Возрастные особенности студентов
Студенческая пора в жизни человека - это период перехода от юности к зрелости, когда заканчивается биологическое развитие, это период завершения создания биологической и интеллектуальной базы для жизни и продуктивной трудовой деятельности, период расцвета его духовных и физических сил.
В период студенческого возраста практически завершается физическое развитие, наступает этап относительной стабилизации. Возраст 18-25 лет является спокойным периодом роста и развития организма. Приросты длины тела уменьшаются, темпы развития в ширину увеличиваются. Позвоночник становится более прочным, грудная клетка продолжает развиваться. Продолжают увеличиваться различия между юношами и девушками в пропорциях тела и функциональных параметрах работоспособности. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Опорно-двигательный аппарат готов выдерживать значительные статические напряжения и длительную работу. В этот период завершается развитие центральной нервной системы. Совершенствуется деятельность головного мозга. Нервные процессы подвижны, но возбуждение еще преобладает над торможением. Можно отметить, что оптимизация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем приводит к повышению работоспособности, выносливости к работе средней и умеренной мощности.
В студенческом возрасте завершается формирование познавательной сферы, повышается способность понимать структуру движений, воспроизводить и дифференцировать движения, выполнять двигательные действия в целом. Возрастающие возможности познавательной деятельности активно влияют и на становление мировоззрения, потребность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать явления и факты.
Кроме того, у молодых людей в этот период более выражено проявляются волевые качества.
Наиболее значимыми психологическими чертами следует считать нижеследующие (М.Я. Виленский, 1993).
Самопознание — первая предпосылка активности развивающейся личности. Не осознав себя, не сопоставив себя с другими, не оценив своего «я», человек не способен к самооценке и самопознанию. Самопознание выражается в стремлении определить «кто есть кто». Познает студент в самом себе различные качества личности (волю, характер, способности), мысленно рассуждает о своем поведении и действиях, соотносит их с повелением других людей, соизмеряет свои успехи и неудачи, больше задумывается над своим внешним видом. Оценка самого себя происходит в основном тремя способами: студент сравнивает себя с мысленным или реальным идеалом; дается самооценка на основе достигнутых результатов, сопоставляется мнение о самом себе с мнением старших товарищей или друзей.
Самоутверждение, которое проявляется в потребности утвердить себя, занять определенную позицию в группе, в дружеской компании. Оно может проявиться через не вполне осознанное, а потому ложное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание оригинальностью по-"ведения, через негативизм, «смелость» прямолинейных утверждений. Самоутверждение может быть причиной положительного или отрицательного поведения студента.
Самостоятельность как стремление быть независимым, испытать'свои силы, характер. Это ставит перед необходимостью выполнять самостоятельные действия в сложных ситуациях. Он может болезненно реагировать на действия тех, кто «посягает» на его самостоятельность. Но вместе с тем он тянется к людям опытным, понимающим его стремления.
Самоопределение, связанное с поиском своего нравственного идеала, определение для себя социальных ценностей, жизненного призвания, выбор профессии, наконец, создание семьи. В студенческом возрасте быстрыми темпами развиваются, дифференцируются склонности, специальные способности человека.
Юношеский максимализм свойственен значительной части студентов 1-2 курсов. Он обычно выражен стремлением сделать больше, чем реально возможно, действовать по принципу «Все — или ничего». А горячность зачастую мешает правильно оценить собственные возможности. Устремленность, порыв в работе при первой неудаче могут перерасти в разочарование, потерю веры в свои силы.
Стремление к коллективности и дружескому общению, к опоре на мнение товарищей также является отличительной чертой студенчества. В практике имеют место случаи ложного понимания сущности коллективного: ложное товарищество, круговая порука, групповой эгоизм.
Энтузиазм, романтизм и общественная активность характерны для студентов. В них заключены благоприятные возможности укрепления высоких нравственных качеств.
Характеризуя студенческий возраст, следует подчеркнуть вопрос о самовоспитании. К этому студентов обязывают самостоятельное планирование бюджета времени, средств, выполнение требований учебного процесса и др. Перед преподавателями вузов стоит задача — вооружить студентов основами самовоспитания, в чем, собственно, и состоит смысл вузовского воспитания.
Следует отметить, что обучение в вузе - это время, когда в основном заканчивается неспециальное физкультурное образование в организованных формах и человек должен воспитать в себе потребность в занятиях двигательной деятельностью в интересах собственного здоровья и высокой работоспособности.