеек говорит о состоянии стресса, крайнего раздражения, тревоги и неудовлетворенности.
В 6-м и 7-м рисунках обращает на себя внимание их размерность. В 6-м — это мелкие ячейки, в основном треугольные, с острыми углами, что говорит о прямолинейном, пунктуальном, ответственном и даже педантичном человеке. В 7-м — средние ячейки показывают, что человек также имеет перечисленные качества, но в меньшей степени. В 8-м рисунке крупные ячейки свидетельствуют о добром по своей натуре человеке. Однако крупные пятна синего и фиолетового цвета, вытянутые ячейки, закрашенные красным цветом, говорят о том, что человек находится уже длительное время в стрессовом состоянии. Оно внешне не всегда проявляется, но все-таки присутствует у автора рисунка в скрытой форме, на фоне долго не решаемых личных проблем. Наличие в рисунках заметного количества остроугольных форм говорит о необходимости коррекции состояния человека.
В 9-м и 10-м рисунках показана еще одна очень характерная особенность — пятна. Крупные и четко выделенные пятна, закрашенные темными тонами. Они сообщают о том, что расстройства имеют хронический ха-122
рактер. Если это ребенок, то необходимо как можно быстрее решить проблему его взаимоотношений с родителями, если это взрослый человек, нужна помощь специалистов. Крупные пятна есть и в 3-м, и в 8-м рисунках. В одном случае они яркого красного цвета — это навязчивое тревожное состояние, причем небольшой размер самого рисунка подчеркивает сложность ситуации. В другом случае пятна темно-синего и черного цвета (об этом мы упоминали выше) говорят о выраженном состоянии депрессии.
Крупные ячейки в рисунках на весь лист (11-м и 12-м), характеризуют авторов как добрых, открытых, по-детски доверчивых людей. Помимо того, крупные ячейки в крупных рисунках говорят о возрастных признаках автора — либо это маленькие дети (от 3 до 6—7 лет), либо это пожилые люди (65—70 лет). 11-й рисунок выполнен человеком, у которого внимание рассеяно, так как рисунок закрашен неаккуратно: цвет выходит за границы ячейки, сама линия нанесена неравномерно, рисунок сделан как бы в спешке. В этом случае налицо отсутствие концентрации внимания в связи с очевидным состоянием раздражения, требующим коррекции. В 12-м рисунке используется похожая цветовая гамма, но каждая ячейка закрашена аккуратно, равномерно, линии четко прочерчены. Это характеризует автора как человека доброжелательного, пунктуального, ответственного. Это видно по тому, как скрупулезно соблюдены все правила технологии.
Для 13-го рисунка характерны ячейки среднего размера. По конфигурации линий, по тому, как плавно они прочерчены, как сложены ячейки, мы можем сказать, что это достаточно уравновешенный, спокойный, доброжелательный человек. С ним легко общаться, он старается не отягощать своими проблемами окружающих. Это человек самостоятельный и способный сам решать свои проблемы. Как правило, такие рисунки бывают у людей положительных, не имеющих ярко выраженных отрицательных черт. Проблемы у них тоже есть, и это по рисунку видно, но
о* 123
обычно к решению своих проблем они подходят осознанно и способны решить их сами.
Далее помещены рисунки самых малых размеров. Они выражают определенный уровень закомплексованности их авторов, которые испытывают неуверенность в себе, неудовлетворенность и т. д. Кроме того, 14-й рисунок выполнен только круговыми линиями, в нем преобладают черный и красный цвета, что подчеркивает имеющиеся характерные сложности и говорит о проблемах эмоционального состояния.
У читателя может сложиться впечатление, будто речь идет лишь о недостатках авторов, которые выполняют небольшие рисунки с мелкими ячейками. Однако это не так. Авторы таких рисунков имеют заметное преимущество перед другими. И прежде всего в том, что блестяще справляются с самой кропотливой, сложной, требующей большого терпенья работой. А о недостатках мы говорим лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что в самом методе заложен механизм коррекции или решения выявленных проблем.
