Тема 3. Современные технологии обучения дошкольников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО»
(УП 2014 г.)
Период изучения – 5 семестр
Трудоемкость – 3 з.е., 108 часов
Аудиторные занятия (40%трудоемкости) – 44 ч
Число часов в 5-м семестре – 2 ч. в неделю, в 6 – 1 ч. в неделю
Лекции – 12 ч.
Практические занятия - 22 ч.
Самостоятельная работа – 11 ч.
Экзамен – 63 ч., в 5-м семестре
№ | Название раздела, темы | Распределение часов | ||||
Трудо-ем-кость | Аудит занят. | Из них | Само-стоят. работа | |||
Лек-ции | Семин. | |||||
3 курс, 5 семестр | ||||||
1. | Современный образовательный процесс ДОО в нормативных документах | |||||
2. | Содержание образовательной деятельности в ДОО | |||||
3. | Современные технологии обучения дошкольников | |||||
Формы образовательной деятельности | ||||||
Предметно-развивающая среда в ДОО | ||||||
6. | Разработка образовательных и рабочих программ | |||||
Планирование в ДОО | ||||||
Всего | ||||||
Экзамен: |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Современный образовательный процесс ДОО в нормативных документах
Лекция (2 час.)
Понятие образовательного процесса на дошкольной ступени образования. Компоненты образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Закон об образовании в Российской Федерации (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (2013); Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (2015) о целях, задачах, принципах дошкольного образования
Задания к практическому занятию по теме 1
1. Изучить материал лекции 1
2.Изучить нормативные документы: Закон об образовании в Российской Федерации (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) Примерную основную образовательную программу дошкольного образования (2015).
В мини-группах (2 человека):
3. Составить глоссарий (кроссворд) по теме «Компоненты образовательного процесса в дошкольной образовательной организации».
4. Составить нормативный справочник по теме «Нормативные документы об организации образовательного процесса в ДОО».
5. Написать «статью в исторический журнал» об истории организации образовательного процесса в ДОО.
6. Представить выполненные задания в виде презентации.
Литература и источники
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ - №273 от 29.12.12)–http://base.garant.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17.11.2013) - http://www.edu.ru
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015 г.) - http://.www.firo.ru/
Практическое занятие (2 час.)
План проведения практического занятия.
1. Экспресс-опрос
2. Просмотр презентаций.
3. Конкурс презентаций. Критерии (по каждому 1 балл):
- достоверность;
- привлекательность;
- оригинальность;
- полнота;
- комментарий.
4. Подведение итога, выставление баллов.
Тема 2. Содержание дошкольного образования
Лекция (2 час.)
Организационные формы образовательного процесса в ДОО. Особенности видов деятельности, входящих в образовательную деятельность в раннем и дошкольном возрасте. Организация совместной деятельности детей и взрослых: непосредственная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей.
Задания к практическому занятию по теме 2
1. Изучить материал лекции 2
В мини-группах (2 человека):
2. 1-я группа: Выполнить сравнительный анализ содержательного раздела трех ПООП (на выбор) по плану:
- названия и авторы программ;
- сравнительный анализ образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- сравнительный анализ образовательной области «Познавательное развитие»
- сравнительный анализ образовательной области «Речевое развитие»
- сравнительный анализ образовательной области «Физическое развитие»
- сравнительный анализ образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Представить анализ в виде презентации.
3. 2-я группа: Дать характеристику содержательного раздела 2 парциальных программ (на выбор).
4. 3-я группа: Продемонстрировать фрагмент непосредственно-образовательной деятельности с использованием различных видов детской деятельности
5. 4-я группа: Продемонстрировать фрагмент образовательной деятельности в режимных моментах с использованием различных видов детской деятельности
Литература и источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17.11.2013) - http://www.edu.ru
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015 г.) - http://.www.firo.ru/
3. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования http://.www.firo.ru/
Специализированные программы дошкольного образования
Практическое занятие (2 час.)
План проведения практического занятия.
1. Экспресс-опрос
2. Сравнительный анализ содержательного раздела ПООП
3. Характеристика содержательного раздела парциальных программ
4. Демонстрация фрагмента непосредственно-образовательной деятельности
5. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности в режимных моментах.
Тема 3. Современные технологии обучения дошкольников.
Лекция (4 час.)
Классификация и обзор современных технологий обучения дошкольников: здоровьесберегающие технологии;технологии проектной деятельности;технологии исследовательской деятельности;информационно-коммуникационные технологии;личностно-ориентированные технологии; социоигровые технологии, технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога», ТРИЗ –технология.
Задания к практическим занятиям 1 и 2 по теме 3. (студенты разбиты на минигруппы):
1. Каждой минигруппе выбрать одну из современных технологий обучения дошкольников.
Перечень технологий: здоровьесберегающие технологии;технологии проектной деятельности;технологии исследовательской деятельности;информационно-коммуникационные технологии;личностно-ориентированные технологии; социоигровые технологии, ТРИЗ –технология.
2. Подготовить фрагмент образовательной деятельности с использованием выбранной технологии.
3. Изучить практику работы ДОО по использованию технологий «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога». Представить изученный опыт в виде презентации.
Литература и источники
1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: уебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
2. Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.
3. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Методическое пособие. –Тюмень: ТОГИРРО, 2013 - 64 с.
4. Тычинина А. А. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imc-new.com/preschool.../59...04.../622-2014-03-31-10-47-31
5. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.
Практическое занятие 1 (2 час.)
План проведения практического занятия.
1. Экспресс-опрос
2. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением здоровьесберегающей технологии.
3. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением технологии проектной деятельности.
4. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности.
5. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением ТРИЗ-технологии.
Практическое занятие 2 (2 час.)
План проведения практического занятия.
1. Экспресс-опрос
2. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением информационно-коммуникационные технологии.
3. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением личностно-ориентированные технологии.
4. Демонстрация фрагмента образовательной деятельности с применением социоигровых технологий.
5. Презентация опыта использования технологий «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога» в практике работы ДОО.