Основные темы обучения фонетически правильному письму
П№ п/п | Тема | Учебная задача |
Звуки и буквы (строчные и прописные) Буквы, сходные по начертанию Пары слов, отличающихся одним звуком, последовательностью звуков в слове, количеством звуков Слова со стечением согласных Звуки гласные и согласные. Слова с буквой э | Повторение усвоенных в 1-м классе звуков и букв. Умение выделить данный звук из слова и соотнести его с соответствующей буквой. Развитие графических навыков Уточнение написания букв на основе дифференциации образов; начертание букв, отличающихся добавочным элементом (и—ш, л—м, п—т, ц—щ, и-щ, г—п—т, х—ж, р—в, о—а, и—ц, ш—щ, ь—ы, и—й, е—ё), пространственным расположением элементов (б—д, в—д, э— с, з—е, у—ч), а также трудных по начертанию (з, к, у, ю, я, Д, К, Н, Ф) Уточнение звукового состава слова. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слов, определения последовательности звуков в слове Развитие фонематического восприятия. Различение на слух звуков. Уточнение звукового состава слов. Преобразование слов путем наращивания и перемещения букв в словах (рот—крот, вол—волк, сон—слон, кот—кто), изменение грамматической формы слов (мос-ты—мост) Развитие фонематического слуха. Выделение гласных и согласных. Условно-графическое изображение этих звуков (точки, изображающие гласные звуки,— красного цвета, согласные—синего). Выделение гласных из слов в начале, середине и конце. Практическое овладение написанием слов с буквой э | |
О | Ударение в двусложных словах Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных Слова со звуками и—й Звонкие и глухие согласные (б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с) Артикуляторно сходные звуки р—л Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я Твердые и мягкие согласные. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова Согласные свистящие и шипящие (с—ш, щ, з—ж) и аффрикаты(ч, ц) | Развитие слухового восприятия. Выделение на слух ударных и безударных слогов. Постановка знака ударения с помощью учителя Упражнения в написании слов с йотированными гласными в начале слова (яма) и после гласных (Рая). Деление данных слов на слоги Развитие фонематического восприятия. Узнавание на слух и выделение звука и. Слова со звуком й. Различение и—й. Деление слов с и и й на слоги (са-ра-и, сарай) Развитие фонематического восприятия. Правильное узнавание на слух звонких и глухих согласных. Уточнение их произношения (с голосом или без голоса). Обозначение звонких и глухих согласных на письме перед гласными Уточнение произношения и практическое овладение написанием слов, в состав которых входят звуки, сходные по артикуляции. Упражнения в анализе слов по их звуко-буквенному составу Развитие фонематического восприятия. Определение на слух разницы в звучании твердых и мягких согласных, уточнение произношения твердых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и Развитие фонематического восприятия. Различение на слух и в произношении твердых и мягких согласных. Умение обозначить мягкость согласных на конце слов буквой ь. Уяснение расхождения между звуковым и буквенным составом слов с твердыми и мягкими согласными (мол— моль) Уточнение произношения звуков. Различение на слух слов со свистящими, шипящими звуками, аффрикатами. Практическое овладение написанием слов с данными звуками |
Наибольшие затруднения у учащихся вспомогательных школ вызывают темы: «Слова со стечением согласных», «Звонкие и глухие согласные» и «Твердые и мягкие согласные, когда мягкость согласных обозначается буквами е, ё, и, ю, я, ь».
Работа по овладению этим учебным материалом ведется фронтально с учетом индивидуальных трудностей и возможностей.
Фронтальная работа заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия, уточнению артикуляции, зрительного восприятия и развитию тонко координированных движений пальцев рук. На основе развития всех психофизических функций ученики овладевают правильным звуковым анализом, умением переводить звуки речи в графические обозначения. Дифференцированный подход к ученикам с целью коррекции имеющихся у них нарушений осуществляется на отдельных этапах урока.