В комментарии по конфигурации тестовых рисунков мы упоминали о характерных "хвостиках" по периметру, которые иногда в них появляются. Подобные "хвостики", примеры которых вы видите в 16-м и 17-м рисунках, могут быть очень разнообразны по своим размерам и конфигурации. Главная особенность авторов этих работ — их индивидуальность. Они, как правило, выделяются из общей массы. Чаще всего это талантливые, но упрямые, самобытные и неординарные люди, с особым складом ума.
Есть еще одна характерная группа фрактальных рисунков. Это рисунки с ярко выраженными темными пятнами. Мы включили два рисунка, 18-й и 19-й, характеризующие эту группу. Хотя большие темные и красные пятна уже встречались в других представленных рисунках, тем не менее, эти работы очень достоверно отражают эмоциональное состояние. Они отражают неустроенность их со-
здателей, проблемы взаимоотношений, неустойчивость эмоций, что авторы этих работ находятся в состоянии депрессии. Эти рисунки говорят о том, что их авторы из неблагополучных семей, в школе учились плохо, детство их безоблачным не назовешь.
Особое внимание в процессе обучения уделяется людям с физическими недостатками. Это люди с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, глухие, заикающиеся, с разной степенью фобий и т. д. Фрактальный метод и здесь может быть использован как мощный вспомогательный фактор. Однако в этом случае только кропотливая и постоянная работа может принести ощутимый результат.
Следующий рисунок (рис. 20) диаметрально противоположен тем, что мы разбирали ранее. Он гармоничен. О нем можно говорить очень много и долго, в том числе и о проблемах, которые есть у его автора. Но обратите внимание, как выполнен этот рисунок, как подобраны цвета. Такие рисунки принадлежат людям, имеющим проблемы, но способным самостоятельно справиться с ними. Ровные плавные линии, радующие глаз цвета. Они являют некую "золотую середину" состояния человека. Опыт преподавания фрактального метода показывает, что от общего числа всех фрактальных рисунков количество гармоничных составляет примерно 18—20%, в иных регионах до 25%. В настоящее время, и это любопытный факт, таких работ становится все больше и больше.
От гармоничных перейдем к рисункам, которые мы называем функциональными (рис. 21, 22). Эти рисунки выполнены осознанно, т. е. линия рисуется, как и в тестовом рисунке, с закрытыми глазами, а раскрашивается с обязательным выбором цвета в соответствии с поставленной задачей. Обычно это происходит после анализа тестового рисунка, когда выясняются проблемы и вырабатывается механизм их решения. Функциональные рисунки работают уже на конкретно поставленную задачу. Как правило, это задача различных форм коррекции, которая
решается целой серией фрактальных рисунков, начиная со 2-го и вплоть до 21-го, а если нужно, то и еще больше.
Примечание. Здесь уместно подчеркнуть: технологией диктуется необходимость обязательного выполнения 21 рисунка в течение двух-трех недель с момента знакомства с данной технологией. За этот же период надо расшифровать 20 рисунков других авторов.
Учителю
С тех пор, как приняла Земля В родное лоно Искру Божью, Идут по ней учителя — Борцы с невежеством и ложью.
И повернуть назад нельзя, Не позволяет выбор строгий. Учительство — твоя стезя, Учительство — твоя дорога.
Неси ж в умы, неси в сердца Свет знаний и души крылатой. Твоей дороге нет конца, Твое предназначенье — свято!
Ты строишь будущее. Там — Во славу праведной Отчизне, Творец, ты воздвигаешь Храм, Оплот грядущей светлой жизни
Март 1997 г. А. Кузьменко
Фрактальный рисунок и развитие человека
Вслед за функциональными рисунками мы поместили несколько работ, которые являются переходными (рис. 23, 24). Они уже не могут быть отнесены к фрактальным рисункам и фрактальному методу в том понимании, о котором мы говорим, но, тем не менее, в них просматриваются элементы фрактальной технологии. Данные работы выполнены уже "продвинутыми", как мы их называем, авторами. Эти люди пытаются через рисунок выразить себя, свое мироощущение, а фрактальная технология им помогает это сделать. Бывают случаи, когда люди, искушенные и занимающиеся изобразительным искусством профессионально, начинают использовать технику фрактального рисунка в своем творчестве. Но все-таки чаще всего фрактальный метод является тем толчком, тем связующим звеном, той нитью, которая приводит к самореализации и самоосознанию. Это, на наш взгляд, самое главное и самое ценное, что дает этот метод.
