Ку принявши и пробу искусству учинивши, младых людей в пер- вых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж по-
лезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум».
История педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999. - С. 71-73.
5. Проанализируйте выдержку из «Наставления касательно знания и того, что потому от детей требуется», написанного Екатериной II. Какие педагогические идеи, заложенные в нем, актуальны, с вашей точки зрения, для современной педагогики?
«И для того наивящее дело приставников есть питомцам дать об- ращение учтивое, здравое понятие о вещах, поваживать их к обычаям добрым при всяком случае, вложить в них правила добродетели, послу- шание к Нам, почтение к родителям, любовь к истине, благоволение к роду человеческому, снисхождение к ближнему; исподволь показывать им вещи, каковы суть и каковы быть должны. Поощрять в них охоту
перенимать лучшее, любить достойное, почитать заслуживающее по- чтения, вселять в них стремление и прилежание, нужное к получению успехов и к преодолению препятствий, без чего счастливо достигнуть ни до чего не можно … .
Буде в детях способность духа не будет угнетаема приставниками, то от игры к учению приступать они будут столь же охотно, как к
игре … .
Когда учиться будут непринужденно, но добровольно, тогда тако- жде охотно учиться будут, как играть … .
Страхом научить нельзя: ибо в душу, страхом занятую, не более
Вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и
любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание … .
Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и научение облегчить ученикам колико возможно … .
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие па-
мяти не подкрепляет; ибо добрая память от добраго сложения, а не от инаго чего происходит … ».
История педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999. - С. 108-109.
6. На основе представленной выдержки из «Устава учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.), дайте характеристику такому виду вновь создаваемых образовательных учреждений, как при- ходские училища.
«О приходских училищах
I. Общие распоряжения
118. В губерниях и уездных городах, равным образом и в селениях, каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь, по крайней мере, одно при- ходское училище … .
119. Приходские училища учреждаются для двоякой цели: !) чтобы
Приуготовить юношество для уездных училищ, если родители пожела- ют, чтобы дети их продолжали в оных учение; 2) чтобы доставить де- тям земледельческого и других состояний сведения им приличные, сде- лать их в физических и нравственных отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия и предрассудки, действия коих столь вредны их благополучию, здоровью и состоянию.