Тема 8.3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ.
1. Понятие композиции, ее сущность и содержание
2. Характеристика основных законов композиции
3. Структурные элементы композиции
1.
Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо соединить все компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.
Композиция - (соединение, расположение, составление) – построение художественного произведения.
2.
Композиция имеет свои законы:
а). Законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому.
Специфическая особенность драматургии культурно-досуговых программ – поэпизодное построение сценария.
Эпизод в сценарии, является частью общего целого, в тоже время характеризуется такими качествами, как относительная самостоятельность сюжетной конструкции, наличия события, вокруг которого завязывается драматургическое действие.
Композиционная целостность в драматургической конструкции культурно-досуговых программ не сводится к простой сумме эпизодов, а достигается за счет объективно необходимого их количества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел.
б). Закон контрастности.
В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии. Эта «борьба» эмоций позволяет активизировать мышление зрительской аудитории.
в). Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу культурно-досуговых программ предполагает разработать адекватное своему замыслу содержание данной программы.
Реализовать замысел в содержании - значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, авторскую позицию. Решение такой творческой задачи требует от сценариста больших интеллектуальных и эмоциональных затрат, развитого художественного вкуса, тонкого чувства современности, глубокого знания произведений литературы и искусства.
д). Закон соразмерности
Добиваясь соразмерности расположения вторичных и главных частей сценарного материала, сценарист должен стремиться к точному и четкому пропорциональному соотношению структурных элементов композиции – экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания.
3.
Композиция – есть организация действия и соответствующее расположение материала; построение художественного материала.
Структура композиции:
Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Это может быть знакомство с участниками культурно-досуговой программы или короткое сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящей программы.
Завязка– это начало действия. В завязке происходит конфликт – столкновение противоборствующих сил, сторон, мнений.
Основное действие– самая обширная часть сценария, в которой действие, конфликт логически развивается по нарастающей к кульминации. Основная часть состоит из нескольких эпизодов, каждый из которых должен быть связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим эпизодами.
Кульминация– вершина драматургического конфликта в сценарии, высшая точка развития, эмоционального восприятия зрительской аудитории.
Развязка– выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария и представляет собой логическое разрешение конфликта.
Финал - следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене.
Выводы: Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все элементы: живое слово, музыку, кино, поэзию, пантомиму, хореографию и др. в единое целое, придать будующей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.
Рекомендуемая литература
1. Андречук А.М. Школа сценарного мастерства: Учеб. пособие. – Барнаул, 2003.
2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
3. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Сов. Россия, 1988.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение композиции
2. Раскройте основные законы композиции
3. Перечислите и раскройте структурные элементы композиции