Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе.
Цель изучения:формирование общепрофессиональной компетенции: «Способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)»; профессиональной компетенции «Способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4)».
По итогам изучения темы студенты должны:
знать:
- сущность и структуру образовательных процессов (ОПК-4);
- способы профессионального самопознания и саморазвития (ОПК-4);
- место и функции контроля в процессе обучения;
- критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- способы построения межличностных отношений (ПК-4);
уметь:
- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся (ПК-4);
владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы) (ОПК-4);
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений (ОПК-4).
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (ПК-4)
Основные понятия темы:контроль, оценка результатов учебной работы; виды контроля; формы контроля; средства контроля; отметка и другие способы выражения оценки
План
1. Контроль и его место в структуре процесса обучения.
2. Виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
3. Методы устного, письменного, практического контроля. Дидактические тесты
4. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
5. Изучение учащихся: предмет, способы, проблемы. Диагностика достижений учащихся. Современные методы диагностики достижений.
Основная литература:
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/
Дополнительная литература:
1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
3. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008.
4. Ситаров, В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для студ. вузов / В. А. Ситаров. – М.: Академия, 2008.
5. Фещенко, Т. Оценка и отметка: стимул или отчуждение? / Т. Фещенко // Сельская школа.- 2009.- №2.- С. 38.
Задания для самостоятельной работы студентов:
А. Дискуссионные вопросы:
1. Для учеников, их родителей одно из первых требований к учителю – объективность оценивания. Почему?
2. Возможно ли безоценочное обучение? Может ли безоценочное обучение стать одним из направлений гуманизации обучения?
3. Педагогический контроль - это способ оценки результатов обучения или способ управления процессом обучения?
4. Какова судьба школьных отметок с введением компетентностного подхода?
5. С введением компетентностного подхода следует отменить текущий контроль, так как говорить о сформированности компетенции можно только после завершения процесса обучения. Так ли это?
6. Снялся ли с введением компетентностного подхода вопрос об объективности оценивания учителем достижений учащихся?
7. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых?
8. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом?
9. Возможно ли осуществление диагностической функции контроля с помощью тестов?
10. Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания.
Б. Задания для работы в микрогруппах:
1. Подготовьте аргументы «за» и «против» традиционной системы оценивания. На семинарском занятии в течение 3 минут каждая группа должна изложить свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.
2. Учитель литературы предложил семиклассникам написать сочинение на тему «Жизнь моей семьи». Ученица Тамара Л. написала в своем сочинении (текст с сохранением орфографии и пунктуации):
Мама у меня работает на фабрике. В прошлом году мама лежала два раза в больнице. Я и папа были вдвоем. Я стирала, готовила ходила к маме в больницу. Потом папа начал пить, часто приходит пьяной. Мы боялись его. Он бил маму выгонял нас из дома, часто приходилось ночевать у соседий. Часто выбрасывал мои учебники. Раньше за меня и маму заступалась сестра, а теперь сестра не живет с нами. Она вышла за муж. А папа все также продолжает пить. Мне тоже попадаит от него. Когда я училась в пятом классе он ударил меня по глазу и весь глаз был синий. Так вот и живет наша семья.
Учитель, проверив сочинение, поставил отметку «2». Возвращая девочке тетрадь, он сказал: «Очень плохо написано. Грубых ошибок наделала, да и с пунктуацией не все в порядке». Как Вы считаете, правильно ли поступил учитель? А что бы сделали Вы в данной ситуации?
В. Индивидуальные задания:
1. Сформулируйте главную мысль следующего текста :
«Чтобы направлять действия учащихся в соответствии с целью, стимулировать их интерес, необходимо знать, как продвигается класс в работе.
Средством получения такой информации является контроль, который проводится непосредственно в ходе выполнения заданий. Это дает возможность своевременно корректировать самостоятельные действия некоторых учащихся.
Исследования психологов показали, что обратная связь в начале деятельности оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие. Слова «хорошо», «правильно», движение руки, кивок – действия-стимулы, в которых нуждается каждый ученик.
Поэтому главная функция коррективного контроля – стимулирование деятельности. Он необходим не для внешнего порядка, дисциплины, а для того, чтобы поддержать усилия ученика».
2. Мы часто смешиваем эти понятия — оценка и отметка, употребляя их как синонимы. Между тем отметка — всего лишь выраженное в условных баллах, к тому же весьма расплывчатое внешнее выражение оценки той или иной работы в ходе учебного процесса. Иное дело оценка, т.е. выраженное чаще всего словами (а то и взглядом, интонацией, жестом) отношение к качеству устной или письменной работы, иного выполненного задания, к проявленному при этом творчеству. Оценивают не только содержание, скажем, сочинения, но и отношение автора к этой работе, его самостоятельность, его индивидуальную динамику. Как это уложить в баллы? Да и отметка принадлежит двоим: учителю и ученику, и "двойка" иногда результат конфликта, а то и опоздания на урок или забытой дома тетради...
Можно ли согласиться с утверждением, что и оценка принадлежит двоим?
3. Создателей тестов по гуманитарным дисциплинам всегда будет подстерегать еще одна явная опасность: перенос акцента в проверке на детали, мелочи, малозначительные факты в ущерб фундаментальным концепциям, идеям, теориям. Попробуйте-ка сформулировать вопрос с множественным выбором ответа, проверяющий понимание школьниками философских воззрений Льва Толстого! Авторы одного отечественного теста сделали это так:
Основная идея философских, мировоззренческих взглядов Л. Толстого может быть выражена следующим утверждением:
(А) Простота и близость к природе
(Б) Уважение человеческого в человеке и признание человека высшей ценностью бытия
(В) Непротивление злу насилием
(Г) Освобождение от религиозного дурмана
(Д) Общинность и соборность
Даже без учета стилистических погрешностей этого текста, его примитивность бросается в глаза. Кроме того, ученик может спокойно ответить, помня лишь одну фразу из говорившихся учителем, и даже не понимая ее значения, а тем более — смысла.
Видим уже из этих примеров, что перенос техники тестирования на нашу почву может быть очень опасным, поскольку таит в себе противоречие: обучение осуществлялось в одной культуре, а контроль предполагается в другой. Поэтому применение тестов должно быть очень осторожным.
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М., 2003. – С.228 – 229
Какие можно привести аргументы в пользу тестов по гуманитарным дисциплинам?
4. Исследуйте существующие подходы к толкованию понятия «диагностика». Установите происхождение данного понятия, его основные признаки. В чем заключается отличие педагогической диагностики от других видов диагностик?
5. Проведите микроисследование на тему «Трудности учителей в процессе организации диагностики школьников»
6. Составьте две методики, позволяющей вам, как классному руководителю определить, что в Вашем классе есть одаренный ребенок.
7. Подготовьте доклад с привлечением результатов собственного исследования «Современные средства оценивания учащихся в школах города Тулы».
8. Составьте схему, отражающую содержание комплексной оценки достижений ученика.