Рисунки, приведенные в книге, подтверждают это. Вполне возможно, что кому-то они покажутся непрофессиональными, далекими от совершенства, не соответствующими принятым канонам. Мы не будем спорить и уже говорили о том, что ценность этих работ в другом.
Эти рисунки выполнены самыми обычными людьми. У них были, есть и, наверное, будут свои житейские трудности и проблемы, однако не ставшие преградой на их пути к самореализации. Эти люди смогли преодолеть рутину обыденности, сумели востребовать творческую природу.
В процессе применения фрактального метода выявилась конкретная закономерность: около 30% всех слушателей, познакомившись с методом, в той или иной степени начинают развивать свои творческие возможности. Причем начинают они большей частью именно с изобразительного искусства. Человек, начинающий или продолжающий рисовать, востребован не просто как художник, реализующий себя в своем творчестве, он востребован как личность, он обретает большой круг единомышленников, он обретает способность помогать другим людям.
Подводя итог нашему повествованию, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что фрактальный метод не является некой закрытой информационной системой, а содержит в себе ряд динамично развивающихся принципов, используя которые, человек открывает для себя новые способы его применения и расширяет горизонты собственного развития.
В этой книге мы рассмотрели два важнейших аспекта фрактального метода: влияние цвета на человека и тестирование с использованием фрактального рисунка. Мы обстоятельно и, надеемся, убедительно раскрыли возможности фрактального метода, в процессе освоения которого каждый человек неизбежно определяет свой путь саморазвития. Высока результативность в процессе обучения и у детей, осваивших метод фрактального рисунка. Они успешнее усваивают в школе программный материал. У них стабилизируются эмоции, уходят комплексы, улучшаются функции памяти, активно развиваются речевые навыки.
Примечательно то, что эти результаты достигаются естественным путем, при этом востребованы и используются природные механизмы развития, заложенные в человеке.
Кроме того, закрашивание фрактального рисунка представляет собой процесс серьезной динамической ме-
дитации, во время которой снимаются напряжение, усталость и раздражение. Такая активная медитация обусловливает гарантию адекватного восприятия реальности, успешно решает проблемы межличностных отношений, а также проблему одиночества.
Перспективные возможности фрактального метода чрезвычайно широки: помощь в изучении иностранных языков, решение кадровых вопросов и т. д. Посредством этого метода можно решать задачи управления, социальные проблемы, разрабатывать новые идеи и технологии. За ним будущее!
Мы уверены, дорогой читатель, что информация, изложенная выше в данной главе, Вас заинтересовала. Однако Вы вправе задать вопрос: "А что дальше?.." А дальше — решение проблем, связанных с коррекцией психоэмоционального состояния человека. Чтобы подробно осветить эту интересную и крайне важную тему, мы планируем в скором времени выпустить еще одну книгу, с тем чтобы дать полную и исчерпывающую информацию по этому вопросу.
В следующей публикации мы познакомим Вас с механизмом последовательного технологического подхода к коррекции как таковой. Более подробно будут изложены способы коррекции, конкретно поговорим о том, что происходит в результате коррекции, и о том, как можно дальше функционально использовать метод.
На базе фрактального метода разработана технология, входящая как составная часть в одну общую профессиональную программу, которая называется "Программа аналитического сканирования и прогнозирования". Сокращенно ПСП. Эта программа состоит из трех мощных тестовых технологий.
С первой частью одной из трех этих технологий Вы уже познакомились. Это фрактальная технология и входящий в нее фрактальный метод аналитической диагностики, прогноза и коррекции состояния человека.
Вторая тестовая технология, которая входит в ПСП, это технология нумерологических соотношений. Она интересна своими разделами в части анализа жизненных ситуаций и их коррекции. Овладев этой технологией, Вы сумеете осознанно подходить к тому, что было и что происходит сейчас. Вы будете способны самостоятельно определять программу прохождения жизненного пути благодаря анализу событийных факторов.