Афазия: этиология, патогенез, клинические формы. Этиология и патогенез алалии, характеристика моторной и сенсорной алалии
Афазия– полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями «речевых зон» ГМ в результате тяжелой ЧМТ, опухоли, нарушения мозгового кровообращения, воспалительных процессов.
Афазия представляет собой системное расстройство речевой функции и проявляется в виде нарушения фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений артикуляционного аппарата.
Согласно классификации А. Р. Лурия выделяют семь форм афазии:
· сенсорная;
· акустико-мнестическая;
· оптико-мнестическая;
. семантическая;
· афферентная моторная;
· эфферентная моторная;
Динамическая.
Сенсорная (акустико-гностическая)афазия возникает при поражении центра Вернике. В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов. Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении центра Вернике больной не понимает обращенную речь. В менее грубых случаях перестает понимать быструю или «зашумленную» речь (например, когда одновременно говорят двое). Особенно затруднено восприятие слов с оппозиционными фонемами. Так, слово «голос» они слышат как «колос» или «холост», поскольку звуки«г-к-х» и«с-з» они не различают; слова «забор-собор-запор» звучат для них одинаково. Из-за нарушения слухового контроля за собственной речью страдает экспрессивная речь. У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, поскольку им неясен смысл образца, подлежащего написанию; затруднено повторение услышанных слов; нарушено чтение из-за утраты контроля за правильностью своей речи.
Оптико-мнестическая (амнестическая) Характерны затруднения в назывании предметов. При попытке назвать какой-либо предмет эти больные перечисляют целую группу близких по значению слов. В отличие от сенсорной и акустико-мнестической подсказка помогает (сохранен акустический гнозис). Распадается связь между зрительным образом слов и их наименованием. В устной речи это проявляется в невозможности назвать предметы («Ну, это то, чем пишут»). Семантическая афазия Проявляется неспособностью понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Нарушается одновременное схватывание и понимание конструкции предложения, а, следовательно, и непосредственное узнавание значения слова. Больные производят впечатление людей со снижением памяти, узким кругозором, растерявших знания и опыт. Утрачивается понимание метафор («каменное сердце», «железная рука»), пословиц, крылатых слов. Такие больные мысленно не могут перевернуть предмет в пространстве, плохо ориентируются в географической карте, часах со стрелками. Афферентная моторная Анализ письма детей под диктовку показал, что существует четкая связь между артикуляцией и слуховым восприятием. Если у обучающихся грамоте детей затруднить нормальную артикуляцию (например, попросить их открыть рот или прижать язык зубами), то резко возрастает число ошибок, поскольку артикуляция необходима им для анализа звукового состава слова. Расстраиваются артик. движения, больные не могут найти нужное положение, силу и направление движения губ и языка при произнесении звуков и слов.( замена т-д-л-н, к-г-х, в-ф и др). Они не могут по заданию надуть щеки, высунуть язык, облизать губы, хотя непроизвольно эти движения легко выполняют. Эфферентная моторнаяГлавным дефектом являются трудности своевременного плавного переключения с одного артик. движения на другое. Отдельные звуки и слоги больной произносит верно, но слить их в слова не в состоянии. В грубых случаях устная речь отсутствует полностью, замещаясь одним-двумя речевыми осколками-эмболами («черт возьми», «ну вот– ну вот»). Даже при легких формах больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова, словосочетания, скороговорки. Динамическая связана с распадом внутренней речи, способностью сказать развернутое речевое высказывание. Для речи характерны шаблоны, короткая фраза, длительные паузы между словами,; речь эмоционально невыразительная, медленная, содержит мало глаголов, местоимений, прилагательных, часто употребляются именительный падеж. Понимание обращенной речи не нарушено. Больные сами не обращаются к окружающим с вопросами, при ответе используют слова вопроса.
Алалия– это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненном интеллекте, вследствие недоразвития речевых зон доминантного полушария ГМ или их поражения во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.
Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до 2,5—3 лет. т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения.
Этиология алалии
1. Пренатальные вредности (физиологические, психические травмы, стрессовые состояния).
2. Натальные (быстрые, стремительные роды).
3. Постнатальные (до 3 лет опухоли, травмы, менингиты, энцефалиты).
По локализации: (преимущественно в левом полушарии):
1.Моторная (зона Брока),
2.Сенсорная алалии (зона Вернике).
Моторная алалияхарактеризуется недоразвитием моторной речи.
Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Ребенок испытывает специфические затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечаются бедность активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Понимание обращенной речи относительно сохранно. Однако при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной речи, обычно затруднено понимание различных логико-грамматических конструкций. При моторной алалии наблюдаются также нарушения письменной речи.
Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном слухе. При сенсорной алалии отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия, поэтому ребенок не понимает обращенной к нему речи. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествуют формированию собственной речи ребенка.